СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКА В СИТУАЦИЯХ РИСКА

27 августа 4:05

Современная служебно-боевая деятельность сотрудника правоохранительных органов характеризуется резким повышением вероятности возникновения в ней ситуаций риска для его собственной жизни, чести и достоинства, и угрозы жизни и достоинству членов его семьи. В качестве защитных мер, существующих в настоящее время, по борьбе с вышеуказанной тенденцией можно считать совершенствование деятельности службы по защите сотрудников и членов их семьи от посягательств со стороны преступных элементов на жизнь, честь и достоинство самих сотрудников и членов их семей, а также повышение эффективности и прикладной направленности курсов боевой и физической подготовки сотрудников, проводимых в системе их служебной подготовки.

 Однако этих мер явно недостаточно, о чем свидетельствует печальная статистика сегодняшней периодической печати МВД и средств массовой информации, свидетельствующих об увеличении количества происшествий с трагическим исходом для сотрудников и членов их семей. Основной причиной этого является низкий уровень базово-мотивационной подготовки сотрудников, их навыков профилактической деятельности по предотвращению неожиданого возникновения ситуаций риска (далее СР), а также отсутствие навыков интегрированного ответно-упреждающего действия непосредственно в условиях ситуаций риска.

  Практический опыт физической и боевой подготовки сотрудников в рамках существующих программ служебной подготовки показывает, что объем времени, выделяемого для этой цели явно недостаточен при существующих методиках формирования навыков поведения сотрудника в ситуациях риска (далее НПССР) для эффективного применения результатов этой подготовки в реальной обстановке. Только сотрудники, прошедшие дополнительную подготовку в существенно большем объеме по времени и силам (по программе спецназа или специальных спортивных секций, клубов), способны на эффективное противодействие противнику в СР. Для остальных сотрудников в реальных ситуациях представляется слишком рискованным применение изученных защитных действий против вооруженного или подготовленного в физическом плане противника.

 Поэтому, попав в ситуацию риска, сотрудник оказывается практически беззащитным, даже имея оружие, спецсредства и пройдя определенный курс боевой и физической подготовки. Причиной этого является один главный недостаток приведенных выше методик формирования НПССР: большое несоответствие времени реализации алгоритма эффективных ответных действий сотрудника времени, требуемому данной реальной ситуаций риска (которое, как правило, на порядок меньше), что сводит на нет всю эффективность ответных действий сотрудника, даже если они адекватны ситуации.

Таким образом, можно сказать, что при существующем состоянии дел наиболее эффективными для сотрудника в ситуации риска могут оказаться спонтанные ответные действия сотрудника, которым он не обучался, если они достаточно своевременны и кратковременны по исполнению. Адекватность таких действий, конечно, не на высоком уровне. Даже в условиях жестко регламентированных спортивных соревнований поединки хорошо подготовленных спортсменов выглядят значительно менее зрелищно в техническом плане, чем, скажем, на тренировочных спаррингах или показательных выступлениях. А если говорить о “бое без правил” на улице, то здесь порой, даже очень опытный спортсмен может терпеть поражение от значительно менее подготовленных в спортивном плане противников.

Опыт показывает, что своевременным по отношению к воздействию факторов ситуаций риска  может быть только ответ сотрудника на подсознательном (рефлекторном) уровне. Это легко достигается многократным повторением цикла: воздействие — оценка — выбор ответа — ответ, до полного исключения двух промежуточных звеньев цикла, обусловленных сознательной деятельностью сотрудника. Однако, такой наработанный цикл: Воздействие — Ответ на подсознательном уровне практически всегда оказывается не адекватным, что требует больших затрат времени на отработку различных вариаций вызова и соответствующих вариаций ответа.

На основе длительного изучения различных методов формирования поведенческих реакций человека в различных сферах его деятельности (физической, эмоциональной, интеллектуальной, в качестве доминирующей активности) была найдена методика формирования НПССР, которую можно назвать методом трех кругов. Суть этого метода состоит в следующем.

На первом круге сотрудник усваивает внешние проявления требуемого навыка, выполняемые с большой тщательностью в строгом соответствии с определенными принципами в нереальном масштабе времени (чаще всего это “растянутые” во времени действия, реже — “сжатые” или реальные). Данный круг овладения навыком может разбиваться при необходимости на дополнительные этапы — круги в соответствии с количеством главных принципов или их групп. Признаком завершенности каждого круга, в данном случае первого, является “блуждание ума” во время бессознательного выполнения действия, т.е. уход его от реальности “здесь — теперь”.

На втором круге сотрудник овладевает хорошо усвоенными на первом круге проявления требуемых навыков в их энергетическом аспекте в строгом соответствии с определенными принципами энергоинформационного обмена (ЭНИО). Основным признаком завершенности этого круга является отсутствие регрессий в сторону первого круга и “блуждание ума” во время безупречного ЭНИО с окружающей средой. При этом характер безупречно выполняемых действий, усвоенных на первом круге, может изменяться. Сопутствующими признаками, свидетельствующими о правильности реализации второго круга методики, являются: существенное улучшение самочувствия, здоровья и ощущение целостности личности, устранение всевозможных “блоков” и “зажимов” в соответствующей сфере деятельности сотрудника, появление у него необычных способностей исцеления, экстрасенсорного восприятия и др.

На третьем круге методики формирования НПССР сотрудник овладевает достаточно хорошо усвоенными на втором круге проявления требуемыми поведенческими навыками в их информативном аспекте, в строгом соответствии с определенными принципами энергоинформационного взаимодействия с выбранными объектами. Признаком успешного овладения поведенческими навыками на третьем круге методики является исчезновение проявления причинно-следственной связи между вызовами ситуаций риска и в полной мере адекватными им ответными действиями сотрудника.

Одним из главных достоинств метода трех кругов является качество конечных результатов, удовлетворяющее сколь угодно высоким требованиям. Справедливости ради следует указать на то, что реализация данной методики даже для достижения качества результатов, аналогичных результатам традиционных методов, в ряде случаев может потребовать даже больших затрат времени. Однако этот, кажущийся на первый взгляд, недостаток может быть оправдан двумя соображениями.

          Во-первых, поскольку традиционные методики формирования поведенческих навыков человека базируются преимущественно на явно проявляемых аспектах его деятельности, то определенный предел качества конечных результатов наступает достаточно быстро и последующие затраты времени и усилий, необходимые для дальнейшего повышения этого качества, становятся неоправданно большими.

          Этого нельзя сказать о методе трех кругов, у которого предел качества намного больше чем у традиционных методов формирования поведенческих навыков человека.           

            Количественная оценка эффективности предлагаемого метода весьма сложна и зависит от конкретной сферы применения метода. Избегая сложных статистических выкладок, могущих составить предмет дополнительных исследований, можно утверждать о превышении эффективности предложенного метода по сравнению с предыдущими традиционными, по крайней мере, на порядок.

          Во вторых, по той же причине, что и во-первых, традиционные методы формирования поведенческих навыков предполагают необходимые для их реализации определенные условия и наличие свободного времени, в то время, как для реализации метода трех кругов этого не только не требуется, но является более предпочтительным овладением этим методом в условиях повседневной жизни без дополнительных затрат времени, т.к. такого рода подготовка сотрудника может осуществляться без его отрыва от выполнения своих функциональных обязанностей.

           В то же время это не только не приводит к снижению качества выполнения сотрудником своих служебных функций, а наоборот, систематически и неуклонно его повышает, поскольку само по себе выполнение этих функций в качестве методических инструментов подготовки сотрудника к действиям в СР является весьма полезным во многих смыслах, главными из которых для служебно-боевой деятельности сотрудника правоохранительных органов являются: полная “включенность”, “вовлеченность” всех аспектов личности сотрудника в выполняемые им “здесь-теперь” действия; привнесение им в эти действия элементов творчества; отступление от шаблона “из сознания — в подсознание” на мелком уровне проявления; готовность к эффективным действиям в любых условиях изменяющейся обстановки, которые не могут быть полностью предусмотрены и отрепетированы заранее и т.д.

        Таким образом, сотрудник, знакомый с данной методикой и целеустремленно овладевающий ею, способен в течении 3-4 лет своей служебной деятельности без дополнительных затрат времени приобрести соответствующие поведенческие навыки, позволяющие ему на фоне существенного прироста общего профессионального уровня: во-первых, сформировать у себя необходимые базово-мотивационные установки; во-вторых, приобрести навыки профилактики возникновения в своей жизнедеятельности СР; в-третьих, овладеть навыками высоко эффективных адекватных действий при возникновении СР.

Литература

  1. Вестбрук А., Ратти О. Айкидо и динамическая сфера. Пер. с англ. Палец Д. и Калитенко Б. Киев. 1997. — 368 с.
  2. Валерий Момот. Мистическое искусство ниндзя.Киев.1995-352с.
  3. Дайсэцу Судзуки. Дзэн- Буддизм. Сэкида Кацуки. Основы дзэн-буддизма. Практика ДЗЭН. Бишкек. 1993. — 672 с.
  4. Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Бхагавад-Гита как она есть. М.-Л- Калькутта. -Бомбей-Нью -Дели. 1986. — 832 с.
  5. Шмаков В. Священная Книга Тота. Великие арканы Таро. Абсолютные начала синтетической философии эзотеризма. М. МСМХVI. — 602 с.
  6. Жан Беккио, Шарль Жюслен. Новый гипноз. Практическое руководство. Пер. с франц. М.Р.Гизбург. М. 1998. — 160 с.