Если рассуждать на тему стратегического планирования, то с уверенностью можно сказать, что его основной целью является разработка долгосрочной стратегии, включающей в себя учёт используемых ресурсов [1].
Некоторые товары компании могут приносить небольшую прибыль или не поспевают за скоростью развития товаров конкурентов, поэтому стратегическое планирование также включает в себя рассмотрение товаров-заменителей, повысить эффективность которые помогут снизить затраты, а также производства.
Практически любой сфере деятельности присутствует конкуренция, где-то она не особо явно выражена и практически не проявляет себя во время процесса производства, а где-то она напрямую влияет на товары или услуги, которые предоставляет компания. Высокая конкурентоспособность продукции повышает шансы продукта укрепиться на стабильном месте, а также вселяет в компанию уверенность, что продукт сможет пребывать на рынке довольно продолжительное время. Поддерживать конкурентоспособность можно различными способами и методами, например, при внедрении логистической системы в хозяйственную деятельность предприятия будет проведена неразрывная связь между деятельностью всех подразделений, и, как следствие, за счет быстрого обмена информацией их эффективность будет повышена [2].
Род деятельности компании также является неотъемлемой частью планирования. Срок, на который будет проводиться планирование, может достичь как до 1 года, так и до 15 лет, однако, в среднем, долгосрочным планирование может сочетаться от 5 лет. Связывая процесс долгосрочного планирования с логистическими поставками, можно сказать, что на 5 лет рассчитываются поставки для небольшой или средней фирмы, в этот период будут включены различные изменения, которые со временем могут появиться в сети поставок. Долгосрочное планирование на 10 и более лет осуществляется для крупных компаний, в него могут быть включены расчеты ресурсов на строительство новых зданий, на различные исследования, расчёт новых путей поставок и всевозможные другие дополнения [3].
Само по себе планирование очень важно для компании, особенно, если оно производится на длительный срок, ведь очень часто покупка некоторых ресурсов или наоборот сокращения их поставок, а также любые похожие действия, могут стать необратимыми в будущем, что очень серьёзно может повлиять на судьбу и решения компании. Поэтому модели оптимизации играют очень важную роль в исследованиях, направленных в сторону изучения информации для будущего планирования цепи поставок [4].
Рассмотрение и построение стратегической логистической модели является естественным процессом для компании, её назначение заключается в увеличении эффективности управленческих решений относительно продукции компании, каналов сбыта, логистики и других направлений. Сама по себе структура модели заключается в последовательном выполнении определенных действий, например, таких как: постановка целей, планирование путей их достижения, формирование управленческих решений и прогнозирование их последствий. Главной целью модели оптимизации для логистического планирования или, как её по-другому называют, модели логистической сети является преобразование управленческих решений. например, за счет внесения изменений в разнообразие ассортимента или в систему распределения поставок [5].
Прежде всего, когда мы начинаем анализировать построение структуры модели, мы начинаем с определений желаний клиента и их воплощении в структуре цепи поставок. Работа, которую предоставляет заказчик, а также связанные с ней требования могут быть довольно разнообразными, начиная от обычной перевозки груза из одной точки в другую, заканчивая, например, поставкой большого объема груза на один склад, а потом транспортировка его в меньших объемах в разные магазины. В данной работе не стоит забывать о сроках поставки, которые являются очень важным параметром при стратегическом планировании логиистических цепей поставок. В свою очередь, можно утверждать, что сроки поставки напрямую будут зависеть от расстояния между точками поставок. Также не стоит забывать, что на сроки поставки будет влиять и выбор транспорта, который будет перевозить груз. Стоит учитывать, что если клиент решит выбрать способ поставки с помощью железной дороги, что ему придется увеличить время, выделенное на перевозку товара, на двое суток. Потому что в это дополнительное время будут включены, например, перегрузка грузов в вагоны другой ширины колеи, смена колесных пар вагонов на пограничных станциях и при паромной перевозке вагонов [6].
Далее мы рассмотрим систему принятия или отклонения предложений, она включает в себя бинарные переменные 0 и 1, при данных обозначениях «0» является отрицанием » Нет», а «1» является положительным решением » Да». Модель оптимизации логистической сети поставок также включает в себя эту систему, которая чаще всего представлена в виде списка вопросов, на которые требуется найти решения. Например: Имеется ли необходимое оборудование? С какими поставщиками предстоит работать?
Однако даже эта система может включать в себя дополнительные ограничения, которое каждая компания выбирает для себя сама (см.рисунок1).
Рисунок1-Схема рассмотрения и принятия решений
Таким образом, всё что, что мы рассмотрели ранее можно отнести к структуре логистической сети. Для оценки стратегии нам понадобится разработать и применить дополнительные изменения и ограничения, которые, так или иначе, будут влиять на управление логистической сетью. Они также не должны будут перечить рассмотренным ранее решением, которые связанны со структурой нашей модели.
Использованные источники
- Сергеева В. И. Логистика снабжения : учебник для бакалавриата и магистратуры/ В. И. Сергеев, И. П. Эльяшевич ; под общ. ред. В. И. Сергеева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 523 с. — Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс. — ISBN 978-5-9916-4129-6
- Борнин А.И., Шевень Л.Н. Логистика как способ повышения конкурентоспособности отечественных предприятий // Студенческие научные исследования. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://student.snauka.ru/2015/04/2445 (дата обращения: 07.02.2019).
- Яковлева Т.А. Модель оптимизации процесса закупок на крупных промышленных предприятий // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/04/81749 (дата обращения: 25.03.2019).
- Сидельников И.Д. Управление цепями поставок / И.Д. Сидельников // Молодежный научно-технический вестник. – 2016. – № 1. – С. 40.
- Гапоненко Т. В. Управленческие решения / Т.В. Гапоненко. — М.: Феникс, 2008. — 288 c.
- Правдина Н.В. Транспортное обеспечение коммерческой деятельности/ Н.В Правдина// Ульяновск: УлГТУ, 2007. — 95 с.