ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

22 мая 10:14

Сложные процессы реформирования экономических отношений и развития новых рыночных условий в нашей стране требуют новых подходов к организации производственно-хозяйственной деятельности, принципов и методов управления производством. Ключевыми факторами успеха на рынке являются: финансовое положение предприятия, развитие базы для собственных исследовательских работ и уровень расходов на него; наличие передовых технологий, предоставление высококвалифицированного персонала, возможность маневрирования производства (и цены), наличие сети продаж и опытного маркетолога, состояние технического обслуживания, возможности кредитования их экспорта (включая помощь государственных организаций), эффективность системы рекламы и связей с общественностью, безопасность информации, кредитоспособность основных покупателей. Факторы могут влиять как на повышение конкурентоспособности предприятий, так и на снижение.

Конкуренция (от лат. Concurrentia до столкновения) — это конкуренция между производителями (продавцами) товаров, в целом между любыми экономическими или рыночными субъектами, борьба за товарные рынки с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод. Конкуренция представляет собой цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее эффективных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике [1].

В нынешних условиях усиливается конкуренция, благодаря которой бизнес-лидеры постоянно ищут новые рычаги конкурентоспособности и инструменты управления бизнесом.

В то же время повышение конкурентоспособности распространяется на все уровни его иерархии продуктов (товаров и услуг), предприятия, отрасли, региона и страны в целом, но при этом особое значение приобретает конкурентоспособность компании как основного компонента экономики [2].

Потребность в научных исследованиях и практических разработках проблем конкуренции в сфере производства значительно возросла. Эта борьба уже ведется на внутреннем рынке между отечественными производителями и их иностранными конкурентами, а также на внешнем рынке, где конкуренция включает предприятия и фирмы, наиболее успешные в экономическом и технологическом отношении отрасли.

В современных условиях развития рыночных отношений конкурентоспособная продукция не является универсальным инструментом в борьбе за конкурентоспособность предприятия. При неизменных качественных характеристиках продукции, операций и услуг предприятия его конкурентоспособность может варьироваться в довольно широких пределах, реагируя на различные факторы, определяемые конкурентной средой.

Достижение конкурентоспособности производимого им предприятия, как на внутреннем, так и на мировом рынке абсурдно без технического и технологического обновления производства или без использования прогрессивных, высокоэффективных методов организации производственных процессов. В то же время влияние любых изменений в компании, будь то внедрение новых технологий или инновационные организационные и экономические преобразования, может быть достигнуто только при соответствующем укреплении людских ресурсов.

Конкурентоспособность национальной экономики обеспечивает компании, производящие товары и услуги, а компании, в свою очередь, должны стремиться к основным конкурентным преимуществам, таким как минимизация затрат и дифференциация продукции. Процветание фирм в конкурентной борьбе на мировом рынке зависит от следующих факторов: экономических, политических, институциональных, человеческих, культурных и образовательных. Это требует реализации мер, направленных на повышение конкурентоспособности отечественных предприятий на мировом рынке. Для реализации этих задач необходимо провести ряд комплексных исследований, предопределяющих масштабы анализа и разработки в совершенствовании методологических основ государственного управления механизма повышения конкурентоспособности предприятий на мировом рынке [3].

Исходя из этого, необходимо решить следующие задачи:

а) необходимость разработки концепции конкурентоспособности предприятия в условиях глобализации хозяйственной деятельности предприятий;

б) определение экономических направлений влияния государства на формирование механизма конкурентоспособности предприятий в условиях глобализации мировой экономики;

в) выявление основных проблем развития направлений государственной экономической политики, влияющих на конкурентоспособность предприятий;

г) оценка влияния внутриполитической деятельности на повышение конкурентоспособности предприятий в соответствии с государственной программой развития страны;

д) разработка практических рекомендаций по совершенствованию механизма формирования конкурентоспособности предприятий с целью превращения в мировую экономику и повышения ее конкурентоспособности.[6]

Проблема конкурентоспособности экономики сегодня не стоит на первом месте, но для многих стран она является наиболее важной в экономической политике. Вероятность того, что страна займет достойное место в мировой экономике, напрямую зависит от способности ее фирм сохранять и улучшать свои позиции на товарных и финансовых рынках мира [4].

Предприятиям для увеличения прибыли и повышения конкурентоспособности также необходимо стимулировать рост спроса на дополнительные услуги. Для преодоления низкой прибыльности дополнительных услуг и повышения их привлекательности следует:

проводить рекламные кампании, отражающие суть предлагаемых услуг и преимущества, которые они приносят покупателю;

снизить цены на дополнительные услуги;

сделать услуги более доступными для потребителя и внести в них необходимые коррективы.[4]

Эти мероприятия помогут извлечь дополнительную прибыль и сохранить имидж инновационного предприятия. Организация в условиях обострения конкуренции на рынке, прибегает к поиску новых форм и методов конкуренции. Большинство предприятий стремятся создать устойчивое конкурентное преимущество в области производства, управления и продаж, поскольку ценовая конкуренция обеспечит лишь временные преимущества на рынке. Многие фирмы внедряют инновации, пытаясь улучшить свои экономические показатели, в самых важных областях, таких как эффективность экономической деятельности, производительность труда, международная конкурентоспособность, используя реорганизацию бизнес-операций и структуры. Многочисленные исследования показали, что нововведения, внедряемые только в сфере производства или продаж, уже приводят к положительным экономическим результатам, включая такой же рост производительности труда, даже когда достигается один результат. Однако немедленного улучшения экономических показателей может не наблюдаться, поскольку должно пройти определенное время, в течение которого должно произойти снижение затрат на рабочую силу [5].

С внедрением систем общего менеджмента качества в организациях основное внимание уделяется качеству и придерживаются принципа, при котором затраты на достижение и поддержание качества намного ниже, чем потери от коррекции некачественной продукции [6].

Анализируя вопросы конкурентоспособности предприятия, правомерно исходить из следующих положений:

производство с минимальными затратами перестало быть единственной целью производителя;

ценовая конкуренция уже не единственная форма

В связи с этим концепция конкурентоспособности фирмы основана на получении конкурентного преимущества путем дифференциации общего предложения компании путем улучшения качества и масштаба услуг, предлагаемых клиенту.

Государственная политика в области инноваций и инфраструктуры еще не была объединена единой концепцией развития, что приводит к разобщенности участников инновационного процесса и отсутствию надлежащих стимулов в сфере трансфера технологий. Исходя из этого, крайне необходимо незамедлительное развитие такой концепции с обязательным совершенствованием описания механизма инновационного развития (рис.1), что внесет существенный вклад в повышение конкурентоспособности предприятий на мировом рынке.[7]

http://meridian-journal.ru/uploads/2985-2.PNG

Рис.1 Задачи механизма инновационного развития

Процесс превращения потенциальных возможностей для повышения конкурентоспособности в реальную жизнь представляет собой использование неиспользованных возможностей предприятия по сокращению затрат на собственное производство и максимальное использование всего спектра условий эксплуатации на конкретном рынке с целью увеличения конкурентоспособность и, в конечном итоге, рентабельность предприятия.

Чтобы создать конкурентоспособное предприятие, необходимо не только модернизировать производство и управление, но и четко знать, для чего делается, какой цели нужно достичь. Главным в этом случае должна быть способность определять, быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои сравнительные преимущества. Все усилия должны быть направлены на развитие тех сторон, которые отличают предприятие от потенциальных или реальных конкурентов.[6]

Очевидно, что экономический спад, является следствием низкой конкурентоспособности отечественной промышленности из-за низкой эффективности управления предприятиями и низкой эффективности мер государственной поддержки отечественных производителей.

Государственная политика промышленного развития, направленная на повышение конкурентоспособности промышленных предприятий, должна обеспечить решение двух основных проблем: реформа предприятий с целью повышения качества и эффективности их управления, а также разработка государственного регулирования мер по стимулированию развития предприятий. отечественные производители. В связи с этим развитие теории управления конкурентоспособностью приобретает в настоящее время чрезвычайно важное практическое значение.

Список литературы:

  1. Портер Э. (2014). Конкурс [Конкурс]. М .: Издательский дом «Виллиамс».
  2. Портер, Е.М. (2012). Конкурентная стратегия: Методы анализа отраслей и конкурентов. М .: Альпина Бизнес Букс.
  3. Сабденов О.Б. (2013). Конкурентоспособность национальной экономики: критерии оценки и пути повышения: учебная программа для вузов: Экономика.
  4. Габибова М.Ш. (2015).Пути повышения конкурентоспособности предприятия. Материалы по актуальным вопросам экономики и управления: III Международная научно-практическая конференция (II июня 2015 года) — 3-я Международная научно-практическая (стр. 85–87). М .: Буки-Веди.
  5. Савицкая Г.В. (2014). Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Минск: РИПО.
  6. Rachman David, & Meskon Michael, H. (2015). Современный бизнес. М .: Республика.
  7. Криворотов В.В. (2013). Механизм повышения конкурентоспособности отечественных предприятий . Екатеринбург: УХТУ-УПИ.