ЗАВИСТЬ И РЕВНОСТЬ: ЭВОЛЮЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

9 октября 5:04

Согласно эволюционной теории, эмоции – это адаптивные реакции на окружающую среду, которые увеличивают наши шансы на выживание. Но в отличие от простых адаптаций, эмоции намного сложнее. Если человек видит, что хищник находится поблизости, возникает «реакция борьбы или бегства», активизируются физиологические и когнитивные функции, каждая из которых влияет друг на друга, что отражается на поведении [9, c. 129-139]. Можно предположить, что поведение человека является механизмами коммуникации и выживания, основанными на эволюционной адаптации [7]; [8].

Ученые Центра мозга и познания при Калифорнийском университете (Сан-Диего, Калифорния, США) и Института поведенческой и клинической неврологии, факультета психиатрии Кембриджского университета (Кембридж, Великобритания) провели эксперимент, цель которого состояла в изучении таких эмоций, как ревность и зависть. Необходимо отметить, что ревность имеет собственнический характер: «я хочу лишить другого человека свободы и заявить, что он мой» [21, c. 2]. Зависть — не столь негативна, поскольку мотивирует человека получать самостоятельный доступ к подобным или даже лучшим ресурсам, чем у того человека, с кем он себя сравнивает.

С целью достижения более глубокого понимания эмоций были отобраны 11 участников, которым было предложено в ходе «мысленных экспериментов» при помощи интроспекции определить, какая социальная ситуация (А или В) вызывает ревность или зависть, и благодаря каким окружающим раздражителям. Для таких негативных эмоций, как агрессия и страх раздражители и их эволюционное обоснование опосредуется лимбическими структурами в мозге. Такие эмоции уникальны и хорошо развиты. Сложные эмоции, напротив, требуют более сложных раздражителей. Большинство сложных эмоций зависят от социальных взаимодействий, самооценки и чувства того, кто вы, как вас воспринимают другие. Ревность имеет свою собственную уникальную субъективную оценку; ревность — это негативное чувство, которое становится окрашенным уникальным «ароматом ревности» [18, с. 33-39]. Интроспекция показывает, что мы часто завидуем друг другу, не пытаясь понять, что послужило причиной появления зависти.

На основании результатов наблюдения за психическими процессами людей ученые Института поведенческой и клинической неврологии разработали для участников эксперимента опросник с рядом гипотетических ситуаций и правдоподобных сценариев [22, c. 3], цель которых — сбор формальных данных путем самонаблюдения:

  1. Вы завидуете больше:

a — тому, кто похож на вас в большинстве случаев, но немного богаче;

b — Биллу Гейтсу.

Ответ (а) выбрали десять из одиннадцати респондентов. Известно, что эмоция прямо пропорциональна искомому ресурсу, например, уровень глюкозы в крови определяется степенью голода. Следуя этому аргументу, испытуемые должны были завидовать Биллу Гейтсу. С точки зрения здравого смысла, чем успешнее другой человек, тем сильнее чувство зависти к нему, но результаты показали, что данное утверждение не соответствует действительности. Отсюда следует, что «здравый смысл» также возник в процессе эволюцию. Зависть побуждает человека к действию, то есть самостоятельным трудом достигать того же, что имеет сосед [17, с. 3-7], а ревность мотивирует украсть то, что есть у соседа. Исходя из этого, ревность имеет агрессивную составляющую, а зависть более позитивную, например, заставляет восхищаться [16, с. 3].

  1. Кому бы вы больше завидовали:

а — тому, кто имеет равные с вами возможности, творческие способности и т.д., но получает незаслуженно высокое вознаграждение;

b — тот, кто действительно лучше вас и заслуженно получает вознаграждение.

Все 11 человек, принимавшие участие в опросе, выбрали ответ (а), однако, это идет вразрез со здравым смыслом, поскольку если вы не хотите быть таким же богатым, как ваш сосед, то не имеет значение, был ли он незаслуженно или заслуженно вознагражден. Эволюционная психология предполагает, что вы будете больше всего завидовать (b), поскольку зависть побуждает вас что-то делать, а конкуренция с (а) может быть бесполезной, вы не можете воздействовать на генетическую предрасположенность человека. Большая зависть к (b) проявляется, если (a) имеет, в отличие от вас, потенциально высокие способности. В таком случае, зависть мотивирует человека на работу над собой, чтобы преодолеть генетические ограничения [16, c. 4].

  1. Кому бы вы больше завидовали, если бы вы были иммигрантом из Индии, а ваш сосед:

а — иммигрантом из Индии с такими же возможностями, как и у вас;

b — иммигрантом из Китая;

с – местным жителем Америки.

Все участники эксперимента выбрали ответ (а), рассуждая следующим образом: (а) имеет те же привилегии, возможности, статус и т.д., что и я, поэтому я бы завидовал ему, чтобы мотивировать себя на получение доступа к тем же ресурсам. В отличие от (а), (с), скорее всего, имеет больше привилегий и возможностей на протяжении всей жизни, поэтому он не вызывает чувства зависти, поскольку у меня нет шансов получить доступ к его ресурсам — иначе зависть приведет к бесполезной трате сил и времени [16, c. 4-5].

  1. Женщина привлекает ваше внимание, но входит другой мужчина, и она мгновенно подходит к нему и уходит с ним. Этот мужчина:

(а) потрясающе красив и богат;

(b) только немного лучше выглядит и красив или даже такой же, как и вы;

(с) старый бедный нищий.

Большинство респондентов (8 из 11 участников опроса) признались, что испытывали бы ревность к (b). Мотиватором действий является ревность, и она будет наиболее выраженной в ситуации (b). Ревность может быть бесполезной в (а), поскольку вы не можете винить женщину в том, что такой мужчина смог привлечь ее внимание. Выбор неприглядного нищего предполагает, что предпочтение женщины, на ваш взгляд, своеобразно и непредсказуемо [16, c. 5].

Полученные в ходе эксперимента данные являются предварительными; существуют и другие сложные контекстуальные и личностные переменные, которые влияют на выбор конкретного человека в каждом из представленных сценариев. Однако эти рассуждения могут послужить отправной точкой для более глубокого анализа ревности и зависти, чем это было возможно до сих пор, выводя нас далеко за пределы “здравого смысла” в понимании человеческих эмоций. Цель разработанной стратегии состоит в том, чтобы понять, как “скрытый мотив” отражается на поведении человека, которое изначально может показаться необъяснимым. Эволюционно-психологический подход включает в себя и элементы психоанализа, подчеркивая роль первичных побуждений и защитных механизмов, и когнитивно-поведенческой терапии, поэтому более глубокое понимание эмоциональных нарушений, лежащих в основе психических заболеваний, может быть достигнуто путем изучения эволюционной психологии.

 

Литература

  1. Darwin, C. The Expression of Emotions in Animals and Men. –London: John Murray. – 1872. doi: 10.1037/10001-000
  2. Ekman, P., and Davidson, R. J. The Nature of Emotion: Fundamental Questions. — New York, NY: Oxford University Press. – 1994.
  3. Ekman, P., and Friesen, W. V. Constants across cultures in the face and emotion // J. Pers. Soc. Psychol. – 1971. – № 17. – С. 124–129. doi: 10.1037/h0030377
  4. Fredrickson, B. L. What good are positive emotions? // Rev. Gen. Psychol. – 1998. – №2. – С. 300-319. doi: 10.1037/1089-2680.2.3.300
  5. Izard, C. E. Human Emotions. – New York, NY: Plenum Press. – 1977. doi: 10.1007/978-1-4899-2209-0
  6. Johnston, V. Why We feel: The Science of Human Emotions. – MA: Perseus Press. – 1999.
  7. Konner, M. Women after All: Sex, Evolution, and the End of Male Supremacy. – New York City, NY: WW Norton & Company. – 2015.
  8. Nesse, R. M. Evolutionary explanations of emotions // Hum. Nat. – 1990. – №1. – С. 261–289. doi: 10.1007/BF02733986
  9. Nesse, R. M., and Ellsworth, P. C. Evolution, emotions, and emotional disorders // Am. Psychol. – 2009. – №64. – С. 129–139. doi: 10.1037/a0013503
  10. Oatley, K., and Jenkins, J. M. Understanding Emotions. – Cambridge, MA: Blackwell. – 1996.
  11. Panksepp, J., and Biven, L. The Archaeology of Mind: Neuroevolutionary Origins of Human Emotions. – New York, NY: WW Norton & Company. – 2012.
  12. Ramachandran, V. S. Why do gentlemen prefer blondes? // Med. Hypotheses. – 1998. – № 48. – С. 19-20. doi: 10.1016/S0306-9877(97)90018-9
  13. Russell, J. A. Is there universal recognition of emotion from facial expression? A review of the cross-cultural studies // Psychol. Bull. – 1994. – № 115. – С. 102–141. doi: 10.1037/0033-2909.115.1.102
  14. Tooby, J., and Cosmides, L. On the universality of human nature and the uniqueness of the individual: the role of genetics and adaptation. J. Pers. – 1990. – №58. – С. 17–67. doi: 10.1111/j.1467-6494.1990.tb00907.x
  15. Wierzbicka, A. (1986). Human emotions: universal or culturespecific? // Am. Anthropol. – 1986. – №88. – С. 584–594. doi: 10.1525/aa.1986.88.3.02a00030
  16. Vilayanur S. Ramachandran and Baland Jalal. The Evolutionary Psychology of Envy and Jealousy // Frontiers in Psychology. – 2017. – p. 1-7. doi:10/3389
  1. Ablyazimova N.E., Shaposhnikova P.K., Volkodav T.V. The two sides of envy: understanding benign and malicious envy in Russian students // Форум молодых ученых: научно-практическое сетевое издание. 2018. – C. 3-7.
  2. Shulzhevskaya А.А., Vasilenko Е.А., Volkodav Т.V. To be jealous, or not to be…That is the question! // Форум молодых ученых: научно-практическое сетевое издание. – 2018. – C. 33-39.