СТРАТЕГИИ И МОДЕЛИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

15 декабря 8:33

Прежде, чем говорить о стратегиях регионального развития, дадим понятие современного региона. По нашему мнению, современным регионом является регион, который ясно осознает цели, которые ставит руководство региона, и имеет стратегию развития, ведущую к достижению этих целей.

Перед региональными органами власти выдвигаются задачи стратегического развития и развития основных направлений реформирования региона. Инструментом управления регионом является, на наш взгляд, продуктивная стратегия, которая должна содержать в себе проекты и мероприятия, направленные на социально-экономическое, прогрессивное реформирование региона и увеличение благосостояния граждан.

В этой статье мы поставили задачу проанализировать Стратегии социально-экономического развития Курской области.

Основные задачи нашего региона:

— природоохранная деятельность (предотвращение выбросов в окружающую среду, устранение последствий выбросов вредоносных веществ, многоплановая защита экологии региона);

— наиболее полный учёт климатических и природных индивидуальных характеристик области;

— формирование, развитие и обеспечение политических гарантий местного самоуправления;

— прогрессивное развитие производства в области и постоянный экономический рост;

— развитие рыночных взаимоотношений;

— проведение гибкой социальной политики, направленной на решение проблемных ситуаций в разных слоях населения;

— осуществить переход из зоны «Пониженный потенциал – умеренный риск» в зону «Средний потенциал – минимальный риск» к 2020 году;

— перестройка традиционной экономической системы; диспропорций социально-экономического развития; системы расселения. [4]

Основная миссия Стратегии Курской области состоит, на наш взгляд, в становлении Курской области «опорным» регионом, гармонично сочетающим в себе интересы региона, межрегиональные интересы, общероссийские и международные интересы при решении российских стратегических задач в социальной, экономической сферах, развитие территории области.

Выполнение этой миссии произойдёт, как мы считаем, при мобилизации экономической активности территорий и увеличения продуктивности использования их ресурсов с помощью реализации социальных, экономических и институциональных преобразований.

Проект, выдвинутый Курской областью, был высоко оценён Межведомственной комиссией.

Стратегия прогрессивного экономического и социального развития нашей области на период до 2020 года является системой мер управления государством, которая должна иметь долгосрочные приоритетные направления, цели и задачи политики субъектов государственной власти. [1]

Перечислим основные стратегические приоритеты, которые заключаются в:

— формировании и развитии экономической деятельности в регионе с помощью создания условий, являющихся благоприятными, в том числе развитие законодательной базы региона;

— формировании позитивного имиджа в инвестиционной среде, стратегии по притоку капитала инвесторов в наиболее приоритетные для области экономические отрасли;

— формировании «точек роста» с высокой концентрацией ресурсов материальной сферы, финансовых, ресурсов администрирования и управления, трудовых;

— обеспечении конкурентоспособности региона в условиях глобализации российской экономики;

— активизации инновационных процессов;

— формировании конкурентоспособных территориально-производственных кластеров;

— помощь прогрессивному развитию малого и среднего бизнеса с помощью обмена и внедрения инновационных идей;

— наиболее полном развитии территорий внутри города, а также сельских территорий: увеличении эффективности политики по строительству в городе, повышении продуктивности строительства жилья; увеличении скорости развития дорожной сети; увеличении качества обеспечения населения региона транспортом; формировании и развитии условий прогрессирования социальной поддержки населения, прогрессирования социальной инфраструктуры.

— поддержке государством наиболее важных проектов развития региона и инициатив органов местного самоуправления.

В нашей области реализуется инновационный подход к развитию, был выбран «инновационно–прорывной путь» развития области, что включает в себя диверсификацию экономики и сдвиг в экономической структуре, с учетом приоритета обрабатывающих отраслей промышленности и сектора услуг. [2]

Наиболее приоритетными направлениями экономической политики Курской области являются электроэнергетика и черная металлургия. Агропромышленный комплекс становится «продовольственным центром» России, так как выпускается качественная, конкурентоспособная продукция с помощью инновационных технологий.

Рассмотрим результаты работы.

В добыче полезных ископаемых: Михайловский ГОК занял более высокую позицию по переработке железорудного сырья и на его базе создали производство металлизированного продукта.

В энергетической сфере: завершено строительство энергоблока №5, использование которого позволит обеспечить восполнение выбывающих мощностей; поведено к финалу строительство станций замещения – АЭС- 2.

В обрабатывающих отраслях сформированы конкурентоспособные кластеры: в машиностроительном секторе – кластеры сельхозмашиностроения, оборудования и запчастей для железнодорожного транспорта, оборудования для ЖКХ; в целлюлозно-бумажной промышленности – кластер по производству упаковочной продукции; в нефтехимической отрасли промышленности – по производству резинотехнических изделий. Увеличение обрабатывающей доли с 48 до 56% к 2020 году обеспечит увеличения сбалансированности структуры промышленного производства. [5]

Кластерная политика характерна, на наш взгляд, и в агропромышленном комплексе, где можно наблюдать тенденцию объединения производственной и перерабатывающей отрасли в сельскохозяйственной продукции.

Созданы конкурентоспособные кластеры: по производству и переработке животноводческой продукции (строительство новых, реконструкция и перестройка уже действующих,  модернизация действующих животноводческих комплексов и мясоперерабатывающих заводов; формирование малых комплексов для переработки мясной и молочной продукции; постоянное прогрессивное развитие генетического потенциала скота мясных и молочных пород); по выпуску и переработке зерновых культур (было построено три комбикормовых завода; запущена реконструкция и строительство мукомольно-крупяных заводских сооружений; создание солодовенных производств; увеличение мощностей спиртзаводов); по производству и переработке сахарной свеклы (реконструкция уже действующих сахарных заводов, строительство и внедрение нового; ввод интенсивной технологии возделывания на всей посевной территории; открытие новых пунктов приема свеклы).

«Точкой роста» намечено развитие индустрии строительства, а также промышленности по производству строительных материалов из полезных ископаемых, которые добываются в Курской области (строительство 2 цементных заводов в Солнцевском и Суджанском районах, кирпичных заводов в г.Льгове и районах области).

Достигнута полная газификация Курской области (93,4%), благодаря повышению скорости развития газификации и привлечению материальных средств ОАО «Газпром» и других мелких инвесторов.

На наших глазах происходит строительство и реставрация автомобильных дорог: отремонтированы дороги муниципалитета и дороги, находящиеся в собственности сельхозпредприятий; повышается качество технических параметров федеральных и территориальных дорог, проводится строительство скоростной объездной магистрали вокруг Курска и объездной дорога вокруг Курчатова, минуя Курскую АЭС.

Стратегической задачей жилищного строительства является ввод жилых домов до 1 млн. кв. метров.

На сегодняшний день завершаются основные проекты, обеспечивающие реализацию Стратегии, и способные изменить структуру экономики нашего региона. [3]

В результате реализации Стратегии Курская область — это:

— территория с максимально благоприятными условиями: политическими, экономическими, технологическими, социальными, экологическими для проживания населения;

— центр инновационно — технологического развития для обеспечения новой инновационной экономики;

— устойчиво развивающийся регион, который активно влияет и занимает достойное место в общероссийской экономике и в пространственном развитии РФ, обеспечивает рациональное использование природно-ресурсного, человеческого и экономического потенциалов;

— контактный регион России с Украиной, Белоруссией, Молдовой, на территории которого отрабатываются механизмы процессов интеграции и взаимодействия.

Итак, в результате реализации Стратегии, ее «инновационо – прорывного» сценария, в Курской области:

— увеличился валовой региональный продукт в 3 раза;

— произошел рост инвестиций в основной капитал — в 2,6 раза;

— выросли объемы торговли и платных услуг — в 5 раз;

— увеличились реальные денежные доходы на душу населения почти в 5 раз;

— уменьшилась доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума до 5%.

Данный проект инновационного развития региона, заслуживает, на наш взгляд, высокой оценки, так как «конкурентоспособный регион есть точка роста конкурентоспособности России».

Таким образом, Курская область — современный регион, так как четко осознает свои цели и имеет стратегию развития, позволяющую достичь эти цели.

Список литературы

  1. Концепция, технология и инструменты формирования управленческих решений в социально-экономической и технологической сферах субъектов Российской Федерации. Сборник материалов Проблемной рабочей группы по прогнозированию и стратегическому планированию социально-экономического развития российских регионов. Москва, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, 2015 г.
  2. Напреенко В.Г., Нариньяни А.С., Смирнов Е.П. Моделирование региональной экономики: новый уровень качества и безопасности. Финансы, экономика, безопасность. — 2018. — №4.
  3. Попов С.В. Метод экспертизы. Кентавр № 23, 2019 г.
  4. Смирнов Е.П. Проект «Конкурентоспособный регион как точка роста конкурентоспособности России». Российская муниципальная практика. — 2016. — №2.
  5. Смирнов Е.П. «Конкурентоспособный регион: концепция и пилотный проект инновационного развития российских регионов». Труды Международной конференции «Проблемы управления и моделирования в сложных системах». 2016г. Самара, с.12–16.