СПЕЦИФИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

4 марта 9:15

Московская область является государственно-территориальным образованием в составе Российской Федерации, которому в соответствии с действующей Конституцией РФ иными федеральными актами предоставлен статус субъекта федерации. Согласно Уставу Московской области от 11 декабря 1996 г. N 55/96-ОЗ «государственную власть в Московской области осуществляют органы государственной власти Московской области, а также федеральные суды и федеральные органы исполнительной государственной власти». Численность населения – 7 599 647 человек. Правительство Московской области — высший исполнительный орган государственной власти Московской области.

По состоянию на январь 2018 года в Московской области было 227 муниципальных образований. Среди них выделяются закрытые административно-территориальные образования — ЗАТО, приграничные территории, наукограды, инновационный центр «Сколково» и другие территории. Так, на территории Московской области было зарегистрировано 53 городских округа, 15 муниципальных районов и более 150 городских и сельских поселений. Из них, например, ЗАТО являются городские округа Молодежный, Власиха, Звездный Городок. На территории Московской области восемь муниципальных образований, которым присвоен статус наукограда Российской Федерации (всего по Российской Федерации — 13 наукоградов): городские округа Дубна, Реутов, Жуковский, Фрязино, Королев, Протвино, Пущино, Черноголовка. В большинстве бюджетов поселений, которые являлись частично или полностью дотационными, основными статьями расходов были оплата труда работников администраций и оплата коммунальных услуг, что свидетельствовало о невозможности не только их развития, но и выполнения ими текущих функций местного самоуправления.

Одной из специфических черт организации муниципального самоуправления можно назвать преобразование муниципальных районов в городские округа, которое началось на территории региона в 2014 году, войдя в активную фазу в 2015-2016 годах.

Наиболее эффективной формой местного самоуправления в противовес муниципальному району считается городской округ: она позволяет мобилизовать кадровые и административные ресурсы, сократить сроки выработки управленческих решений и обеспечить оперативность реагирования органов власти на обращение жителей.

Одновременно с законами Московской области по изменению границ муниципальных образований принимаются и законы Московской области об отнесении административного центра вновь образованного городского округа к городу областного подчинения. Учитывая, что административно-территориальное устройство Московской области не тождественно территориальной организации местного самоуправления, изменение статуса муниципального района влечет изменения и соответствующего административно-территориального законодательства.

В начале муниципальной реформы планировалось в результате оставить около 50-60 муниципальных образований. Примерами успешного перехода на централизованную модель управления наблюдаются в городских округах Балашиха, Домодедово, Химки, которые были сформированы после объединения сельских округов. Это привело к сокращению числа муниципальных образований и увеличению числа крупных городских округов как более привлекательной формы организации местного самоуправления, позволяющей мобилизовать финансовые, кадровые и административные ресурсы.

В Московской области в 2014 году был установлен «Рейтинг-56» и в 2017 году преобразован в «Рейтинг-50», который показывает эффективность работы органов местного самоуправления по обеспечению достижения целевых показателей развития Московской области. В рамках рейтинга оценивают эффективность работы органов местного самоуправления в Подмосковье по достижению целевых показателей развития региона.

Рейтинг составляется на основании 50 целевых показателей, распределенных по пяти приоритетным направлениям — «Предпринимательская деятельность», «Государственные и муниципальные услуги», «Эффективное управление», «Качество жизни», «Сельское хозяйство». Данные показатели ежегодно уточняются с учетом приоритетных задач, которые определены в указах, послании президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию и в обращении губернатора Московской области к жителям.

Московская область является буферным с столицей регионом. Это приводит к следующим специфическим факторам:

  • экономика. Структура экономики Московской области характеризуется высокой степенью диверсификации. В настоящий период максимальное вложение в экономическое развитие региона осуществляют различные отрасли промышленного производства, оптовая и розничная торговля, операции с недвижимым имуществом, а также сфера предоставления услуг. Помимо развития традиционных отраслей экономики, Московская область в качестве приоритетных направлений определяет увеличение внешнеэкономического потенциала и развитие сельского хозяйства, в том числе аграрно-промышленного комплекса. Именно эти направления способны обеспечить экономический рост Подмосковья и способны в современных условиях выступать в роли одного из драйверов экономики региона.
  • перенаселение муниципалитетов вблизи МКАД, маятниковая трудовая миграция населения, нехватка специалистов на местах. В Московской области значительная часть трудовых маятниковых мигрантов работает в Центральном административном округе из-за централизованности размещения рабочих мест всех без исключения отраслей экономики столицы. Одновременно трудовые мигранты «оседают» в периферийных районах, что сокращает время в пути. Использование москвичами и городским населением области дач в качестве второго постоянного или единственного дома, приводят к увеличению потока трудовых маятниковых миграций с дач на работу в Москву, что особенно заметно в летний сезон. Фактором, который препятствует развитию трудовых миграций, остается высокая финансовая и временная доступность работы
  • содержание мусорных полигонов. По всей Московской области прошли акции протеста против бездействия властей в решении проблемы мусорных полигонов — в общей сложности на согласованные митинги вышли от трех до четырех тысяч человек. Больше всего протестующих собралось в Волоколамске и Серпухове. Активно поддержали протест также Клин, Балашиха, Дмитров, Сергиев Посад, Лобня и Шатура
  • передача в собственность муниципальных образований бывших закрытых территорий, жилой фонд которых не ремонтировался много лет. На территории Подмосковья очень много земли принадлежит силовым ведомствам, расположены закрытые административно-территориальные образования. Порой данные территории находятся в запущенном состоянии, но передача земель в собственность муниципального образования не совершается. Также, в случае передачи земли, имущество, расположенное на ней, находится в запущенном состоянии. Муниципальное образование выделяет из местного бюджета средства на ремонт и строительство.
  • организация транспортной доступности, реконструкция основных вылетных магистралей из столицы в регион ввиду высокой автомобилизации населения, ремонт дорог ввиду проезда крупногабаритного транзитного транспорта из столицы в регионы.
  • хаотичное строительство жилых комплексов вблизи МКАД, разграничение территориальных зон ответственности двух смежных регионов. Строительный бум начался после кризиса 1998-го, когда ставка в Подмосковье была сделана не на промышленное развитие, а на девелоперский бизнес: возведение бетонных коробок стало ведущей отраслью «реального сектора» и важным источником доходов для области. Поскольку многие жилые комплексы возводились «стихийно», а нагрузка на инфраструктуру не просчитывалась, многие когда-то уютные и тихие подмосковные города сегодня превратились в настоящее гетто.

Также с одной стороны отождествление 2/3 населения Московской области с жителями Москвы, в следствие чего снижается заинтересованность в развитии муниципального образования. С другой стороны, население Московской области сравнивает инфраструктуру Москвы с местной, в связи с чем увеличивается нерациональный запрос к власти. Приезжая в Москву, горожане видят оформленную инфраструктуры в едином стиле, при возникновении проблем – ответственные ведомства и управления восполняют недостатки. Однако в Московской области территория может быть муниципальной, региональной или федеральной. И в связи с обширностью территорий и бюррократией, многие структуры направляют жителям «отписки», что значительно портит имидж региона. Из этого следует малоактивная сопричастность жителей региона к развитию муниципальных территорий.

При этом ввиду близости к Москве, в регионе строится большое число предприятий и развивается конкуренция — Московская область заняла 1 место в группе «Финансово-экономические центры и сырьевые экспортоориентированные регионы»

Кроме того, в муниципальных образованиях региона присутствуют проблемы реорганизации жилищно-коммунального хозяйства, высокая степень износа объектов муниципального имущества. Важнейшими особенностями Московской области, в значительной степени определяющими направления и пропорции ее развития (в том числе жилищного хозяйства), являются ее расположение в центре Российской Федерации и тесная взаимосвязь со столицей страны. Указанные особенности проявляются через общность интересов столичного региона, социально-производственной и транспортной инфраструктуры, научно-производственных связей, проблем рационального природопользования и охраны природы, формирования и использования трудовых, водных ресурсов и других факторов развития.

Список литературы

  1. Закон Московской области от 22.12.2017 № 225/2017-ОЗ «Об отнесении города Ликино-Дулево Орехово-Зуевского района Московской области к категории города областного подчинения Московской области, упразднении Орехово-Зуевского района Московской области и внесении изменений в Закон Московской области «Об административно-территориальном устройстве Московской области» // http://www.mosreg.ru, 26.12.2017.
  2. Закон Московской области от 31 января 2013 № 11/2013-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Московской области» // СПС «Гарант», 2016.
  3. Постановление Правительства Московской области от 25.10.2016 № 788/39 (ред. от 26.09.2017) «Об утверждении государственной программы Московской области «Предпринимательство Подмосковья» на 20172021 годы»
  4. Устав Московской области от 11 декабря 1996 г. N 55/96-ОЗ
  5. Анализ Экономической безопасности региона (на примере Московской области). – Вестник МГОУ, Экономика, 2019 г, №1. – 75 с.
  6. Зотова Н., Чиж О., Незехин В., «Эта власть стала токсичной, как свалки». В Подмосковье митинговали против мусора и губернатора, Русская служба Би-би-си URL: https://www.bbc.com/russian/features-43757387
  7. Интервью заместителя Председателя Правительства Московской области Александра Чупракова о развитии конкуренции в Московской области URL: https://fas.gov.ru/news/27676
  8. Махрова А.Г., Бочкарев А.Н.Маятниковая миграция в Московском регионе: новые данные// Демоскоп Weekly. 2017. No 727-728. URL: http://demoscope.ru/weekly/2017/0727/tema01.php
  9. Ребров Д., Коротищи берут столицу в кольцо. Новая Газета URL: https://novayagazeta.ru/articles/2016/07/01/69118-korotischi-berut-stolitsu-v-koltso?print=true