РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД

4 мая 11:44

Потребность в технической документации возникла еще до XVIII века. Изначально, сформированные столетиями традиции народной архитектуры не предполагали строительство по проекту. Навыки постройки древнерусской избы передавались из поколения в поколение и не требовали наличия чертежей, пояснительных записок и пр. На земле делали «разметку», которая впоследствии служила ориентиром для мастеров. Однако, новые условия, связанные не только с необходимостью обеспечить население жильем, но и со стремлением к эстетической составляющей повлекли за собой требования к воспроизведению художественной идеи мастера.  В связи с увеличением строительных работ возросли и требования к процессу строительства (в том числе к чертежам, которые его сопровождают). Несмотря на то, что архитектурно-строительные чертежи раннего периода не сохранились, мы можем судить об их составе по архивным источникам.

Существенную роль сыграл и тот факт, что объекты архитектуры стали восприниматься как произведение искусства, а потребность воспроизвести образ придуманного здания привела к появлению архитектурного рисунка, обмерных чертежей и созданию эскизов. Знаменитое высказывание К.Маркса « … самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека» отражает суть этой проблемы.

Часто строительство на Руси происходило на основании письменного договора, в котором мастер доносил основную идею и после получения одобрения заказчика создавал «наброски». Степень подробности таких схематических рисунков зависела от назначения и характера постройки, а также используемых для нее материалов. Потребность в описании этих чертежей обуславливалась несовершенным их исполнением, а также необходимостью объяснения размеров дома (по причине отсутствия масштаба), основных его элементов и материалов, используемых для строительства. На самих планах иногда можно было увидеть назначение помещений и в редких случаях размерные линии.

Чертежи XVII века, служившие, скорее, способом коммуникации между заказчиком и исполнителем, представляли собой черновые наброски фасадов, планировки, основных элементов здания. В одном изображении могли совмещаться несколько проекций, например, план мог располагаться в силуэте здания.

На рубеже ХVII-XVIII вв. происходили изменения в архитектурной деятельности. Реформы Петра I оказали влияние на развитие каменного строительства, внедрение принципа регулярности застройки, а также коснулись гражданского строительства. Это повлекло за собой изменения не только в содержании архитектурно-строительной документации, но и в правилах выполнения самих чертежей. Повлияло на становление культуры чертежа еще и взаимодействие и воздействие работавших в России немецких, французских, итальянских и голландских архитекторов (Трезини, Растрелли, Фонтанa, Леблон, Ринальди, Кваренги и др.).

В дореволюционный период к архитектурно-строительной документации относятся процессы проектирования, строительства, а также эксплуатации государственных, общественных, религиозных и жилых зданий. Одним из следствий становления русской историко-архитектурной науки  становится появление многочисленных публикаций обмерных чертежей памятников русского зодчества, публикаций архитектурных чертежей ХVII в. Представителями рационалистического направления в русском архитектуроведении, архитекторами-профессионалами А.М. Павлиновым, Н.В. Султановым, В.В. Сусловым изучалась возможность привлечения архитектурных изображений лицевых рукописей и миниатюр как для воссоздания облика древних зданий, так и при новом проектировании.

 С первой трети XVIII века создание и официальное рассмотрение чертежей становится необходимым этапом и необходимым условием осуществления творческого замысла в натуре. [50] Рядовая застройка в провинции велась по принципу народного  строительства, что было следствием не подготовленных архитектурно-строительных кадров. Даже в крупных городах возведение культовых построек сопровождалось следующей практикой: строительство начинали на основе эскизных чертежей, а  доведение до готовности проекта происходило уже в ходе строительства.

Для русской архитектуры середины XVIII века характерна эпоха стиля барокко. Основанием для его распространения стало укрепление абсолютной монархии в России. Проявление барокко незначительно в рядовой застройке русских городов, так как этот стиль присущ в большинстве культовым сооружениям (дворцам, особнякам и пр.) При постройке таких зданий архитектором создавались детальные (или «орнаментальные») чертежи различных элементов (профилей окон, дверей, фрагментов отделки и т.д.). Конструктивными чертежами являлись планы и профили кровли, стропил, планы фундаментов.  В 1760-х годах переход к классицизму в русской архитектуре обозначил стремление к строгим формам, разумности и «ясности» архитектуры. Немаловажную роль  в распространении идей классицизма сыграла Академия художеств, образованная в 1757 г. Ее архитектурная школа оказала свое влияние на формирование архитектурно-строительной документации в современном понимании.

Основной комплект чертежей  конца XVIII – начала XIX века включал в себя генеральный план, фасад или несколько фасадов, планы этажей и разрезы. По своему назначению эти чертежи могли быть обмерными, проектными, отчетными; основная их часть служила официальным «проектным заданием». В качестве пояснительной записки выступал текстовый документ, описывающий размеры сооружения, строительные материалы, наличие и количество лестниц, окон, дверей. В нем же оговаривались условия работы и обязательства исполнителя перед заказчиком. В случае строительства типовых зданий такого документа было достаточно, но при реконструкции образцовых сооружений и памятников архитектуры требовались дополнительные чертежи и уточняющие детали.

Быстрый рост городов во второй половине XIX века, а также беспримерный прогресс в инженерно-техническом оборудовании отражали собой невероятно бы­строе развитие производительных сил, которым ознаменовался начальный период капитализма. Это повлекло за собой и увеличение численности населения, смену темпа и образа жизни на более «городской». Строительство стало снова развиваться, несмотря на то, что градостроительные работы не велись столь интенсивно, как в конце XVIII столетия. Периоды строительных подъемов сменялись замедлением и даже полным упадком строительства. Свое влияние эти изменения оказали также на архитектуру, связанную с урбанизацией, произошло уплотнение застройки городских центров, с растущим разнообразием видов деятельности. Технический прогресс сопровождался появлением новых материалов, конструкций, изменением технического оборудования зданий. Печное отопление заменяется сначала калориферным отоплением (в подвалах устраиваются печи, тёплый воздух подается по каналам в помещение), а в конце века – централизованным водяным отоплением. На планировочное решение жилых домов теперь оказывает влияние водопровод, канализация, техническое оснащение помещений. Вечерняя и ночная жизнь городов меняют характер в связи с появлением электрического освещения. Растут города, строятся фабрики и заводы, происходит расширение железных и шоссейных дорог, а вместе с этим возрастают и человеческие возможности.  Архитектурная среда становится отражением реальных потребностей, ценностных ориентаций и предпочтений общества (определенных социальных групп, слоев, личностей). По словам историка И.Е.Забелина, архитектурные изображения были довольно условными по причине «отсутствия понятия о перспективе», однако им же было сделано заключение о том, что «всякое отдельное строение всегда исполнялось по чертежу». Состав проектной документации этого периода включал в себя набор всех необходимых чертежей (планы, фасады, разрезы, узлы и т.д.). Генеральные планы чаще всего назывались «специальными», а при сооружении крупных общественных или культовых построек – «ситуационными». Для частных построек характерным чертежом был «план владений», заменяющий генплан.

Важным аспектом государственного регулирования застройки было издание серий «образцовых» проектов для строительства частных, государственных, культовых и общественных зданий. Чертежи служили также неким «ограничением» для инициативных архитекторов, считавших необходимостью пользоваться «образцовыми» проектами только когда «государство находится на низкой ступени развития и располагает несведущими техниками, не решаясь поручить им составление проектов самых незначительных». При проектировании и строительстве не допускались никакие отступления от «образцовых» чертежей. В случае необходимости внесения каких-либо изменений в изначальный проект требовалось согласование и утверждение соответствующих служб. «Образцовые» проекты кроме основных проекций (планов, фасадов) могли включать в себя профили отдельных зданий. При возведении здания по такому проекту на утверждение подавались не только все необходимые чертежи, но и «планы местоположения». 

Первые попытки дать классификацию архитектурно-строительной документации предпринимаются в связи с переходом управления гражданским строительством. Устанавливаются объем, состав и содержание проектной документации, определяются основные виды работ, изысканий, все излагается в пояснительных записках. Для частных построек не создавалось ни пояснительных записок, ни специальных чертежей, которые делали, в основном, при возведении крупных казенных сооружений. Описывались основные характеристики постройки, выбор места, свойства грунта, выбор материалов, этажность и расположение помещений. Требования заказчика передавались исполнителю устно, либо в виде схематических набросков.

В эпоху капитализма возникла потребность в масштабировании строительной сферы, расширилась типология построек, что повлияло на развитие науки и техники, появление новых видов конструкций, материалов. Архитектура стала отражать личные интересы отдельных представителей высших слоев общества. Стремление использовать новые конструктивные возможности стало причиной возникновения исследований в области сопротивления материалов, различных теорий расчета. Достижения в сфере промышленности и производства находили свое практическое выражение в проектных решениях архитекторов и инженеров. Это было также непосредственно связано с изданиями специализированной литературы, профильных источников.

Важнейшим достижением рассматриваемой эпохи было становление нового типа архитектурного профессионализма, который впоследствии составил основу архитектурной деятельности нашего времени.

Библиографический список

  1. Баранова, А.А. Развитие архитектурно-строительной документации в дореволюционной России (XIX — начало XX вв.), 1984.
  2. История русской архитектуры. – М.: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, 1956.
  3. Бунин А.В. История градостроительного искусства. В 2-х т. Изд. 2-е. Т. 1. М.: Стройиздат, 1979. – 385 с.
  4. Некрасов, А. И. Теория архитектуры / А. И. Некрасов. Москва: Стройиздат, 1994.
  5. Бартенев, И.А. Форма и конструкция в архитектуре. Изд. Строительство, 1968 — 263 с.
  6. ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗА РОССИИ. Проектная документация: оптимизация требований к составу и содержанию разделов – [Электронный ресурс] – https://gge.ru/analytics/experts/
  7. Плешивцев А.А. Основы архитектуры и строительные конструкции: учебное пособие/ Плешивцев А.А. — Москва: Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2015.— 105 c.
  8. Султанов Н.В. Образцы древнерусского зодчества в миниатюрных изображениях // Памятники древней письменности. СПб., 1881. – 34 с.
  9. Мартынов Ф.Т. Философия, эстетика, архитектура: Учеб. Пособие. — Екатеринбург: Архитектон, 1998.
  10. Мусатов, А.А. Методика архитектурного анализа: учебное пособие / А.А. Мусатов. – Москва: МАРХИ, 2015.

 

Bibliograficheskij spisok

  1. Baranova, A.A. Razvitie arhitekturno-stroitel’noj dokumentacii v dorevoljucionnoj Rossii (XIX — nachalo XX vv.), 1984.
  2. Istorija russkoj arhitektury. – M.: Akademija arhitektury SSSR, Institut istorii i teorii arhitektury, 1956.
  3. Bunin A.V. Istorija gradostroitel’nogo iskusstva. V 2-h t. Izd. 2-e. T. 1. M.: Strojizdat, 1979. – 385 s.
  4. Nekrasov, A. I. Teorija arhitektury / A. I. Nekrasov. Moskva: Strojizdat, 1994.
  5. Bartenev, I.A. Forma i konstrukcija v arhitekture. Izd. Stroitel’stvo, 1968 — 263 s.
  6. GLAVGOSJeKSPERTIZA ROSSII. Proektnaja dokumentacija: optimizacija trebovanij k sostavu i soderzhaniju razdelov – [Jelektronnyj resurs] – https://gge.ru/analytics/experts/
  7. Pleshivcev A.A. Osnovy arhitektury i stroitel’nye konstrukcii: uchebnoe posobie/ Pleshivcev A.A. — Moskva: Moskovskij gosudarstvennyj stroitel’nyj universitet, Aj Pi Jer Media, JeBS ASV, 2015.— 105 c.
  8. Sultanov N.V. Obrazcy drevnerusskogo zodchestva v miniatjurnyh izobrazhenijah // Pamjatniki drevnej pis’mennosti. SPb., 1881. – 34 s.
  9. Martynov F.T. Filosofija, jestetika, arhitektura: Ucheb. Posobie. — Ekaterinburg: Arhitekton, 1998.
  10. Musatov, A.A. Metodika arhitekturnogo analiza: uchebnoe posobie / A.A. Musatov. – Moskva: MARHI, 2015.

а