КОНСТРУКЦИЯ ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ СКВАЖИН ПРИРАЗЛОМНОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ

30 октября 11:47

Основным документом на производство буровых работ является рабочий проект, разработанный и утвержденный в соответствии с «Правилами безопасности в нефтяной и газовой промышленности» в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.01.2015 № 1, а также других нормативных правовых актов, регламентирующих порядок проектирования.

Конструкция скважин проектируется на основании совмещенного графика давлений, анализа ожидаемых осложнений в скважинах с учетом требований действующих «Правил охраны недр», «Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности» в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.01.2015 № 1, технологических регламентов и нормативных документов.

Направление диаметром 324,0 мм спускается на глубину до 30 м с целью перекрытия зон поглощений и неустойчивых пород четвертичных отложений, предупреждения размыва устья и связанных с ним осложнений в виде осыпей и обвалов, обеспечения соединения скважины с циркуляционной системой буровой установки при бурении ствола скважины.

Беспрепятственный спуск без осложнений направления диаметром 324,0 мм с муфтами диаметром 351,0 мм обеспечивается применением для бурения интервала под направление долот диаметром 393,7 мм. При этом величина кольцевого зазора между муфтами обсадных труб и номинальным диаметром скважины удовлетворяет требованиям «Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности» в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.01.2015 № 1.

Кондуктор диаметром 244,5 мм спускается на глубину 750 м по вертикали, т.е. с установкой башмака колонны в плотные глинистые породы.

Глубина спуска кондуктора определена из условий нахождения башмака кондуктора в плотных глинистых породах и недопущения осложнений в виде осыпей и обвалов с верхних неустойчивых интервалов геологического разреза при дальнейшем углублении скважины, а также из условия недопущения гидроразрыва пород необсаженного участка ствола скважины при ликвидации возможных газонефтеводопроявлений.

Беспрепятственный спуск кондуктора диаметром 244,5 мм с муфтами диаметром 269,9 мм обеспечивается применением для бурения интервала под кондуктор долот диаметром 295,3 мм, при этом величина кольцевого зазора между муфтами обсадных труб и номинальным диаметром скважины удовлетворяет требованиям «Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности» в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.01.2015 № 1.

Эксплуатационная колонна диаметром 168,3 мм спускается на проектную глубину и служит для разобщения продуктивного пласта и изоляции от других горизонтов геологического разреза. Предназначена для извлечения нефти на поверхность или для закачивания рабочего агента (пластовой воды) в нефтяные пласты для поддержания в них пластового давления.

Диаметр эксплуатационной колонны определен: с учетом требований по габаритным размерам планируемого к применению глубинно–насосного оборудования с целью эксплуатации его без осложнений при обеспечении расчетного дебита пластового флюида; из условия надежности выполнения работ в эксплуатационной колонне при проведении в будущем текущих ремонтов скважин и различных видов промысловых исследований.

Беспрепятственный спуск эксплуатационной колонны, состоящей из обсадных труб диаметром 168,3 мм с муфтами диаметром 187,7 мм обеспечивается применением для бурения интервала под эксплуатационную колонну долот диаметром 215,9 мм, при этом величина кольцевого зазора между муфтами обсадных труб и номинальным диаметром скважины удовлетворяет требованиям «Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности» в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.01.2015 № 1.

Хвостовик диаметром 114 мм включается в конструкцию для горизонтальных скважин с протяженностью горизонтального участка 400 – 2100 м.

Беспрепятственный спуск без осложнений хвостовика диаметром 114 мм с муфтами диаметром 127,0 мм обеспечивается применением для бурения интервала под направление долот диаметром 142,9 мм, при этом величина кольцевого зазора между муфтами обсадных труб и номинальным диаметром скважины удовлетворяет требованиям «Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности» в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.01.2015 № 1.

Контроль за пространственным положением ствола скважины осуществляется с применением забойных телеметрических систем (ЗТС) с гидравлическим или электромагнитным каналом связи входящие в состав КНБК. Применение ЗТС позволяет управлять траекторией ствола скважины в процессе бурения (режим «on line») с непрерывным контролем положения ствола скважины и отклонителя, что позволяет проводить своевременную корректировку параметров кривизны ствола скважины в соответствии с проектным профилем.

 

Использованные источники

  1. Gusev S.V. Jeffektivnost’ metodov povyshenija nefteizlechenija na mestorozhdenijah Zapadnoj Sibiri. / S.V. Gusev // Neftjanoe hozjajstvo №2 1990 g. – S.45-49.
  2. Zhdanov S.A. i dr. Proektirovanie razrabotki neftjanyh mestorozhdenij s ispol’zovaniem PDGTM. / S.A. Zhdanov // Neftjanoe hozjajstvo, №3, 1997 g. – S.34-37.
  3. Korosteljov V.S., Martynov M.O., Kosolapov R.V. [i dr.] Jekspluatacija mestorozhdenij bokovymi stvolami kak metod povyshenija nefteotdachi nizkopronicaemyh kollekorov // Nauchnoe soobshhestvo studentov: MEZhDISCIPLINARNYE ISSLEDOVANIJa: sb. st. po mat. XLVI mezhdunar. stud. nauch.-prakt. konf. № 11(46).