ГЕОКОСМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: РОССИЙСКИЙ И АМЕРИКАНСКИЙ ОПЫТ

4 мая 5:56

Космическое пространство уже более чем полвека является объектом пристального внимания человечества. Космическая гонка и борьба за превосходство в космосе стали причиной множества научных открытий и заложили основу для развития технологий, без которых сегодня трудно представить себе жизнь современного человека. Однако, значительный скачок в космических исследованиях последних десятилетий показал, что космос – это не только новые возможности, но и разного рода угрозы. Это делает освоение космического пространства невозможным без такого явления, как геокосмическая безопасность.

Сам термин «геокосмическая безопасность» появился в 1950-х годах и исследовался в рамках четырех научных школ: космического национализма, глобального институционализма, космического детерминизма и социальной интеракции. К концу 1980-х гг «геокосмическая безопасность» стала включать в себя следующие элементы:  а) техническая и правовая защищенность космических активов; б) способность вооруженных сил защищаться от нападения с использованием космических систем навигации и связи; в) отсутствие угроз для ведения деятельности в космическом пространстве; г) «безопасное» с точки зрения интересов государства состояние космической инфраструктуры. [1]

В начале XXI века понятие несколько усложнилось в связи с появлением на космической арене новых участников; на сегодняшний день одним из наиболее распространённых подходов к определению «геокосмической безопасности» является подход, представленный проектом Space Security Index. В их трактовке геокосмическая безопасность представляет собой «безопасный и устойчивый доступ к космосу и его использование, а также свободу от космических угроз» [4]. Что касается сущности геокосмической безопасности, кратко отметим ее основные аспекты: военный, экологический, техногенный и астрофизический. Военный аспект связан с милитаризацией космоса; экологический – с распространением космического мусора на околоземной орбите; техногенный – с защитой от техногенных угроз и ответственным подходом к технике безопасности космической деятельности. Астрофизическому аспекту уделяется наименьшее внимание, так как угрозы естественных космических воздействий считаются маловероятными по сравнению с остальными типами угроз.

Российская Федерация как преемница СССР и Соединенные Штаты Америки имеют богатую космическую историю. Оба государства стояли у истоков космических исследований и сделали множество научных открытий в рамках «космической гонки». Тем не менее, на сегодняшний день российская и американская космонавтика значительно отличаются друг от друга; различны их приоритеты в космической деятельности, отношение к международному космическому праву, а также цели международного сотрудничества.

Межгосударственные отношения в сфере геокосмической безопасности в РФ в настоящее время можно описать следующим образом: во-первых, с течением времени изменился подход к пониманию этого явления. Если раньше геокосмическую безопасность рассматривали только как «состояние защищенности от антропогенных угроз в космическом пространстве», то сегодня к ним добавились угрозы экологического характера и естественных космических воздействий. Во-вторых, обеспечение геокосмической безопасности регулируется международным законодательством, внутренним законодательством РФ и соглашениями с отдельными государствами по вопросам космической деятельности. В-третьих, активно ведется сотрудничество с отдельными государствами в сфере обеспечения безопасности космической деятельности при сохранении соперничества по исследовательским вопросам и вопросом обороны. Россия является участником проекта Международной
космической станции, активно сотрудничает с такими странами, как Беларусь, Казахстан, Бразилия, Южно-Африканская республика, США, а также страны Европы. Совместные космические проекты РФ и зарубежных стран посвящены, в том числе, технологиям обеспечения геокосмической безопасности (например, совместная разработка и внедрение систем навигации и технологий дистанционного зондирования Земли) [2]. В целом можно сказать, что РФ с течением времени стала уделять больше внимания как обеспечению геокосмической безопасности, так и межгосударственным отношениям в этой сфере; об этом свидетельствуют множество совместных космических проектов, а также российское космическое законодательство.

Соединенные Штаты Америки в настоящее время имеют две различные космические программы: гражданскую под руководством НАСА и военную под руководством Министерства обороны США через подразделение Космического командования ВВС США. В США космос является важным компонентом национальной безопасности, причем как в военном, так и в социально-экономическом смысле. Космическая стратегия Соединенных Штатов Америки 2018 года включает в себя четыре основных компонента, все из которых связаны с безопасностью и обороной (обеспечение безопасности полетов, сдерживание и ведение боевых действий, организационная поддержка и благоприятная внутренняя и международная среда) [3]. В ходе развития своей космической деятельности США стали уделять все больше внимания геокосмической безопасности; в вопросах совместной деятельности в космической сфере прошли путь от отсутствия сотрудничества до участия в большом количестве международных космических программ с целью усиления своего влияния. Тем не менее, на сегодняшний день наблюдается тенденция к постепенному сокращению совместной деятельности в космосе.

Сходства и различия российского и американского подходов к обеспечению геокосмической безопасности и межгосударственному сотрудничеству в этой сфере представлены ниже в сравнительной таблице.

Сходства

Различия

·                    соблюдение международного законодательства (в случае США – большей его части);

·                    распространение собственных технологий, связанных (помимо прочего) с обеспечением геокосмической безопасности, в другие страны;

·                    развитие межгосударственных отношений путем совместных космических программ.

·                    РФ – ориентация на международное сотрудничество (в том числе по вопросам обеспечения геокосмической безопасности), США – упор на собственные силы;

·                    РФ – поиск новых путей для сотрудничества; США – постепенный выход и части совместных космических программ;

·                    США обладают более мощными исследовательскими технологиями (телескопы и оптика, радиооборудование, электронно-вычислительная техника); РФ сильнее в транспортных технологиях и подготовке кадров.

Что касается перспектив дальнейшего межгосударственного сотрудничества, то, несмотря на существующие противоречия, оно по-прежнему выгодно государствам. Помимо двустороннего характера межгосударственных отношений, активно развивается многостороннее сотрудничество. Этому способствует привлечение частного капитала в сферу космических исследований, развитием частной космонавтики, а также увеличением числа стран, имеющих возможность участвовать в космической деятельности. Кроме того, отметим финансовый фактор: расходы государств на обеспечение космической деятельности слишком велики для одного государства.

Отдельно отметим политические выгоды межгосударственного сотрудничества. Государства через формирование глобальной геокосмической повестки получают возможность влиять на космические программы других стран, а также на направления их развития, тем самым укрепляя свое положение на международной арене. В этой связи межгосударственное сотрудничество можно рассматривать как вспомогательный фактор для государств в стремлении занять лидирующие позиции в космической сфере и в мире. Из этого можно сделать вывод о том, что межгосударственное сотрудничество в сфере геокосмической безопасности (и в космической сфере в целом), в связи с теми выгодами, которые оно приносит государствам, будет развиваться и дальше.

Список литературы:

  1. Фененко А.В. Теория и практика международной космической безопасности // Вестник Московского университета. Серия 25. Международные отношения и мировая политика. 2010. №2. С. 94-116.
  2. Международные проекты РОСКОСМОСА [Электронный ресурс] // Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос». Режим доступа: https://www.roscosmos.ru/23956/
  3. President Donald J. Trump is Unveiling an America First National Space Strategy [Electronic resource] // The Wight House. URL: https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/president-donald-j-trump-unveiling-america-first-national-space-strategy/
  4. Space Security Index [Electronic resource] // URL: http://spacesecurityindex.org/space-security/