К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ ПРИРОДЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ДОГОВОРОВ

9 января 1:30

В юридической литературе вопрос о правовой природе инвестиционных соглашений является дискуссионным. До настоящего времени продолжается полемика: считать ли инвестиционные соглашения актами международно-правового характера или же относить их к категории гражданско-правовых договоров.

Одним из первых инвестиционное соглашение, в своих трудах как гражданско-правовой договор, обозначил Л.А. Лунцев. По мнению известного ученого, гражданско-правовая основа инвестиционных соглашений заключается в наличии гражданско-правовой ответственности за нарушение условий договора, а также в равенстве их участников [Лебедев, 2015, С. 237-238]. В дальнейшем аналогичная позиция указывается и в трудах Н.Н. Вознесенской [Доронина, 2017, С. 193].

Однако были и другие позиции. Так, М.И. Кулагин в своих работах писал: «основное содержание инвестиционных соглашений в части обязанностей государства заключается в предоставлении государством иностранному вкладчику дополнительных гарантий, а также дополнительных льгот. Нередко государство гарантирует вкладчику стабильность инвестиционного режима. Все эти права и льготы являются публично-правовыми, а гражданский договор не может заключаться по поводу публичных прав» [Губин, 2018, С. 358-360]. По его же мнению, инвестиционные соглашения нужно относить к актам административного характера.

Например, профессор В.П. Мозолин также указывал на публичный характер инвестиционных соглашений. Профессор выделял следующие виды инвестиционных соглашений: акты об одобрении, концессионные договоры и соглашения о гарантиях и считал, что серьезной разницы между ними нет, за исключением того, что в актах об одобрении права и обязанности иностранного инвестора определяются в соответствии с инвестиционным законодательством государства – импортера капитала [Михайлов, 2014, С. 23].

И. З. Фархутдинов указывал, что деятельность на территории получающего инвестиции государства иностранный инвестор может осуществлять на основании двух видов инвестиционных соглашений:

Первый вид соглашения заключается для реализации инвестиционного проекта в течение длительного срока на определенной территории в целях получения выгоды инвестором и государством между государством  и иностранным инвестором;

Второй вид инвестиционного соглашения заключается между иностранным инвестором и уполномоченным исполнительным органом государственной власти принимающего государства.

При заключении инвестиционного соглашения второго вида исполнительный орган государственной власти стимулирует выбранного иностранного инвестора в пределах, установленных законодательством, в обмен на капитал, поступивший в местную экономику. Такой вид инвестиционного соглашения по своей правовой сущности можно отнести к административно-правовым договорам [Фархутдинов, 2014, С. 262-264].

Для иностранных государств, принимающих капитал отнесение инвестиционных соглашений к категории административных контрактов очень выгодно. И наоборот, не выгоден иностранным инвесторам.

Правоведы и ученые, среди которых А.Г. Богатырев, относят инвестиционное соглашение к «смешанному» типу договоров в международном частном праве. По мнению А.Г. Богатырева инвестиционные соглашения необходимо рассматривать со стороны «международного частного инвестиционного права», сочетающего в себе публично-правовое и частно-правовое регулирование отношений в международном частном праве и в национальном праве [Лукинская, 2013, С. 39].

В российском законодательстве инвестиционные соглашения как вид гражданско-правовых договоров не регламентирован и соответственно не установлены существенные условия инвестиционных соглашений. Федеральным законом РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений[1]» не предъявляет к таким соглашениям каких-либо определенных требований, кроме соответствия положениям ГК РФ. Ввиду чего, К. Проничев отметил, что это ведет к недопониманию того, какие нормы Гражданского кодекса РФ могут быть применены в таком случае, а также существует неопределенность применения положений гражданского законодательства при уступке прав по инвестиционным контрактам [Проничев, 2018, С. 83]. Что в свою очередь объясняется многообразием форм инвестирования.

Инвестиционные соглашения заключаются с целью привлечения инвестиций. Поэтому к инвестиционным соглашениям можно отнести: соглашения финансовой аренды (лизинга), франчайзинг, концессионное соглашение, соглашение о разделе продукции. При определении инвестиционного соглашения, как гражданско-правового договора, обязательно указание объекта соглашения и его возмездности.

Инвестиционное соглашение должно содержать в себе гарантии прав инвестора, установленные в нормативных правовых актах, также можно соглашением сторон о прописать дополнительные права инвестора. Однако, следует учитывать, что предоставление гарантий – привилегия государства и субъектов Российской Федерации. Стороны по соглашению могут включать только условия об обеспечении обязательств [Глинщикова, 2014, С. 163].

Говоря о правовой природе инвестиционных соглашений в системе предпринимательских договоров важно и их практическое определение. Так, Пленум  ВАС РФ 11.07.2011г. указал, что суды обязаны определять правовую природу спорных отношений, вытекающих из договоров, связанных с инвестиционной деятельностью, и квалифицировать их с применением положений Гражданского кодекса РФ о договорах купли-продажи, подряда, простого товарищества и т.д. (п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 11 июля 2011 г. № 54)[2]. К «смешанным» инвестиционным соглашения, должны применяться соответствующие положения ГК РФ об отдельных видах обязательств, а также положения п.3 ст. 421 ГК РФ о смешанном или непоименованном договоре в зависимости от условий, прописанных по соглашению сторон[3].

Анализ практики Приволжского федерального округа в области заключения инвестиционных соглашений показывает, что в договорные отношения с иностранными инвесторами, Татарстан, как субъект гражданско-правовых отношений не вступает, но выступает в качестве гаранта предоставления инвесторам благоприятного режима для осуществления инвестиционной деятельности на территории Республики. Инвестиционные соглашения в основном заключаются между российскими организациями и иностранными инвесторами. Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан, со своей стороны, заключает соглашения о сотрудничестве, участвует в межправительственных группах и комиссиях, а также поддерживает инвестиционные проекты.[4]

Резюмируя написанное, следует признать, что Российская Федерация еще формирует государственную концепцию инвестиционной деятельности. Современное национальное законодательство в решении вопроса о правовой природе инвестиционных соглашений в системе предпринимательских договоров требует определенных доработок, так как необходима правильная квалификации договора судами, при разрешении возникающих в данной области споров.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Лебедев С.Н., Кабатова Е.В. Международное частное право: Учебник: В 2 томах Том 2: Особенная часть / С.Н.Лебедев, Е.В.Кабатова — М.: Статут, 2015. – 459 с.
  2. Доронина Н. Г., Казанцев Н. М., Семилютина Н. Г. Правовое регулирование экономических отношений: глобальное, национальное, региональное: монография / Н. Г. Доронина, Н. М. Казанцев, Н. Г. Семилютина. — М. : Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ : Норма, ИНФРА-М, 2017. — 231 с.
  3. Губин Е.П., Лахно П.Г.Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник / Е.П. Губин, П.Г. Лахно, — М. : Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2018. – 592 с.
  4. Михайлов И.О. К понятию инвестиционного соглашения / И.О. Михайлов // Вестник СПбГУ. — Право. — 2014. — №4. – 39 с.
  5. Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право и процесс: учебник // И.З. Фархутдинов. — М. : Проспект, 2014 .— 416 с.
  6. Лукинская М.П. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Европейском Союзе: Монография / М.П. Лукинская — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 424 с.
  7. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: федер. закон от 25 февраля 1999 № 39-ФЗ [в ред. от 25.12.2018] // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1999. — № 9. — Ст.1096.
  8. Проничев К. Правовая оболочка для инвестиций // К. Проничев/ Расчет. — 2018. — № 10. – 199 с.
  9. О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем: Постановление Пленума ВАС РФ от 11 июля 2011 г. № 54 // Вестник ВАС РФ. — 2011. — № 9. — С. 148.
  10. Глинщикова Т.В. Юридическая природа инвестиционных соглашений / Т.В. Глинщикова // Ленинградский юридический журнал. – 2014. — № 1. – 347 с.
  11. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51–ФЗ: [в ред. от 03.08.2018 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.

 

[1] Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: федер. закон от 25 февраля 1999 № 39-ФЗ [в ред. от 25.12.2018] // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1999. — № 9. — Ст.1096.

[2] О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем: Постановление Пленума ВАС РФ от 11 июля 2011 г. № 54 // Вестник ВАС РФ. — 2011. — № 9. — С. 148.

[3] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51–ФЗ: [в ред. от 03.08.2018 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.