ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ В ПРОЗЕ ЕРЕМЕЯ АЙПИНА

24 ноября 4:39

Актуальность исследования заявленной темы обусловлена тем, что Еремей Данилович Айпин, будучи хантыйским писателем с достаточно большим количеством стихотворных и прозаических произведений, является едва ли не одним из наиболее известных и любимых писателей из числа коренных малочисленных народов Севера. Из-под его пера вышло более 20 художественных произведений, основные из которых посвящены жизни и быту хантыйского народа. В произведениях Еремея Даниловича Айпина, помимо мастерского изображения характера ханты, значительное место также занимает образ хантыйской и русской женщины, которые олицетворяют собой все то доброе, прекрасное, удивительное и непостижимое, что могла дать эволюция человеческого существа, воплотившись в женщине. Соответственно, представляется целесообразным охарактеризовать особенности репрезентации образа женщины в отдельных произведения Еремея Даниловича Айпина.

Анализ особенностей отражения образа женщины в прозаических произведениях Е.Д. Айпина представляется начать с его романа «Божья Матерь в кровавых снегах».

Читатель, по мере прочтения романа, разделяет страдания мужчин, женщин и детей, принесенные войной Казыма. На ум приходят картины другой войны – картины художника Франсиско Гойи6, Ужасы войны (Los desastres de la guerra), созданные в результате кровавой войны, устроенной Наполеоном в Испании. В этих 82 эстампах, можно ясно различить три группы: первая посвящена войне как таковой, вторая – голоду и третья различным политико-бытовым аллегориям. Е.Д. Айпин, используя принцип Гойи, описывает войну между Красными и остяками, он описывает голод, ворвавшийся в семью Матери детей и настаивает на том, чтобы правда «была … показана другим, даже тем, кто не имеет никакого желания ее увидеть …» [7].

Айпин создает свое произведение, рисуя картины тождественные картинам Гойи. В частности, если у Гойи человек подвешен за ноги, у Айпина он будет также повешен за ноги; если у Гойи солдат убит ударом топора, то остяков убивают ударом дубины; изнасилованная женщина у испанца становится у Айпина молодой хантыйкой, которую расстреляли и нагой бросили среди своих. У художника, в первую очередь, просматривается протест против насилия и его эстампы являются скорее актом артистического свидетельства, чем точным изображением исторического события. Можно предположить, что Айпин, в свою очередь, хотел засвидетельствовать об «ужасах войны», придавая глубокую поэтичность Истории.

При чтении романа «Божья Матерь в кровавых» снегах, в первую очередь возникает впечатление, что несмотря на присутствие весьма предметных исторических эпизодов, основной целью автора не является систематическое воспроизведение фактологического материала [7]. Даже само название книги выражает стремление отдалить читателя от строго «исторической» проблематики и призывает его к поискам других объяснений, принимая во внимание параллели между Божьей Матерью и Матерью детей, хантыйской героиней. Тем более, что эти параллели расширяются новыми параллелями, когда Мать детей испытывает идентичные страдания с Матерью волков.

Хантыйский автор в первую очередь старается передать неизмеримость человеческой боли посредством образного использования «Остановок» крестного пути Христа, ибо в романе отчетливо просматриваются ссылки на христианскую религию, где главная героиня, Мать детей, преобразуется в образ Божьей матери.

Страдающая Мать остяков, включая смерть своих детей, идентифицирует себя со Святой Марией, которая проходит «Остановки» Крестного пути Христа. Таким образом, Мать детей становится символом восхождения хантыйского народа на Голгофу, указывая на две неизбежные ценности хантыйских женщин, которые всегда провозглашались одними из наиболее значимых в хантыйском обществе: доброта и твердость характера.

Таким образом, можно видеть, что в том числе и посредством детального и яркого выписывания образа женщины, Еремей Айпин реализует исторические события в насыщенной смыслом фреске, с целью утвердить кредо, которое должно опираться на вневременные ценности, а именно: добро против зла, человек против зверя, вечная Мать против смерти.

Выделенный образ Матери в произведениях Еремея Даниловича является автобиографичным. Мать автора рано ушла из жизни. Именно из-за смерти матери в произведениях автора просматривается мотив тоски. Автор ищет тепло и ласку в любимых женщинах [4, с. 93]. Забегая вперед, необходимо отметить, что любовь, которой герой любит свою возлюбленную, похожа на любовь к Матери в раннем творчестве автора.

Интересно также отметить тот факт, что одна из главных функций образов героинь в лирических повествованиях автора и публицистике — перенос рассказчика в иное пространство [5, с. 142]. Так, например, в произведении «В окопах, или явление Екатерины Великой» под словом «иное» подразумевается «мирный лес, мирная вода, мирное небо», «это было самое бесконечно длинное мгновение моей жизни», «в этом была вся моя разумная жизнь» [1, с. 174].

Итак, одним из основных образов женщины в произведениях Еремея Айпина является образ матери. Помимо этого образа, у данного писателя также изображены образы Возлюбленной и Влюбленной.

Так, например, на страницах книги «Река в январе» тема любви мужчины и женщины, получившая откровенное воплощение, является очередным вектором развития хантыйской литературы. Е.Д. Айпин создал галерею женских образов: Возлюбленная и Влюбленная. Необходимо отметить, что женский образ на протяжении всего творчества писателя трансформируется. В ранней прозе женский образ представлен преимущественно образом Возлюбленной. Он одухотворен, эфемерен, возвышен. В поздней прозе реализован образ Влюбленной. Ее отличают настойчивый и решительный характер, откровенная и яркая одежда, приятная внешность, присутствие портретных черт, указывающих на демоническое начало.

Героини олицетворяющие этот образ довольно самоотверженны, настойчивы и полны решимости. Они олицетворяют сразу два мира: мужской и женский, так как нередко принимают решение за мужчин. Именно такая героиня рассказа «Клятвопреступник». Героиня полностью управляет мужчиной во всех делах , и мужчина легко поддается женскому управлению и приказам: «Застегни шубу, — сказала она таким голосом, словно только вчера расстались. — Пошли на берег!» [2, с. 63].

Необходимо обратить особое внимание на то, что во многих рассказах автор не указывает имя возлюбленной. Для раннего творчества автора характерно присутствие местоимения «Ты» и производных этого лично-притяжательного местоимения вместо имени собственного. Сокрытие имени делает образ собирательным, автор усиливает эмоциональность, лиричность повествования [6, с. 70].

Героини произведений Еремея Даниловича чувственные, молчаливые, сильные духом, часто недоступные женщины, пленяющие сердца мужчин.  Иногда автор упоминает о профессии героини и часто это интеллектуальная деятельность: исследовательница, переводчик, обозревать журнала и другие. Женщины, к которым тянется душа героев произведений – мужчин, как правило, очень неразговорчива, обладает крайней уравновешенностью и хорошим уровнем образования, а помимо этого, ей присуща огромная мудрость и острый ум. Интересен также тот факт, что, обладая всеми этими достоинствами, женщина отнюдь не становится требовательной: она не пытается выпрашивать внимание, стараясь довольствоваться тем, что дает ей герой: совместные командировки, письма, телефонные звонки и нечастые встречи. Героиня рассказа радуется каждой встрече, дарованной судьбой. При этом признаний в любви женщина не произносит. В настоящее время такая нетребовательность выступает в качестве весьма сомнительного достоинства, однако, в тот период времени, во время которого Е. Айпин писал свои произведения, такое качество женщины весьма ценилось.

Все лирические истории Еремея Даниловича без финала любовных отношений. Герой влюбляется, любит и отпускает героиню. Однако стоит упомянуть, что большинство героинь — это незамужние женщины: Селесте в рассказе «Река в январе, Марина в «Лебединой песне», Татьяна в рассказе «В окопах, или явление Екатерины Великой». Герой не стремится ограничить свободу женщины, думая, что впереди еще есть время, но жизнь быстротечна, часто героиня уходит из жизни преждевременно. В текстах прозаических произведений Е. Айпина разу не встречается упоминаний о том, чтобы героиня настаивала на продолжении отношений. Она принимала любовь как дар и ценила каждое ее мгновение.

В качестве одной из наиболее значимых черт таких образов, как Возлюбленная и Влюбленная, выступает такое ее качество, как родство с природой. Так, например, это огромное и всеобъемлющее чувство присуще Марине из произведения «Лебединая песня». Оно выражается в том, что Марине доступно понимание песни лебедей

Таким образом, подводя итог исследованию, проведенному в рамках заявленной темы, можно сделать ряд выводов относительно особенностей репрезентации образа женщины в прозаических произведения Еремея Айпина, а именно:

— основными женскими образами Е. Айпина являются следующие: образ Матери, образ Возлюбленной и образ Влюбленной. Каждому из этих образов свойственные свои характерные черты, причем перечисленные образы в творчестве писателя не смешиваются;

— все героини Е.Д. Айпина обладают такими чертами характера, как доброта, стойкость, немногословность, храбрость, мужество, жертвенность и т.д., в то время как внешность героинь как бы отходит на второй план. Это обусловлено тем, что в хантыйской традиции душевные качества и черты характера женщины ценились значительно больше, чем ее внешняя привлекательность, которая слишком быстро увядала в суровых условиях;

— описания автором своих героинь женского пола показывают, что он относится к ним с огромным уважением, хорошо понимания все те сложности, с которыми приходится сталкиваться женщине в жизни. Особенно ярко это проявляется в тех произведениях, в которых речь идет о хантыйских женщинах.

Подытоживая вышесказанное, можно сказать о том, что образ женщины является одним из ключевых в проанализированных произведениях Е.Д. Айпина. В тех же случаях, когда он не является центральным в произведении, он, тем не менее, играет огромную роль в повествовании, давая возможность читателю заглянуть в душу женщины глазами автора.

 

Список литературы: 

  1. Айпин Е.Д. В ожидании первого снега: повести. М.: Сов. Россия, 1990. — 160 с.
  2. Айпин Е.Д. Клятвопреступник. М.: Русло, 1993. — 423 с.
  3. Айпин Е.Д. Река в январе. — СПб., 2007. — 208 с.
  4. Лагунов К. От любви до ненависти один шаг // Хантыйская литература: сборник. — М.: Литературная Россия, 2002. — С. 92-99.
  5. Рябий М.М. Величие женских образов в лирической прозе и публицистике Еремея Айпина // Вестник Югорского государственного университета. – 2015. – Вып. №1 (36). – С. 141-146.
  6. Сязи В.Л. Образ возлюбленной в прозе Е.Д. Айпина // Вестник угроведения. – 2018. – Т. 8. — №1. – С. 69-76.
  7. Шаррен А.В. Исторический роман Еремея Айпина: пространство бесчеловечности и вселенских вопросов. – 15.11.2017. – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://ugra-news.ru/blog/15112017/58399/. Дата обращения: 06.05.2020.