РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ ПОД ЗАХОРОНЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ Г.ЯКУТСКА

21 мая 3:02

Город расположен на левом берегу реки Лены, в среднем её течении. Находится несколько севернее параллели 62 градуса северной широты. Площадь — 122 км². Якутск — самый крупный город, расположенный в зоне сезонной мерзлоты [1].

По данным Отдела Управления ЗАГС по г. Якутску на 2019 год, население г. Якутска составляет 318768, рождаемость 6129 и смертность 2262. В Якутске в общем числе, можно подсчитать 5 кладбищ: Татарский, Еврейский, Вилюйский, Маганский и в районе Птицафабрика. Из них, открытые на новые захоронения, только Маганский и Птицафабрика. Татарский, Еврейский и Вилюйский являются закрытыми кладбищами, но в Вилюйском производятся родственные захоронения. А кладбище в районе Птицефабрика было стихийным кладбищем, которому относительно недавно был присвоен кадастровый номер 14:35:211001:2889 в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 8 – ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – ФЗ № 8) [5], Маганское и Вилюйское кладбища, являются общественными. На общественных кладбищах погребение может осуществляться с учетом вероисповедальных, воинских и иных обычаев и традиций. Также на территории Якутска существуют вероисповедальные кладбища. Согласно ФЗ № 8 они предназначены для погребения умерших одной веры, такими являются Еврейское и Татарское кладбища.

Как известно, в России насчитывается 26 действующих крематория в 22 городах и в их числе г. Якутска нет. Поэтому практикуется не кремация, а традиционное захоронение. В соответствии с постановлением окружной администрации города Якутска от 3 февраля 2016 года № 25п «О деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела в городском округе «город Якутск»», захоронение умершего в существующую могилу разрешается по прошествии 13,5 лет с момента предыдущего захоронения с разрешения администрации кладбища при подаче письменного заявления граждан (организаций), на которых зарегистрирована могила [3]. Но у нас повторное захоронение, особо не практикуется.

Согласно имеющимся данным, ежегодно на муниципальных кладбищах города Якутска в среднем производится 1743 захоронений. Рассмотрим данные, взятые за последние 5 лет (рис.1). За 2019 год на территории муниципальных кладбищ города Якутска было захоронено 1695, за 2018 год – 1832, в 2017 году – 1768, в 2016 году – 1816, 2015 году – 1605.

http://meridian-journal.ru/uploads/2020/06/4250-1.PNG

Рисунок — 1 Количество захоронений за последние 5 лет

Норма отвода земельного участка для захоронения гроба с телом умершего составляет не более 4 м 2 (2 м х 2 м) [3]. По примерным подсчетам, каждый год под захоронения отводят 0,7 га земли. Такими темпами Маганское кладбище будет предоставлять места для новых погребений около 5 лет и открытым для новых захоронений останется только кладбище в районе Птицафабрика.

По изученным данным рынка ритуальных услуг в городе Якутске, традиционное захоронение для человека среднего класса c учетом предусмотренного законодательством федерального пособия на погребение российских граждан в соответствии с ст. 10 ФЗ № 8 стоит, минимум 27 000 рублей включая копку могилы, гроб, катафалк. В зависимости от предоставления дополнительных услуг и процедур, цена может значительно повысится.

Расширение территорий кладбищ обуславливается проникновением кладбищ в городскую черту, а рост численности населения – образование новых кладбищ. Вместе с тем, дальнейшее развитие урбанизации приводит к возникновению противоречия между сложившимся социальным укладом и устаревшими малоэкономичными способами погребения, требующими выделения все новых и новых территорий при постоянном росте стоимости земли [2]. Можно сказать, что расширение и выделение новых участков земли для города Якутска и республики в целом не является проблемой. Но выделение новых земельных участков для мест захоронения оказывается невыгодным мероприятием для органов власти. Получается, что государству для того, чтоб увеличить инфраструктуру для общества, придется вырубать леса, а также уплотнять территории застройками, создавая некомфортные условия.

Возможным решением этой проблемы, является строительство крематория. Рассмотрим преимущества кремации перед традиционным захоронением:

— существенное сокращение потребности городов в земельных участках, которые необходимы для традиционных кладбищ. Таким образом, земельные ресурсы расходуются более рационально.

— в отличие от кладбищ, колумбарии не оказывают негативного влияния на окружающую среду. Экологическая обстановка в городе улучшается, а питьевые источники не загрязняются.

— кремация более экономичный способ, чем традиционное захоронение. В этом случае затраты на похороны сокращаются почти вдвое.

— колумбарии являются закрытым пространством, где уровень безопасности выше, чем на традиционных кладбищах. Что обезопасит захоронения от вандализма.

— за счёт кремации расширяется список похоронных услуг. Согласно ФЗ № 8, любой гражданин вправе выбрать тот способ захоронения, который является наиболее для него приемлемым.

— Погребение кремированного тела является более эстетичным [4].

С принятием «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 22.08.2004 № 122-ФЗ вся ответственность за организацию ритуально-похоронного обслуживания возложена на органы местного самоуправления [6]. У многих из них нет средств на поддержание кладбищ, нет квалифицированных кадров, нет нормальной нормативной базы.

Органы местного самоуправления во многих регионах неудовлетворительно решают вопросы содержания и благоустройства городских и сельских кладбищ. Имеются факты незаконных захоронений. Население недостаточно информировано о своих правах и обязанностях в области погребения, о действующих нормативно-правовых документах в этой сфере.

В ряде регионов за развитие отрасли отвечают две-три административные структуры, которые не всегда могут договориться о взаимодействии. Зачастую, у органов местного самоуправления, прежде всего сельских регионов, просто нет средств на содержание и благоустройство кладбищ.

Все более обостряется проблема нехватки земли под кладбища. Каждый участок земли в настоящее время имеет своего хозяина и имеет цену. Чем ближе к городу и транспортным артериям, тем дороже земля.

В заключении выделим ряд пунктов, необходимых для решения выше упомянутых вопросов:

  1. Рассмотреть возможность вывести земли, отводимые под кладбища, в отдельную категорию;
  2. Строительство крематория;
  3. Ввести в состав городской администрации подразделение по контролю за землями похоронно – ритуального назначения;
  4. Возложить на данное подразделение задачи:

— по контролю за деятельностью существующих кладбищ (как открытых, так и закрытых);

— по контролю за деятельностью сопутствующих объектов (крематориев, хранилищ, мастерских по изготовлению ритуальных товаров);

— по решению вопросов выделения и согласования земель под новые кладбища.

 

Литература

  1. Интернет – энциклопедия [Электронный ресурс] – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%BA%D1%83%D1%82%D1%81%D0%BA
  2. Караваева Н. В. Геоэкологические аспекты организации некрополей в условиях дефицита земельных ресурсов (на примере Москвы) // Вестник МГУЛ – Лесной вестник. 2006. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/geoekologicheskie-aspekty-organizatsii-nekropoley-v-usloviyah-defitsita-zemelnyh-resursov-na-primere-moskvy (дата обращения: 01.04.2020).
  3. Постановление окружной администрации города Якутска от 3 февраля 2016 года  № 25п «О деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела в городском округе «город Якутск»».
  4. Ритуальное агентство «Есения» [Электронный ресурс] – URL: http://www.eseni.ru/chto_nado_znat_o_kremacii.php
  5. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8 – ФЗ «О погребении и похоронном деле».
  6. Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

 

Literature

  1. Internet — Encyclopedia [Electronic Resource] — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Якутск
  2. Karavayeva N. V. Geoecological Aspects of Necropoles Organization in Conditions of Land Shortage (on the example of Moscow)//Journal of the MGUL — Forest Gazette. 2006. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/geoekologicheskie-aspekty-organizatsii-nekropoley-v-usloviyah-defitsita-zemelnyh-resursov-na-primere-moskvy (дата обращения: 01.04.2020).
  3. Resolution of the District Administration of the City of Yakutsk No. 25p of 3 February 2016 «On the Activities of the Specialized Service for Funeral Affairs in the City District» The City of Yakutsk. «
  4. Ritual agency «Esenia» [Electronic resource] — URL: http://www.eseni.ru/chto_nado_znat_o_kremacii.php
  5. Federal Law No. 8 of 12 January 1996 — Federal Law «On Burial and Funeral Affairs.»
  6. Federal Law «On Amendments to Legislative Acts of the Russian Federation and Recognition of Certain Legislative Acts of the Russian Federation as Invalid in Connection with the Adoption of Federal Laws» On Amendments and Additions to the Federal Law «On General Principles of Organization of Legislative Acts (representative) and executive bodies of the government of territorial subjects of the Russian Federation «and» about the general principles of the organization of local government in the Russian Federation» of 22.08.2004 No. 122-FZ.