Тенденции развития системы проектного управления в государственных органах в настоящее время

22 мая 8:16

С 2005 года проектное управление стало основным направлением управления стратегически наиболее важными задачами и объектами на государственном уровне РФ посредством разработки национальных проектов, при этом основной целью проектного управления в данный период было эффективное распределение бюджетных средств для решения наиболее важных социально-экономических задач общества.

Развитие проектного управления в России возможно было только посредством формирования организационно-институциональной системы, то есть создания органа, который бы курировал, отвечал и развивал проектное управление в органах государственной власти, в первую очередь, на уровне централизованной власти. Так, с 21.10.2005г. при Президенте России был образован Совет по реализации приоритетных национальных проектов, который функционирует и по настоящее время, менялось лишь название органа – в период 2012-2016гг. он назывался Комиссией при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, с 2016 года орган именуется как Совет при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам[1]. Основной функционал Совета заключается в разработке и реализации приоритетных проектов развития государства, таких как национальные и демографические проекты. Формирование институциональной основы проектного управления на государственном уровне означало полный переход на новый метод управления, существенно отличающийся от предыдущих методов и принципов управления государством. При этом в период с 2005 по 2013гг. проектное управление присутствовало только на централизованном уровне власти. За данный период было разработано и реализовано множество национальных проектов, в том числе: НП «Здоровье»; НП «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»; НП «Образование»; НП «Развитие агропромышленного комплекса (АПК)» (таблица 1.1).

Таблица 1.1 – Характеристика некоторых государственных проектов РФ в период с 2006 гг.

Наименование национального проекта

Цели проекта

Сроки реализации

Результаты

1

2

3

4

Доступное и комфортное жилье – гражданам России

Формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания российских граждан

2006-2010 гг.,

Разработаны программы: «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», «Доступная среда» на 2011-2020гг.

Увеличение объема жилищного строительства с 60 млн. кв.м. в 2006г. до 80 млн. кв.м. в 2014г.

Увеличение объемов ипотечного кредитования с 20 в 2006г. до 716,9 млрд. руб. в 2011г.[2]

Развитие АПК

Увеличение производства сельскохозяйственной продукции в России и улучшение социально-экономического положения сельского населения

2006-2007гг. (с 2008 г. – Государственная программа развития сельского хозяйства)

Целевые показатели проекта:

— увеличение производства мяса на 7%;

— увеличение производства молока – на 4,5%;

— увеличение объема продукции личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств;

— строительство 1392,9 тыс. кв.м. жилья;

— улучшение жилищных условий молодых специалистов (31,64 тыс. чел.) на селе.

Целевые параметры не достигнуты, национальный проект оказался неэффективным[2].

Здоровье

Повышение доступности и качества медицинской помощи, строительство центров высоких медицинских технологий и др.

2006-2010 гг., 2011-2013 гг.

— увеличена заработная плата медицинских работников (на 5-10 тыс. руб.);

— 10 тыс. учреждений оснащены современным диагностическим оборудованием;

— обновлено 70% парка автомобилей скорой помощи;

— построены 13 федеральных медцентров;

— с 01.01.2006г. начала действовать программа «Родовой сертификат»;

— продолжительность жизни населения увеличилась на 2,3 года[2]

Образование

Повышение уровня образования населения, повышение эффективности системы образования в РФ

2006-2010, 2011-2013гг.

Выплачены:

— по 1 млн. руб. для 3 тыс. инновационных школ;

— по 100 тыс. руб. – 10 тыс. лучших учителей;

— гранты по 5 млрд. руб. – 17-ти лучшим инновационным университетам;

— 30-60 тыс. руб. – более 5-ти тыс. победителей различных олимпиад и конкурсов;

— подключены все российские школы к интернету;

— созданы 10 федеральных университетов[2]

 

Источник: составлено автором на основе отчетов о реализации национальных проектов на территории РФ за период 2006-2020гг.

 

 

Стартовые национальные проекты 2006 года — «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», «Образование», «Развитие агропромышленного комплекса (АПК)» — стали важным фундаментом в построении принципиально нового механизма государственного управления. Но все же имелся существенный недостаток – отсутствие как таковой стратегии государственного развития.

Попытки обозначить стратегию и вывести систему государственного управления на эффективный уровень проектного управления были предприняты в Майских указах 2012г.[2], в которых была обозначена стратегия социально-экономического развития государства и целевые показатели развития экономики и общества. В соответствии с данным документом на конец 2018г. действовало 43 государственные программы, охватывающие различные сферы жизни общества. Схема определения целей без предварительного формирования механизма его достижения показала свою неэффективность, поскольку поставленные цели по стратегически важным направлениям не были достигнуты (таблица 1.2). Рассмотренные этапы развития проектного управления в органах государственной власти в РФ в период 2000-2018гг.
в обобщенном виде представлены на рисунке 1.1.

Таблица 1.2 – Оценка целей и результатов реализации направлений государственного развития, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» (период реализации: 2012-2018гг.)

Целевое направление

Цель

Результат

Национальная экономика

Рост реальной зарплаты и производительности труда в 1,5 раза

Цель не достигнута

Социальная экономика

Создание 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест, где зарплата выше средней по отрасли

Цель не достигнута: факт — 17,6 млн. рабочих мест

Национальная оборона

Переоснащение армии новейшими видами вооружений на 70%

Цель не достигнута: факт – 59%

Национальная экономика

Достижение 20 места в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса

Цель не достигнута: факт – 31 место

Демография

Рост ожидаемой продолжительности жизни в стране – 74 года

Цель не достигнута: факт – факт – 70,5 лет

Национальная экономика

Увеличение объема инвестиций в основной капитал – не менее, чем на 27% ВВП

Цель не достигнута

Национальная экономика

Рост продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП в 1,3 раза

Цель не достигнута: факт – в 1,2 раза

Средства массовой информации

Увеличение доли публикаций российских ученых в иностранных научных изданиях до 2,44%

Цель не достигнута: факт – 2,45%

Источник: составлено автором на основе отчетов о достижении стратегических целей, согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2012 года, N 596

 http://meridian-journal.ru/uploads/2020/06/4283-1.PNG           

Рисунок 1.1 – Этапы развития проектного управления в органах государственной власти в РФ в период 2000-2018гг.

Источник: составлено автором

 

Неэффективность проектного управления РФ в период 2000-2012гг. обусловлена наличием и влиянием следующих факторов:

  • отсутствие институционной структуры стратегического управления в государстве;
  • отсутствие единого механизма проектного управления в органах исполнительной власти;
  • слабое взаимодействие с бизнесом.

Формирование организованной системы проектного управления в органах государственной власти начали с разработки механизма проектного управления в органах исполнительной власти. В 2013 году на основании Приказа Министерства экономического развития РФ от 05.06.2013 №304 был создан Совет по внедрению проектного управления в федеральных органах исполнительной власти и органах государственной власти субъектов РФ. Основными задачами деятельности Совета стали разработка методических рекомендаций по управлению проектами в федеральных органах исполнительной власти и органах государственной власти субъектов РФ, подготовка предложений по формированию нормативно-правовой базы по управлению проектами в федеральных органах исполнительной власти и органах государственной власти субъектов РФ, подготовка предложений по организации обучения и эффективного управления инвестиционными проектами с государственным участием в органах исполнительной власти. В состав Совета входят чиновники высшего и среднего звена, топ-менеджеры экспертных и консалтинговых компаний, банков, высших учебных заведений.

Советом по внедрению проектного управления в федеральных органах исполнительной власти и органах государственной власти субъектов РФ разработаны Методические рекомендации по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти, утвержденные Распоряжением Министерства экономического развития РФ №26Р-АУ от 14.04.2014г.

Методические рекомендации содержат методический материал по формированию модели проектно-ориентированной системы управления в органах исполнительной власти.

Согласно данному документу, внедрение проектного управления в органах исполнительной власти направлено на достижение следующих основных целей:

  • обеспечение достижения результатов, запланированных органами исполнительной власти;
  • повышение качества достигаемых результатов;
  • сокращение сроков достижения результатов;
  • прозрачность, обоснованность и своевременность принимаемых решений в органе исполнительной власти;
  • повышение эффективности межведомственного взаимодействия при осуществлении совместной деятельности за счет использования единых подходов проектного управления;
  • повышение эффективности взаимодействия с подрядными организациями, привлекаемыми органом исполнительной власти.

Целеполагание при этом должно основываться на стратегии, определяемой Президентом РФ и Правительством РФ в следующих нормативно-правовых актах:

  • «Майские указы» Президента РФ от 07.05.2012г.[2];
  • Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ;
  • Основные направления деятельности Правительства РФ;
  • Иные акты Президента РФ и Правительства РФ, определяющие стратегические цели и приоритеты РФ на долгосрочный период.

Тем самым, стратегию проектного управления в исполнительных органах власти, в том числе в субъектах РФ, определяют Президент и Правительство, что, с одной стороны позволяет сформировать единую систему целей, синхронизировать направления развития социально-экономической системы различных регионов.

Советом по внедрению проектного управления в федеральных органах исполнительной власти и органах государственной власти субъектов РФ разработана модель проектно-ориентированной системы управления (рисунок 1.2).

Рисунок 1.2 – Модель проектно-ориентированной системы управления в органах исполнительной власти[3]

Разработанная модель проектно-ориентированной системы управления в органах исполнительной власти и органах государственной власти субъектов РФ характеризуется следующими основными элементами и свойствами:

  • модель включает три уровня проектного управления: стратегический, тактический, операционный, при этом стратегический уровень определяется государственными программами и нормативно-правовыми актами Президента и Правительства РФ. Тактический уровень включает внутренний план деятельности органа исполнительной власти, который составляется, как правило, на квартал. Операционный уровень содержит проектное управление и управление процессами;
  • модель предполагает формирование установленной проектной и отчетной документации, в том числе паспорт проекта, укрупненный перечень ключевых событий приоритетного проекта, отчет о ходе исполнения плана деятельности, прогноз реализации ключевых событий, дорожная карта внедрения проектного управления;
  • модель предполагает формирование проектного офиса и проектного комитета, основной функционал которых заключается в осуществлении мониторинга, анализа хода реализации проектов, оказании методической помощи участникам. Функциональные задачи проектного офиса и проектного комитета представлены на рисунке 1.3.

Рисунок 1.3 – Функциональные задачи проектного офиса и проектного комитета[3]

В каждом регионе должны быть сформированы данные структуры. Проектный офис осуществляет консультирование и методологическую помощь в разработке и поддержке нормативных методологических документов, в стратегическом планировании, сводной отчетности, согласовании изменений, организации обучения проектному управлению и т.д. Проектный комитет является контрольно-ревизионной инстанцией, осуществляющей рассмотрение и согласование нормативных методических документов, утверждение плана деятельности, контроль реализации плана деятельности, контроль реализации проектов, ключевых событий и показателей, согласование ключевых показателей эффективности и др.

Так, стратегия проектного управления определяется государственными программами и нормативно-правовыми актами Президента и Правительства РФ. При этом на момент формирования Методических рекомендаций основным стратегическим документом были «Майские указы» Президента РФ. Фиаско данной стратегии определили необходимость кардинальных перемен в сфере стратегического управления в РФ. В соответствии с этим в 2016г. было принято решение о создании (преобразовании ранее действовавшего) Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

С 2016 года начал функционировать более эффективный механизм управления вопросами стратегического развития в государстве, определяющими направления проектного управления в органах исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ. Главное управление стратегией, как и прежде, осталось в руках Президента РФ, но формирование отдельного органа, отвечающего за формирование и исполнение стратегии, позволило организовать и скоординировать процесс, сделать его непрерывным. Кроме того, Совет был создан для подготовки предложений Президенту РФ по разработке и реализации основных направлений стратегического развития страны, определения ключевых параметров наиболее важных государственных проектов и программ[4] (рисунок 1.4).

Рисунок 1.4 – Функции Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам

Источник: составлено автором

За период 2016-2018гг. Советом были утверждены паспорта 29 приоритетных проектов, на реализацию которых было потрачено 177 млрд. руб. в 2017г. и 168 млрд. руб. в 2018г. Кроме того, в 2018г. государственные программы стали переводить на проектное управление.

Для обеспечения комплексного и экспертного сопровождения проектной деятельности в государственном секторе 19.08.2016г. был создан Центр проектного менеджмента РАНХиГС. Основным функционалом Центра является: подготовка аналитических и иных материалов о реализации национальных проектов и федеральных проектов для проектного офиса Правительства РФ, взаимодействие с участниками национальных, федеральных и региональных проектов по вопросам их реализации, участие в информационном сопровождении, мониторинг проектной деятельности в Правительстве РФ, проведение оценки зрелости проектной деятельности в регионах и т.д. [5]

Таким образом, основными тенденциями развития системы проектного управления в государственных органах РФ являются тотальный перевод всех государственных систем на проектное управление. Основными причинами выбора данного метода управления в государственных органах власти стали более эффективный контроль над использованием государственных средств, а также расширенные возможности привлечения частного капитала для решения государственных вопросов. Важным направлением проектного управления в государственных органах исполнительной власти субъектов РФ в настоящее время является формирование эффективной самостоятельной системы управления проектами со своей нормативной и организационной базой, позволяющими формировать и реализовывать собственные проекты, направленные на решение социально-экономических задач. При этом важнейшим условием проектного управления является соответствие целевых параметров проектов основным стратегическим целям развития государства.

 

Список использованной литературы:

  1. Ускова Т.В., Копытова Е.Д. К вопросу о внедрении проектного управления в органах власти // Проблемы развития территории. — 2017. — №4 (90). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-vnedrenii-proektnogo-upravleniya-v-organah-vlasti (дата обращения: 10.01.2020)
  2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»
  3. Методические рекомендации по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти, утвержденные Распоряжением Министерства экономического развития РФ №26Р-АУ от 14.04.2014г.
  4. Ускова Т.В., Копытова Е.Д. К вопросу о внедрении проектного управления в органах власти // Проблемы развития территории. — 2017. — №4 (90). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-vnedrenii-proektnogo-upravleniya-v-organah-vlasti (дата обращения: 10.02.2020)
  5. Официальный сайт Центра проектного менеджмента РАНХиГС. Режим доступа: https://pm.center/company/? (дата обращения: 10.04.2020)