ГРАЖДАНСКИЕ ИНСТИТУТЫ КОНФЛИКТОРАЗРЕШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РФ

25 сентября 7:31

Существующая в России формационная система начала складываться в конце 1991 года в условиях коллапсирования советской социалистической системы и развала союзного государства. Так, сформировавшаяся в девяностые годы прошлого века система криминально-олигархического капитализма показала неспособность отражать удары финансово-экономического кризиса 2008–2009 г. и санкций, введённых в 2014 году. В современной России не искоренен произвол уполномоченных лиц, которые отбирают бизнес, практикуют коррупцию и не желают жить согласно законам. Они — сами закон. В развитых странах контроль над уполномоченными властью людьми осуществляет гражданское общество в лице разнообразных гражданских институтов конфликторазрешения. Институты конфликторазрешения — особая разновидность социальных институтов, которые появляются, образовываются и развиваются для организации упорядоченного удовлетворения некоторых фундаментальных и особо значимых потребностей людей. [1]

Россия ещё не прошла путь, по которому уже проследовали многие страны развитой Европы и других стран, поэтому тематика гражданских институтов конфликторазрешения является чрезвычайно актуальной.

Институты конфликторазрешения являются специфичными социальными институтами. Они существуют и взаимодействуют с другими акторами социального мира преимущественно в правовой сфере общества, которую изучает социология права. При этом стоит отметить то, что институты конфликторазрешения, обладают функцией разрешения, урегулирования и предотвращения конфликтов, поэтому их необходимо рассматривать не только с точки зрения социологии права, но и с точки зрения социологии конфликтов.

Гражданские институты конфликторазрешения являются неотъемлемой частью гражданского общества. В России, как и многих других странах, в отличие от государственных и муниципальных институтов конфликторазрешения, которые относятся к так называемому первому сектору официальных организаций, институты гражданского общества разграничиваются и распределяются между вторым и третьим секторами. Во второй сектор входят негосударственные частные коммерческие организации, основной целью которых является получение прибыли от своей деятельности по производству товаров и услуг для потребителей. Третий сектор, в свою очередь, охватывает особые некоммерческие организации особого типа (НКО): предпринимательские ассоциации, социокультурные учреждения, политикоправовые образования гражданского общества.

Предпринимательские гражданские институты защищают права бизнесменов и предпринимателей, например, таким институтом является Торговопромышленная Палата России, которая была создана в 1993.

 Ассоциации деятелей культур стремятся к поддержанию и развитию интеллектуальной жизни общества. Примерами таких организаций в РФ будут Ассоциация искусствоведов, Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, Ассоциация продюсеров кино и телевидения и другие.

Отдельное место в классификации гражданских институтов имеют гражданские институты в сфере политики и права, так как именно они обладают наиболее значимой конфликторазрешающей функцией. Гражданские политико-правовые институты конфликторазрешения можно разделить на 2 типа по количеству выполняемых функций: на профильные (имеющие один профиль) и многопрофильные.[2] Многопрофильные институты стремятся к защите целой совокупности социальных и гражданско-политических прав человека. Речь идет о таких организациях, как, например, общественные палаты, политические партии, ассоциации среднего и малого бизнеса. Функционируя в различных сферах и отстаивая различные права человека, многопрофильные институты являются универсальным инструментом эффективной работы гражданского общества. В свою очередь, профильные институты специализируются на выполнении одной задачи или функции. Данные институты концентрируют свои усилия на защите социальных прав и свобод индивидов, не обладающих средствами производства, то есть преимущественно — рабочих. На мировом уровне самым значительным профильным институтом считается Международная организация труда, которая была создана ещё в 1919 году. Её цели — содействие социально-экономическому прогрессу, повышение благосостояния и улучшение условий труда людей, а также защита прав человека. Примером профильного института в сфере защиты прав человека на квалифицированную медицинскую помощь и охрану здоровья является Международный комитет Красного Креста (сокращённо МККК, англ. International Committee of the Red Cross; ICRC).  Российский Красный Крест (РКК), который также является профильной организацией, работает с 1867 года, принимая активное участие в сохранении здоровья и оказании гуманитарной помощи россиянам.

Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что гражданские институты конфликторазрешения являются особой группой институтов конфликторазрешения, существующих отдельно от государства, основная задача которых — обеспечение разнообразных человеческих прав. Отдельно выделяются политико-правовые гражданские институты конфликторазрешения, при этом их можно разделить на многопрофильные (защищающие целый спектр прав человека) и профильные (имеющие специализацию в конкретной области прав человека).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Милецкий В. П. Социология права: учебник СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2018.
  2. Милецкий В.П., Семенов В.А. История и теория институтов конфликторазрешения. Саратов, 2020. (Электронное издание).
  3. Милецкий В.П., Черезов Д.Н. Институты конфликторазрешения и поддержаниями мира. СПб., «Фонд конфликтологии». 2018.
  4. Конфликты в современной России: проблемы анализа и регулирования. Конфликтология: учебник / под ред. А. С. Кармина. СПб., 1999.
  5. В. А. Светлов, В. А. Семёнов. Конфликтология. СПб. : Питер, 2011.

BIBLIOGRAPHY

  1. Mileckij V. P. Sociologiya Prava: uchebnik SPb.: Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 2018.
  2. Mileckij V.P., Semenov V.A. Istorija i teorija institutov konfliktorazreshenija. Saratov, 2020. (Jelektronnoe izdanie).
  3. Mileckij V.P., Cherezov D.N. Instituty konfliktorazreshenija i podderzhanijami mira. SPb., «Fond konfliktologii». 2018.
  4. Konflikty v sovremennoj Rossii: problemy analiza i regulirovanija. Konfliktologija: uchebnik / pod red. A. S. Karmina. SPb., 1999.
  5. V. A. Svetlov, V. A. Semjonov. Konfliktologija. SPb. : Piter, 2011.

 

[1]См. Семёнов В. А., Милецкий В. П., Павлова Е. Б.  История и теория институтов конфликторазрешения и поддержания мира: учеб. пособие /— СПб.: ИПЦ СЗИУ РАНХиГС. 2015.

[2] См. Милецкий В.П., Семенов В.А. История и теория институтов конфликторазрешения. Саратов, 2020. (Электронное издание). С. 172.