УДК 37.01
Первостепенной функцией управленческой деятельности в системе образования является развитие информационных и коммуникационных технологий, поскольку именно информатизация образования обеспечивает распространение грамотных информационных потоков в социуме, образуя при этом глобальное информационное пространство.
Формирование коммуникационных и информационных технологий оказывает первостепенное влияние на систему образования, поскольку данные новшества могут эффективно применяться не только в процессе приобретения и передачи знаний, умений и навыков, но и в управлении образовательной системы. Без методов информационно-коммуникационных технологий невозможно обеспечить повышение качества и эффективности школьного управления, поэтому неотъемлемой и важной частью этих процессов будет являться роль руководителя образовательной организации.
Проблеме информационно-коммуникационных технологий посвящены работы известных российских и зарубежных ученые: Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, В.Ф. Шолохович, О.И. Агапова, О.А. Кривошеев, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер и др. [3].
Информационно-коммуникационные технологии – это технологии, использующие вычислительную технику и телекоммуникационные средства для сбора, хранения, передачи и обработки информации с целью оперативной и эффективной работы с информацией [4].
М.И. Лысак считает, что одним из достоинств информационно-коммуникационных технологий в обучении является повышение качества образования за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером [1].
Важнейшая задача информатизации это вовлечь в нее максимальное количество субъектов образовательного процесса:
- администрация — автоматизировать систему всех видов отчетности, проводить постоянный мониторинг успеваемости и обученности учащихся, контролировать учебный процесс;
- учитель — использует методическую и дидактическую базу по своей дисциплине; видеть продуктивность своей деятельности; благодаря электронной библиотеке, компенсировать недостаток пособий и научной литературы;
- классные руководители– более качественно подготовиться ко времени коммуникации и родительским собраниям, воспользовавшись результатами обученности класса и каждого ученика в отдельности;
- учащиеся– пользоваться научной и электронной библиотекой, Веб-сайтами, Интернетом, получать по итогам года личное портфолио по своими достижениями;
- родители –получать достоверную информацию об успеваемости учащихся, научных достижениях класса, школы, о проводимых мероприятиях, о дополнительных образовательных мероприятиях [2]. Поэтому следует отметить, что в последнее время значительно возросла интенсивность и широта информационного обмена между всеми уровнями управления образованием.
Руководитель образовательной организации — значимая фигура в сфере образовательного процесса, определяющая успешность реализации происходящих инновационных процессов в системе образования. От того, насколько продуктивнее руководитель образовательной организации готов внедряться в инновационные процессы и грамотно участвовать в управлении информационными технологиями в системе управления администрацией школы, зависит успешность его профессиональной деятельности.
Как считают большинство специалистов в области управления, руководитель современной образовательной организации — это продуктивный руководитель, обладающий такими качествами как: компетентность, креативность, результативность, мотивированность, внимательное отношение к своим подчиненным, а также грамотный подход к управлению качеством образования информационной среды школы. Система управления качеством образования может эффективно реализоваться тогда, когда в школе есть руководитель, который целенаправленно формирует образовательную информационную среду.
Современному руководителю образовательной организации необходимо чётко и оперативно реагировать на поступающую информацию о работе школы для принятия управленческих решений. Школе необходим грамотный руководитель-управленец, который постоянно работает по разработке и использованию системы мер, обеспечивающих повышение качества и эффективность внутришкольного управления администрацией на основе информационных технологий.
С точки зрения современного управления, развитие административного персонала рассматривается как главный резерв повышения продуктивности образовательной организации. При этом корректное инвестирование в развитие административного персонала играет большую роль, чем инвестиции, направляемые на модернизацию оборудованных методов и средств. Руководитель образовательной организации должен оказать административному персоналу в освоении инновационного вида деятельности, оказать управленческую поддержку в связи с тем, что данная поддержка будет направлена на установление субъект-субъектных взаимоотношений управляющей и управляемой систем.
Управление образовательной организацией — не легкий процесс, слагаемыми которого являются соответствующий выбор правильных задач и целей, глубокий анализ достигнутого уровня учебной работы, система рационального планирования, организация деятельности ученического и педагогического коллективов, выбор продуктивных путей для повышения уровня производительности обучения и воспитания, эффективный контроль. Решение данных вопросов зависит от умения руководителей образовательной организации и административного персонала креативно использовать инновационные достижения науки и передового опыта, от межличностных отношений в коллективе, от активности педагогов и учащихся в учебной и воспитательной деятельности. Внедрение инновационных процессов это трудная задача, которую приходится решать нам в современных условиях. Без новообразований плохо. Нет инноваций — образовательная организация не развивается. Поэтому для эффективного управления деятельностью административного персонала в области использования информационно-коммуникационных технологий руководителю необходимо обладать информационно-коммуникационной компетентностью, что является составляющей профессионального мастерства современного руководителя в настоящее время. Поэтому остро встает проблема роли руководителя образовательной организации в управлении административным персоналом школы через информационно-коммуникационную технологию.
Список литературы
- Зеер, Э.Ф. Психология становления педагога профессиональной школы: [Текст] / Под.ред.Э.Ф.Зеера. Екатеринбург,1996.
- Информационно-коммуникационные технологии в управлении образованием: материалы городского семинара-совещания (г. Бугуруслан, 6 декабря, 2016 год).
- Петухова Е.И. Информационные технологии в образовании // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10.
- Польщиков А. В. Понятие информационно-коммуникационных технологий в системе технико-криминалистического обеспечения деятельности ОВД/А. В. Польщиков // Рос. следователь.-Москва:Юрист, 2010,N N 16.-С.33-35.