Роль руководителя образовательной организации в управлении информационно-коммуникационными технологиями в системе управления администрацией

17 августа 12:03

УДК 37.01

Первостепенной функцией управленческой деятельности в системе образования является развитие информационных и коммуникационных технологий, поскольку именно информатизация образования обеспечивает распространение грамотных  информационных потоков в социуме, образуя при этом глобальное информационное пространство.

Формирование коммуникационных и информационных технологий оказывает первостепенное  влияние на систему образования, поскольку данные новшества могут  эффективно применяться не только в процессе приобретения и передачи знаний, умений и навыков, но и в управлении образовательной системы. Без методов информационно-коммуникационных технологий невозможно обеспечить повышение качества и эффективности школьного управления, поэтому неотъемлемой и важной частью этих процессов будет являться  роль руководителя образовательной организации.

Проблеме информационно-коммуникационных технологий посвящены работы известных российских и зарубежных ученые: Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, В.Ф. Шолохович, О.И. Агапова, О.А. Кривошеев, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер и др. [3].

Информационно-коммуникационные технологии – это технологии, использующие вычислительную технику и телекоммуникационные средства для сбора, хранения,  передачи и обработки информации с целью оперативной и эффективной работы с информацией [4].

М.И. Лысак считает, что одним из достоинств информационно-коммуникационных технологий в обучении является повышение качества образования за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером  [1].

Важнейшая задача информатизации это вовлечь в нее максимальное количество субъектов образовательного процесса:

  1. администрация — автоматизировать систему всех видов отчетности, проводить постоянный мониторинг успеваемости и обученности учащихся, контролировать учебный процесс;
  2. учитель — использует методическую и дидактическую базу по своей дисциплине; видеть продуктивность своей деятельности; благодаря электронной библиотеке, компенсировать недостаток пособий и  научной литературы;
  3. классные руководители– более качественно подготовиться ко времени коммуникации и родительским собраниям, воспользовавшись результатами обученности класса и каждого ученика в отдельности;
  4. учащиеся– пользоваться научной и электронной библиотекой, Веб-сайтами, Интернетом, получать по итогам года личное портфолио по своими достижениями;
  5. родители –получать достоверную информацию об успеваемости учащихся, научных достижениях класса, школы, о проводимых мероприятиях, о дополнительных образовательных мероприятиях [2]. Поэтому следует отметить, что  в последнее время значительно возросла интенсивность и широта информационного обмена между всеми уровнями управления образованием.

Руководитель образовательной организации — значимая фигура в сфере образовательного процесса, определяющая успешность реализации происходящих инновационных процессов  в системе образования. От того, насколько продуктивнее руководитель образовательной организации готов внедряться в инновационные процессы и грамотно участвовать в управлении информационными технологиями в системе управления администрацией школы, зависит успешность  его профессиональной деятельности.

Как считают большинство специалистов в области управления, руководитель современной образовательной организации — это продуктивный руководитель, обладающий  такими  качествами как: компетентность, креативность, результативность, мотивированность, внимательное отношение к своим подчиненным, а также грамотный подход к управлению качеством образования  информационной среды школы. Система управления качеством образования может эффективно реализоваться тогда, когда в школе есть руководитель, который  целенаправленно формирует образовательную информационную среду.

Современному руководителю образовательной организации  необходимо  чётко и оперативно реагировать на поступающую информацию о работе школы для принятия управленческих решений. Школе необходим грамотный руководитель-управленец, который  постоянно  работает  по разработке и использованию системы мер, обеспечивающих повышение качества и эффективность внутришкольного управления администрацией  на основе информационных технологий.

С точки зрения современного управления, развитие административного персонала рассматривается как главный резерв повышения продуктивности образовательной организации. При этом корректное инвестирование в развитие административного персонала играет  большую роль, чем инвестиции, направляемые на модернизацию оборудованных методов и средств. Руководитель образовательной организации должен оказать административному персоналу в освоении инновационного вида деятельности, оказать управленческую поддержку в связи с тем, что данная поддержка будет направлена на установление субъект-субъектных взаимоотношений управляющей и управляемой систем.

Управление образовательной организацией — не легкий процесс, слагаемыми которого являются соответствующий выбор правильных задач и целей, глубокий анализ достигнутого уровня учебной работы, система рационального планирования, организация деятельности ученического и педагогического коллективов, выбор продуктивных путей для повышения уровня производительности обучения и воспитания, эффективный контроль. Решение данных вопросов зависит от умения руководителей образовательной организации и административного персонала креативно использовать инновационные достижения науки и передового опыта, от межличностных отношений в коллективе, от активности педагогов и учащихся в учебной и воспитательной деятельности. Внедрение инновационных процессов это трудная задача, которую приходится решать нам  в современных условиях. Без новообразований плохо. Нет инноваций — образовательная организация не развивается. Поэтому для эффективного управления деятельностью административного персонала в области использования информационно-коммуникационных технологий руководителю необходимо обладать информационно-коммуникационной компетентностью, что является составляющей профессионального мастерства современного руководителя в настоящее время. Поэтому остро встает проблема роли руководителя образовательной организации в управлении административным персоналом школы через информационно-коммуникационную  технологию.

 

Список литературы

 

  1. Зеер, Э.Ф. Психология становления педагога профессиональной школы: [Текст] / Под.ред.Э.Ф.Зеера. Екатеринбург,1996.
  2. Информационно-коммуникационные технологии в управлении образованием: материалы городского семинара-совещания (г. Бугуруслан, 6 декабря, 2016 год).
  3. Петухова Е.И. Информационные технологии в образовании // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10.
  4. Польщиков А. В. Понятие информационно-коммуникационных технологий в системе технико-криминалистического обеспечения деятельности ОВД/А. В. Польщиков // Рос. следователь.-Москва:Юрист, 2010,N N 16.-С.33-35.