Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения несовершеннолетних — это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и cоблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
Современная образовательная организация это пространство, в котором пересекаются и согласуются интересы государства, общества и отдельного человека.
Новое правовое пространство образовательной организации складывается под влиянием требований действующих законов и иных нормативных актов.
Анализируя нормативно-правовые документы, видим, что правовое образование является составной частью системы образования и имеет целью формирование высокого уровня правовой культуры и правосознания личности, ее ценностных ориентиров и активной позиции как члена гражданского общества, а также способствует всестороннему человека как личности и наивысшей ценности общества, развития его умственных и физических способностей, талантов, формированию граждан, способных к сознательному общественному выбору.
Стоит заметить, что законодатель при заключении программы правового образования населения не только обращает внимание на необходимость совершенствования системы правового образования населения, приобретения гражданами необходимого уровня правовых знаний, но и на формирование у них уважения к праву, повышение общего уровня правовой культуры, как «особого качественного состояния правовой жизни».
Так, например, стандарт основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) формулирует цели правового обучения школьников в Российской Федерации, заключающиеся в развитии развитие нравственной и правовой культуры, воспитание гражданской ответственности, формировании интереса и критического мышления в отношении правовой информации, воспитании гуманистическим и демократическим ценностям; освоение знаний о реализации и защите прав человека и гражданина.
При формировании правового образования главным образом следует обращать внимание на самостоятельное усвоение правового материала, понимание важности познания, усвоения, интерпретации и правового поиска. Эти компоненты составляют правовую самоподготовку населения.
Наряду с активным освоением теоретических представлений о правах, свободах и обязанностях, учащийся должен приобрести практические навыки реализации прав, возможности их обеспечения, а в необходимых случаях и защиты. Эти наиболее общие задачи правового образования должны решаться исходя из возрастных и иных особенностей учащихся.
Правовое образование было возведено в ранг государственной политики и рассматривалось как часть правового воспитания. Главными задачами являлись – формирование правовой культуры школьника, основанной на соблюдении закона, а также профилактика правонарушений несовершеннолетних. Основным критерием результативности работы по правовому воспитанию и образованию было отсутствие (наличие) в школе фактов правонарушений школьников. Полагаю, эти задачи, как и предложенные критерии эффективности, сохраняют актуальность и сегодня.
Абстрагируясь от социально обусловленных целей правового воспитания, необходимо сделать определенный вывод в соответствии с объективными потребностями современного общества. Целями правового воспитания является формирование у личности системы правовых знаний, правовой убежденности, мотивов и привычек правомерного, социально-активного поведения в соответствии с задачами формирования правовой государственности в России.
Соотношение сознательного и принудительного определяется ряд ом субъективных качеств каждого индивида, в то м числе уровнем образования и образованности, культуры, общего и правового воспитания. Отсюда мотивы воспитания одного индивида ил и индивидов, соотношение различных составляющих элементов могут оказаться совершенно неприемлемыми к другому индивиду или их определенной группе.
Правовоспитательное воздействие, осуществляемое, в отношении несовершеннолетних, качественно отличается от правового воспитания граждан, достигших зрел ого возраста. Все это обуславливает необходимость и важность разнообразия и гибкости методов воспитания, оптимального соответствия их особенностям, как индивидов, так и различных социальных групп. Решающее значение здесь имеют личностное отношение к праву, социальное положение чело века в обществе, его материальные и духовные потребности, интересы и т.п.
Выработка привычки к соблюдению правовых норм, социально активному поведению – важнейшая задача правового воспитания.
Таким образом, правовое воспитание как важнейшее средство формирования правосознания и правовой культуры личности имеет своей задачей устранение существующего противоречия между наличным и требуемым уровнем правовой подготовленности.
Содержание правового воспитания включает в себя систематическое повышение правовой информированности, обогащение культурными ценностями, развитие необходимых навыков, умение реализовывать требования правовых норм, выработку привычек правового поведения. При этом необходимо учитывать, что правовое воспитание в современных условиях должно быть ориентировано, прежде всего, н а принципы правового государства, отдавая при этом приоритет общечеловеческим гуманистическим ценностям; но правовое воспитание должно быть, нацелено не на решение как их-то отдельных, частных ил и временных задач общественного развития, какими бы важными он и не представлялись.
Особенностью функционирования современной концепции правового воспитания являются изменения в его содержательной стороне. Необходимо критически учитывать опыт минувших десятилетий, но уж е на качественно ином этапе развития общества, не сводить сущность правовоспитательной работы к пересказыванию нормативно-правовых актов, и, по существу, беспредметной просветительской пропаганде общих истин, носящих заведомо бездеятельный характер.
Таким образом, говоря о качественном переосмыслении концепции правового воспитания, можно отметить, что в современной ситуации он о должно соответствовать четырем основным условиям, имеющим институциональное значение не только для проблем правовоспитательной работы, но и для всей концепции правосознания и правовой культуры. Правовое воспитание сего дня не должно строиться п о принципу требования у субъектов права поведения, строящегося н а бессмысленной высокой патетике и ничем не обоснованных идеях. В практике современного правового воспитания необходимо добиваться, что бы нормы права вызывали и стимулировали правомерное поведение и реализацию общественных и личных интересов.
Необходимо направлять все воспитательные усилия на формирование такого поведения, которое давалось бы без напряженной внутренней борьбы между общественно-полезными и личными мотивами, а было б ы результатом так ого мотива, ка к согласие и одобрение человеком действий, вытекающих из правовых норм.
Библиографический список:
- Губин Н. Школа правовых знаний / Н. Губин // Воспитательная работа в школе. — 2010. — №3. – С.14 — 42.
- Данильян О. Г., Байрачная Л. Д., Максимов С. И. и др. Философия права: учебник / под ред. О. Г. Данильян. М.: Изд-во Эксмо, 2006. 416 с.
- Ибрагимова Е. М., Свердлова Л. М., Кузнецова Ю. Н. Особенности преподавания права в средних общеобразовательных организациях // КПЖ. 2014. №1 (102). — 164 с.
- Ильин И. А. О сущности правосознания / подготовка текста и вступительная статья И. Н. Смирнова. М.: Рарогь, 1993. 235 с.