КИТАЙСКИЙ ТЕАТР ПЕРИОДА ЦИН

26 апреля 3:41

Театр в Китае всегда занимал особое место в культуре. Особого расцвета театр достиг в период правления династии Цин.

Согласно историческим источникам многие императоры и императрицы династии Цин были очень пылкими ценителями и покровителями китайского искусства. Многие правители маньчжурской династии сами принимали участие в театральном искусстве. Они писали пьесы и руководили процессом постановки спектаклей, сами выбирали актеров и даже исполняли некоторые арии. Например, император Цяньлун был знатоком стиля куньцюй. Он исполнял арии из пьесы «В поисках мудрости» под собственный аккомпанемент во время традиционных жертвоприношений Богу Кухни на 23-й день 12-го месяца [3].

Театр был очень популярен и служил транслятором идеологии маньчжурской династии в общество. Китайские императоры достаточно быстро осознали то, что театр обладает способностью влиять на «умы и чувства зрителей».

Театр традиционно разделялся на 3 направления: придворный театр, частные театральные труппы и публичный театр. С середины 17 века публичный театр слился с частным [1].

В театральных постановках, как пишется в «Статьях и уложениях Великой Цин», запрещается изображать императоров и императриц в постановках жанра цзацзюй и сивэнь. Из-за этого запрета была проведена ревизия в пьесах и были убраны оттуда роли, которые попадали под запрет, а некоторые пьесы были и вовсе запрещены [2]. Но уже в более поздний период этот запрет смягчился и выступал в роли предостережения.

О том, что театр использовался в воспитательных целях нам говорит, то что профессиональным актерам разрешили ставить пьесы морального содержания и играть тех персонажей, у которых четко показаны достоинства личности. Все это, как утверждает Лиана Чэнь, позволяло продвигать идеологию маньчжуров.

За весь период правления династии Цин вышло более 50 документов, которые запрещали посещение театра чиновникам. Это было вызвано тем, что китайский театр ассоциировался с оказанием сексуальных услуг. В частности, иероглиф «цзи» означает актрису и проститутку. Это показывает их «взаимозаменяемыми функции в мире развлечений». Все это и привело к образованию подобной репутации у актеров и театра.

Положение актеров в китайском обществе было достаточно низким. Их семьям и потомкам до четвертого колена сдавать государственные экзамены для поступления на службу. А актрис зачастую ставили на один уровень с обычными проститутками [5].

Запреты императорского дома на частные театральные группы не повлияли на желание правящих кругов к лицезрению театральных постановок. Возросла популярность «общения» элиты с актерами. Это было вызвано тем, что в Пекине в 18-19 вв еще не существовало собственного театра. Все драматические и музыкальные постановки проходили в чайных. Здесь роль постановки была на втором плане [4]. Театры более позднего периода служили местом отдыха шэньши. В театрах царила атмосфера игривости, легкости и оживленности.

Не менее важное место в формировании общественного мнения играл придворный театр. Он разбавлял однообразную жизнь императорского двора и играл важную роль в дворцовых ритуалах. Маньчжурские императоры с помощью театра демонстрировали свою власть и культурное влияние в стране.

Любой праздник или же церемония имела свой прописанный сценарий театральных постановок. Они сопровождали все основные события: от осенней охоты до банкетов во время императорских инспекций. Эти постановки были детально проработаны: от костюмов до конструкций сцены. Это все поражало как придворных сановников, так и иностранных гостей.

Был создан особый орган – Палата по делам театра, который следил за деятельностью придворного театра. В его обязанности входило также набор и обучение актеров основного состава. Актеры обычно делились на 2 группы: «Внутренняя школ» и «Внешняя школа». В составе «Внутренней школы» были в основном евнухи и они занимались постановками во внутреннем дворе, т.е. в частных императорских покоях. «Внешняя школа» состояла из актеров-профессионалов и их учеников. Они несли ответственность за публичные выступления.

Драматический репертуар придворного театра окончательно сложился к периоду правления Цяньлуна. Они делились на 2 категории: церемониальная и развлекательная [5]. Церемониальные драмы писали по указу императора и были приурочены к каким-либо церемониальным событиям. Они характеризовались пышностью и хвалебностью. Как правило, сюжет церемониальной драмы вращался вокруг императора и его императорского ритуального календаря. Развлекательная же драма корнями уходила в народную традицию.

Одним из направлений церемониальной драмы стали так называемые «великие драмы». Они исполнялись по случаю важных праздников и содержали исторические моменты и легенды. Эти представления могли длится несколько дней и были очень затратными. Например, постановка пьесы «Мулань» 1683 г. длилась 10 дней и стоила 1000 золотых слитков [2].

Целью таких героических постановок было показать экономическую мощь и процветание страны под маньчжурским правлением.

Помимо героических пьес пользовались популярностью драмы, которые были приурочены празднованию дня рождения высочайших лиц. Основой таких пьес, как правило, был сюжет о выплате дани и преподнесении даров. В таких драмах было 3 направления сюжета: 1) иностранные гости приезжают из дальних стран для уплаты дани двору; 2) даосские или буддийские бессмертные собирались для восхваления императора; 3) деревенские жители поют или танцуют в знак благодарности императору за мир и процветание. [3]

Таким образом, демонстрация таких постановок должна была утверждать мощь империи Цин, ее технологическое, культурное, военное и экономическое превосходство. А также мудрость и добродетельность императора.

Литература:

  1. Белецкий П.А. Китайское искусство. Очерки. – Киев, 1957. – 162 с.
  2. Духовная культура Китая. Энциклопедия: в 5 т. — М.: Восточная литература, 2006-2008.
  3. Гордиенко, А. Н. Китай. История, культура, искусство / А.Н. Гордиенко, П.Е. Куделев, О.В. Перзашкевич. — М.: Эксмо, Наше слово, 2008. — 160 c.
  4. Кравцова, М. История культуры Китая / М. Кравцова. — М.: Планета музыки, Лань, 2011. — 416 c.
  5. Ткаченко, Г. А. Культура Китая от А до Я / Г.А. Ткаченко. — М.: АСТ, Восток-Запад, 2008. — 352 c.