Из всех проблем, с которыми сталкивается человечество, наиболее сложной была и остается проблема самой человеческой природы – личности.
Личность – понятие богатое по содержанию, включающее в себя не только общие и особенные признаки, но и уникальные свойства человека.
Наиболее многогранно тема личности, пути ее совершенствования представлена в рамках мировых религий. Выбор личностного пути – результат свободного волеизъявления человека. Поэтому личность немыслима вне феномена свободы. А, по словам Гегеля, истинная природа человека есть «свобода, свободная духовность». [1, с. 329]
Проблема личности, свободы воли или свободы выбора является ключевой при проведении сравнительного анализа мировых религий. Мировые религии представляют собой позднее и совершенно своеобразное явление в истории. К мировым религиям относятся: буддизм, христианство и ислам.
В данной работе представлены краткие характеристики мировых религий, а так же раскрывается понятия личности и свободы в каждой из них.
Буддизм— религиозно-философское учение о духовном пробуждении, возникшее в середине 1-го тысячелетия до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будды, то есть пробужденного, просветленного
Необходимость жизни в гармонии с природой — главное в буддизме. Согласно буддизму, бытие человека — это жажда жизни, а жизнь — сплошное страдание, проявляющееся в страхе смерти, старости, болезнях, горе, заботах. [2, с. 83] Все зло общества проистекает из эгоизма человека, выражающегося в его приверженности к своему личному телу, личному бытию. Мера страданий и ответственности за страдания зависят от самого человека, его степени жадности и невежества. Своим моральным поведением он может уменьшить эту меру, но лишь в рамках предусмотренной для каждого человека судьбы (кармы). Буддизм понимает карму не как фатальную предопределенность свыше, а как судьбу, обусловленную действиями и поступками самого человека.
Буддизм не столько религия, сколько философия жизни, где главным действующим лицом представлен человек, достижение целей которого зависит от соблюдения им некоторых законов природы и жизни. Моральность, или достойное поведение, развитие ума и мудрость — основные факторы, определяющие место буддиста в жизни.
В начале XX века известный буддолог Ф. И. Щербатской считал, что в буддизме не признаётся свобода воли какой-либо личности или души вследствие того, что согласно фундаментальной буддийской доктрине о «не душе», буддизм отрицает существование самой души или личности.
Христианство – мировая религия, в основе которой — вера в Единого Бога в трех Лицах: Отца, Сына и Святого Духа, вера в Христа как в вочеловечившегося Сына Божьего, Спасителя, Искупителя, в истинность преподанного через Него учения о спасении, в созданную Им Церковь.
Христианство как религия бесправных и гонимых людей занимает в вопросе о статусе человека особое место. Христианство призывает к моральному совершенствованию человека и отношений между людьми. Гордыня и жадность человека объявляются его главными недостатками, а смирение и благодарность — главными достоинствами. В то же время, христианство изначально принижает человека, приписывая ему статус «раба божьего», а всему человечеству — «стада божьего», ведомого пастырями.
Христианство воспевает свободу, но понимание ее противоречиво. Свобода по-христиански — это свобода только для верующих в Христа. В христианстве считается, что человек является личностью, обладающей свободой и творческой способностью. Свобода личности связана с тем, что она воплощает в себе надмирный дух, происходящий от Божественного Духа. Первородный грех Адама и Евы нарушил богоподобие человека и отдалил его от Бога, однако образ Божий остался неповреждённым в человеке. Вся дальнейшая история рассматривается христианством как история воссоединения человека с Богом. [3, 83 с.]
Понятие свободы в Христианстве следует рассмотреть параллельно с понятием греха. Грех, или моральное зло, имеет две области своего обнаружения. Ближайшим образом грех сознается как недолжное, неправильное в наших поступках, в нашем поведении, в нашем отношении к людям. Считается, что грешить способно только существо, одаренное свободой, в каком-то общем смысле способное и воздерживаться от греха; это соотношение входит в само понятие греха.
Именно христианская вера открывает миру тайну личности, ее исключительное достоинство, которое позволяет говорить об уникальном статусе каждого человека на земле. Именно в мире христианской культуры возникают, осуществляются и эволюционируют идеи различных социальных свобод, т. е. прав человека. [3, 85 с.]
Ислам — самая молодая и вторая по численности приверженцев, после христианства, мировая монотеистическая религия.
Согласно Корану, человек — творение Бога, творение избранное, наместник Бога на земле. Но именно как творение он зависим от Бога, зависим, прежде всего, в силу двойной слабости своей природы: онтологической (человек смертен) и нравственной (человек духовен).[4, c.187]
Коран провозглашает, что человек создан как самое совершенное и благородное творение в мире. Человек сотворен Богом свободным существом, превращение его в раба противоречит воли Бога и сами люди должны оберегать свою свободу. Человек обладает свободой воли, является автором своих решений и, поэтому, ответственен за свои действия. Все остальное в природе, даже «ангелы», сотворено Богом для поклонения и служения человеку. Призвание человека состоит в служении и повиновении воле Бога, в соблюдении его заветов, в том, чтобы жить по его законам.
В Коране нет идеи сотворения человека по образу и подобию Бога. Скорее, говорится о том, что Бог создал человека по его собственному образу. Человек сам по себе, вне послушания и покорности Богу — ничто, он ничтожен, непостоянен, слаб. Эта тема часто звучит в Коране.
Свобода предусмотрена Шариатом как особое право человека, так в Шариате человек имеет право на свободу выражений, свободу собраний, свободу совести и убеждений.
Ислам был ниспослан как религия, защищающая принцип свободы: свободы вероисповедания, мысли и ее выражения и т. д. Ислам даже не принуждает людей уверовать в его послание. В Коране по этому поводу говорится: «Нет принуждения в религии. Уже ясно отличился прямой путь от заблуждения…».
Принцип свободы в исламе не стал результатом революции или эволюции общества — он был ниспослан свыше. Он пришел с неба, чтобы возвысить людей на земле. Однако свобода вероисповедания, как и другие свободы, должна иметь определенные границы. Так, ислам не одобряет изменение мусульманами своей религиозной принадлежности. [5, c.155]
В исламе личность в первую очередь — творение Аллаха, не сын Божий, но его наместник на земле. Вне послушания Богу человек слаб. Истинная личность в исламе послушна закону Аллаха.
Подводя итог, хочется отметить, что на земле не найдется не только ни одного человека, но и ни одного живого существа, которое не любило бы свободу. Свобода вовсе не является современной идеей или же идеей, родившейся на Востоке или на Западе, она универсальна.
Для западных религий свобода человека имеет особое значение, потому что она является необходимым условием моральной ответственности. Несмотря на то что Бог мыслится как всемогущий и всеведущий, утверждается, что он дал человеку свободу.
В восточной философии проблема свободы ставится совершенно иначе. Концепция кармы в восточной философии отсылает к результатам морально значимых поступков. Действие, совершенное сегодня, повлияет на то, что случится завтра. В этом смысле свобода ограничена кармой, созданной в прошлом, и поэтому представление о карме иногда трактуют как фатализм.
Однако для того, чтобы всякое действие, совершенное в настоящем, могло порождать карму, должна существовать и определенная степень свободы. Последнее (особенно в буддизме) приводит к творческому осознанию свободы в рамках обстоятельств, существующих в каждый конкретный момент — причем фактором, влияющим на эти обстоятельствам (равно как и на способность личности отреагировать на них), является результат действий человека, совершенных в его прошлом.
Список литературы:
- Спиркин А.Г. Философия: Учебник. — М.: Гардарики, 1999 – 730 с.
- Философия: Руденко А.М., Самыгин С.И., Минасян Л.А., Шалин В.В., Эмирбекова Э.Э., Котлярова В.В., Пожаров Ю.П., Макарова И.В.; конспект лекций / Ростов-на-Дону, 2019. Сер. Зачет и экзамен. – 252 с.
- Котлярова В.В. Современный ценностный кризис и поиск общечеловеческих ценностей // Гуманитарные и социальные науки. – 2011. – № 2. – С. 80-85.
- Тришин А.Ф. Мировые религии и религиозные памятники. — М.: Московский лицей, 2018 – 328 с.
- Ибрагим Т.К. Религиозная философия ислама. Калам: учебное пособие. Казань: Казанский ун-т, 2019 – 210 с.
- Котлярова В. В. Традиционные ценности в современной культуре // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2010. – №1 (5). – С. 84-86