Рост автомобильного транспорта сопряжен с повышением его роли в различных экономических процессах и развитии территорий [1]. Этот вид транспорта является основой пассажирских и грузовых перевозок. Количество транспортных средств страны и регионов отличается взаимосвязью с финансовыми показателями: уровнем жизни населения и уровнем доходов предприятий [2], кроме того рост автомобильного рынка является индикатором развития потребительского сегмента экономики [3].
Анализ динамики парка автотранспортных средств имеет как научное, так и научно-практическое значение: результаты важны не только для последующего анализа взаимосвязи с экономическими процессами, но и для планирования автобизнеса.
Одним из параметров парка автотранспортных средств является доля автомобилей, имеющих иностранную торговую марку. Этой теме посвящены несколько работ российских исследователей: в [4] проводится анализ структуры парка грузовых автомобилей, указывается, что в настоящее время доли транспортных средств отечественного и импортного производства практически равны; однако в работе приведен только анализа продаж грузовых автомобилей, делается предположение о росте продаж иномарок. В работе [5] также проведено исследование рынка автотранспортных средств РФ, сделан вывод о том, что продажи иномарок российского производства были достаточно устойчивы в условиях снижения реальных доходов населения, однако оказываются менее привлекательными в условиях роста цены на импортные комплектующие; автором подчеркивается необходимость увеличения уровня локализации производства автокомпонентов. Таким образом основное внимание ученых в данной области сосредоточено на анализе рынка и продаж автомобилей.
Целью работы стала оценка доли иномарок в структуре автотранспортного парка страны.
Как было показано, изучение объема продаж считается одним из аспектов изучения роли иномарок в российском рынке автотранспортных средств. Согласно сведениям, представленным в [6, 7] в период 2016–2018 отмечается рост продаж новых легковых автомобилей. Основной сегмент рынка в 2018 году занимают SUV (Hundai Creta и Renault Duster) и В-сегмент (Lada Vesta и Lada Granta) [7]. Наиболее продаваемой маркой остается Lada как на первичном, так и на вторичном рынке. Однако в целом основную долю продаж на первичном рынке занимают иностранные марки российского производства (~60%) [7]. Рост продаж грузовых автомобилей начался с 2015 года, лидером рынка продолжает оставаться KAMAZ. В целом отечественные бренды составляют ~45% рынка. Рынок автобусов также растет, начиная с 2015 года. Максимальная рыночная доля приходится на PAZ (~60%), лидерами по приросту продаж являются NEFAZ (+115%), Volgabus (+58%) [7].
Для анализа эксплуатируемого парка автомобилей получены официальные данные ГИБДД РФ о количестве транспортных средств в России за 2015–2018 гг. по категориям (легковые М1, грузовые: N1, N2, N3, автобусы M2, M3, транспортные средства категорий L3-L5, L7, прицепы и полуприцепы). Проведена оценка динамики автопарка страны: количество транспорта растет ежегодно, практически пропорционально увеличивается и количество иномарок.
В среднем по исследуемым годам и по категориям доля иномарок составляет 44%: в структуре парка преобладают отечественные бренды. Исследована доля иномарок по категориям в динамике, ежегодный прирост доли автомобилей с иностранной торговой маркой отмечается среди полуприцепов, а ежегодное снижение – среди грузовых транспортных средств категории N2; однако изменение в обоих случаях находится в пределах 2%. Наиболее существенное изменение доли иномарок отмечено в 2018 году среди транспортных средств категорий L3-L5, L7: снижение более чем на 4% (в количественном выражении более чем на 15%).
На рисунке 1 представлены результаты анализа доле иномарок среди категорий транспортных средств по итогам 2018 г. В настоящее время наибольшую долю занимают иномарки среди легковых автомобилей (~50%), далее следуют полуприцепы и грузовые транспортные средства категорий N3.
Рисунок 1 – Доли иномарок по категориям транспортных средств, 2018 г
Основное количество автомобилей иностранной торговой марки представлено в категории легковых автомобилей (более 70%), наряду с уверенным ростом общего количества транспорта данной категории, доля иномарок остается практически постоянной, в связи с чем можно сделать вывод о сохранении этой тенденции. На уменьшение доли иномарок может повлиять увеличение государственной поддержки отечественных брендов. Высокие доли иномарок среди полуприцепов и грузовых средств категории N3 связаны между собой, на фоне общего увеличения количества транспортных средств представленных категорий за последние 2 года отмечается и увеличение доли иномарок. Кроме того, рост грузовых автомобилей N3 в 2018 обеспечен за счет транспортных средств иностранных брендов. В связи с дефицитом полуприцепов с определенными функциями (для перевозки животных, тралов, стекловозов и др.) доля иномарок среди полуприцепов будет увеличиваться до повышения мощности производства различных российских полуприцепов, их доступности. Это является необходимым условием на фоне прогнозируемого общего роста грузовых автомобилей категории N3, полуприцепов в связи с экстенсивным развитием розничных сетей и выходом ритейлеров в регионы, однако значительный рост не ожидается в связи с увеличением НДС.
Литература
- Печатнова Е.В., Кузнецов В.Н. Взаимосвязь показателей автомобилизации и аварийности на примере регионов Сибирского федерального округа // Инновационный транспорт. 2019. № 1 (31). С. 54-57.
- Кузнецов В.Н. Анализ корреляционных связей между уровнем автомобилизации и экономическим развитием регионов // Modern Science. 2019. № 5-3. С. 262-265.
- Вафин Л.Р. Методический подход к долгосрочному прогнозированию рынка новых легковых автомобилей // Научные труды Центра перспективных экономических исследований. 2018. № 15. С. 54-71.
- Тетерина И.А. Тенденции развития рынка грузовых автомобилей и автосервисных услуг // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. 2014. № 5 (39). С. 39-44.
- Зуева Н.А. Оценка влияния деятельности филиалов мировых автомобилестроительных корпораций на экономику РФ // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. 2016. Т. 2(68). № 4. С. 38-45.
- Автостат. Аналитическое агентство [Электронный ресурс] URL: https://www.autostat.ru/infographics/37419/ (дата обращения 27.11.2019).
- Обзор автомобильного рынка России в 2018 г. и перспективы развития // PwC в России, 2019. URL: https://www.pwc.ru/ru/materials/auto-press-briefing.pdf (дата обращения 02.12.2019).