Физическая культура является сферой многочисленной самостоятельной деятельности. Она служит важнейшим фактором формирования активной жизненной позиции человека.
Физическая культура представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и метод физического совершенствования человека для выполнения социальных обязанностей.
Здоровье — это основная часть жизни каждого человека. Выполнение каких-либо задач, планов, решение основных жизненных процессов, преодоление трудностей зависят от состояния нашего здоровья. К большому сожалению, многие, в их число входят и студенты, пренебрегают элементарными нормами здорового образа жизни, хоть и так много написано о необходимости физического воспитания человека.
Ряд исследований показал, что учащиеся, занимающиеся систематическими физическими нагрузками и проявляющие довольно высокую активность, развивают определенный стереотип повседневного режима, у них повышается уверенность в себе, а также развивается высокая жизнеспособность. Такие люди более общительны, выражают готовность к сотрудничеству, меньше боятся критики, у них выше эмоциональная стабильность и сдержанность, больше шансов на оптимизм, энергию, среди них есть более настойчивые, решительные люди, которые могут вести за собой коллектив.
Группе студентов, занимающейся своим физическим воспитанием, в большей степени присущи добросовестность и хладнокровие. Они успешно взаимодействуют в работе, требующей усидчивости и напряженности; более свободно вступают в контакты; более изобретательны; среди них чаще встречаются лидеры, а также им легче управлять самоконтролем.
Данный анализ поведения молодых людей позволяет сделать вывод, что физическое воспитание положительно влияет на характерологические особенности личности студентов.
Физическое воспитание в университете осуществляется на протяжении всего периода обучения студентов. Оно осуществляется в разнообразных взаимосвязанных формах, дополняющих друг друга, которые соединяются в единый процесс физического воспитания студентов.
Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в университете. Они запланированы в учебной программе, а их выполнение обеспечивается преподавателями кафедр физической культуры, которые составляют учебный план и план спортивных мероприятий для студентов.
Целью физического воспитания является формирование физической культуры студента как системного качества личности, неотъемлемого составляющего общей культуры будущего специалиста, способного реализовать ее в разных видах деятельности, например, социальной, образовательной и профессиональной.
В процессе обучения в высшем учебном заведении по курсу физической культуры предусмотрен рад важнейших задач, таких как: воспитание у студентов высоких физических, волевых и нравственных качеств; поддержание и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и развитию организма; комплексная физическая подготовка студентов; профессионально — прикладная физическая подготовка студентов с учетом особенностей их будущей профессии; приобретение студентами необходимых знаний по основам методологии, теории и организации физической подготовки; а также воспитание у учащихся убеждений в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом [3, с. 154].
Процесс обучения формируется в зависимости от уровня физического развития, подготовленности и состояния здоровья учащихся. Данная подготовка, как физическая, так и моральная, поможет в дальнейшем студенту как в личной жизни, так и на работе.
Как правило, физическая культура связана только с улучшением естественной основы человека, его физической организации. В то же время, будучи одной из социальных и общечеловеческих ценностей, она выступает в качестве культуры образа жизни людей. Также, физическая культура является предпосылкой для других уровней общего культурного бытия — мировоззрения, политической, моральной и других культур [4, с. 129]. В физической культуре человек стремится к гармонии с собой, природой и обществом.
Характер работы на занятиях по обязательному физическому воспитанию определяется теми средствами и методами, которые специально развивают необходимые физические качества и двигательные навыки, необходимые человеку. Мы считаем, что существенным фактором, оказывающим благотворное влияние на развитие личности, является планирование занятий по физическому воспитанию таким образом, чтобы индивидуально привлекательные формы физической активности выступали в качестве поддерживающей основы для развития потребности в систематических физических упражнениях, то есть тренировочный процесс должен осуществляться таким образом, чтобы уровень физической подготовки достигался, прежде всего, за счет форм физической активности, привлекательных для каждого отдельного человека.
Организация занятий физической культурой и спортом с учетом интересов личности и ее физических возможностей во многом определяет возникновение новообразований личности в подростковом возрасте, то есть формирование стабильного образа своего внутреннего мира.
Следовательно, применение в процессе физического воспитания результатов собственного двигательного опыта существенно способствует формированию и развитию познавательных интересов и деятельности личности.
Таким образом, физическое воспитание обеспечивает сочетание различных знаний, развитие человеческих ценностей и культурного мира, способствует расширению мировоззрения молодого человека.
В настоящее время доля физического труда резко сократилась как на производстве, так и в повседневной жизни, но хуже всего, что в будущем эта тенденция будет только расти. В то же время значительно усиливается воздействие на организм неблагоприятных факторов окружающей среды, особенно в промышленных городах, что негативно сказывается на здоровье людей [1, с. 357]. Поэтому сейчас остро стоит вопрос о профилактике различных заболеваний не только с помощью лекарственных средств, но и с помощью физических упражнений.
В результате систематической стимуляции процессов восстановления также происходят структурные изменения, которые увеличивают потенциальные возможности организма. Происходит ускоренное восстановление тканей, усиливается заживление ран. Благодаря этому человек становится лучше защищенным от неблагоприятных воздействий факторов окружающей среды.
Физическое воспитание человека также влияет на:
- сердечно — сосудистую систему: кровоток в работающих мышцах увеличивается в десятки раз, количество рабочих капилляров также увеличивается. Скорость метаболизма с использованием кислорода улучшается в десятки раз.
- дыхательную систему: хорошо развитый дыхательный аппарат является надежной гарантией полноценного функционирования клеток. Ведь известно, что гибель клеток организма в конечном итоге связана с недостатком в них кислорода. И наоборот, многочисленные исследования показали, что чем больше способность организма поглощать кислород, тем выше физическая работоспособность человека.
- костно — мышечную систему: спортивная тренировка увеличивает мышечную силу, эластичность, характер проявления силы и других их функциональных качеств.
- скелетную систему: занятие спортом помогает решить огромную проблему, присущую пожилым людям — остеопороз. А упражнения с отягощением улучшают координацию движений, помогают увеличить и укрепить мышечную массу [5, с. 246].
Следует отметить, что только в 2000 году в России начали всерьез говорить о кризисе, который наша страна переживала в течение длительного отрезка времени, и который охватил такие демографические процессы, как: продолжительность жизни, рождаемость, смертность населения и так далее. Все эти процессы, без сомнений, связаны со здоровым образом жизни и, следовательно, с развитием физической культуры и спорта.
Увеличение смертности во многом связано с нездоровым образом жизни человека и его негативными проявлениями (употребление алкоголя, курение, наркотики), а также с различными заболеваниями. Нет смысла поднимать статистику смертей от различных заболеваний, потому что числа, вне всяких сомнений, огромны. В связи с этим, мы хотели бы обратить внимание на недопустимо слабое использование физической культуры и различных видов спорта в качестве профилактики поддержания здоровья, а также против различных неинфекционных заболеваний.
Кафедрами физической культуры различных высших учебных заведений страны проводились многолетние исследования, которые свидетельствуют о том, что состояние здоровья студентов вызывает серьезную обеспокоенность. Число студентов, входящих в специальные медицинские группы, увеличивается из года в год, и их процент от общего числа студентов составляет до 30%.
Следует отметить, что в 2001 году Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и спорту разработал Федеральную целевую программу «Физическое воспитание и здоровье детей, подростков и молодежи в Российской Федерации».
Довольно большой интерес в этой программе представляют данные, которые направляют внимание на то, что недооценка роли физической культуры и спорта в здоровом образе жизни ведет к значительным потерям государства. Так, расходы Российской Федерации на лечение больных детей, подростков и молодежи в год составляют примерно 40 миллиардов рублей, в этот расчет входят родительские пособия — 10,5 миллиарда рублей. Если благодаря активному физическому воспитанию и спорту можно реально сократить на 10% количество пациентов среди детей и молодежи, то государство может предотвратить реальный экономический ущерб в размере почти 4 миллиардов рублей. Эксперты также подсчитали, что средства, выделяемые на оздоровительные мероприятия, в 26 раз меньше той суммы, которую в настоящее время тратят на лечение и реабилитацию пациентов [2, с. 98].
Таким образом, можно сделать вывод, что в нашей стране стоит более интенсивно развивать уклон на физическую культуру и спорт в университетах России. А также, требуется должным образом улучшить материально-техническую базу университетов – увеличить количество стадионов, дворцов спорта, бассейнов, тренажерных и спортивных залов.
И, наконец, основные направления развития физической среди студентов должны включать дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы. Некоторые эксперты считают, что именно развитие и совершенствование законодательной базы в области физической культуры является основным направлением реализации государственной политики в области развития физического воспитания и спорта в стране.
Список литературы:
- Барчуков И. С. Физическая культура. Москва: Академия, 2013. 528 с.
- Дзержинская Л. Б., Прохорова И. В., Дзержинский Г.А.. Физическая культура. Учебное пособие. Волгоград: Изд. Волгоградского филиала РАНХиГС, 2016. 122 с.
- Евсеев Ю. И. Физическаяя культура. Ростов-н/Д: Феникс, 2003. 384 с.
- Зайцева И. П. Физическая культура для бакалавров. Ярославль: ЯрГУ, 2013. 196 с.
- Физическая культура: учебно-методический комплекс / С. И. Бочкарева, О. П. Кокоулина, Н. Е. Копылова, Н. Ф. Митина, А. Г. Ростеванов. Москва: Изд. Центр ЕАОИ, 2011. 344 с.