Проблема экологии городских территорий приобретает в настоящее время все большую актуальность. Как утверждают эксперты, уже около половины человечества проживает в городах, а ко второй половине 21 века этот показатель возрастет до 70% и превысит 80% в промышленно развитых странах.
В России численность городского населения составляет 73%, а в Северо-Западных участках страны, где природные условия не позволяют заниматься сельским хозяйством, достигает 94%. Исходя из этого, загрязнение окружающей среды в настоящее время является крайне распространенным явлением: почти в каждом крупном населенном пункте России присутствует повышенное содержание загрязняющих веществ различного типа.
Самара – это город – миллионник Среднего Поволжья России, расположенный напротив Самарской Луки, на левом берегу реки Волги, между устьями рек Самары и Сок. Город имеет неправильную изрезанную на севере форму. Является административным центром Самарской области. Его население составляет 1 156 644 человека на 2019 год. Он является городом, в котором показатель загрязнения атмосферного воздуха взвешенными веществами больше на 43%, чем в среднем по всей России. Но почему же это произошло?
Во-первых, исходя из информации о количестве жителей города можно сделать вывод об одном из основных факторов глобального загрязнения воздуха в атмосфере – обильном автомобильном движении: каждый 3 горожанин по данным «АВТОСТАТ» в Самаре имеет свой личный транспорт, который он эксплуатирует каждый день в течение достаточно большого количества времени, например, в пробках и так далее. Из-за этого легковые автомобили являются одной из ключевых причин загрязнения, ведь количество выхлопных газов, поступающих в атмосферу, напрямую зависит от времени, затраченного на перемещение человека по городу, площадь которого составляет около 541 км2.
Для наглядности приведу в пример исследование, которое провел «АВТОСТАТ» в 2017 году: при парке легковых автомобилей, чуть превышающем 390 тыс. единиц, и населении около 1 200 000 человек в Самаре на тысячу жителей приходится 334 легковых автомобиля. То есть, каждый третий житель города имеет автомобиль. Это самый высокий показатель среди остальных городов [2]. Полное сравнение автомобильного парка представлено в таблице 1.
Таблица 1.
Рейтинг парка легковых автомобилей среди городов — миллионников России [2]
№ |
Город |
Парк Тыс. шт. |
Население тыс. чел. |
Обеспеченность на тыс. чел., шт. |
1 |
Самара |
390,0 |
1171,0 |
334 |
2 |
Санкт-Петербург |
1565,3 |
5225,7 |
319 |
3 |
Воронеж |
318,4 |
1032,4 |
308 |
4 |
Москва |
3782,8 |
12330,1 |
307 |
5 |
Казань |
368,5 |
1217,0 |
303 |
6 |
Екатеринбург |
446,5 |
1477,7 |
302 |
7 |
Красноярск |
312,5 |
1067,9 |
293 |
8 |
Ростов-на-Дону |
319,2 |
1119,9 |
285 |
9 |
Уфа |
311,6 |
1121,4 |
278 |
10 |
Нижний Новгород |
352,0 |
1275,5 |
276 |
11 |
Новосибирск |
433,1 |
1584,1 |
273 |
12 |
Омск |
321,3 |
1178,1 |
273 |
13 |
Челябинск |
320,4 |
1192,0 |
269 |
14 |
Волгоград |
256,3 |
1016,1 |
252 |
15 |
Пермь |
246,5 |
1041,9 |
237 |
Таблица демонстрирует нам серьезность сложившейся ситуации. Но в ней приведен лишь личный транспорт, а ведь в городе есть и железнодорожный вокзал, который, к слову, является крупнейшим в Европе, автовокзал, речной вокзал и аэропорт.
Если мы постараемся комплексно рассмотреть проблему влияния транспорта на экологическую обстановку, то увидим, что он действительно оказывает огромное воздействие на загрязнение воздуха, ведь помимо легковых автомобилей ежедневно свой вклад в него вносит общественный транспорт: автобусы (461 шт. на начало 2019 г.), трамваи, поезда и, разумеется, самолеты, прилетающие и улетающие с достаточно высокой интенсивностью.
Исходя из этих данных можно сделать вывод, что транспорт– основной источник загрязнения и он также сильно влияет на экологическую обстановку Самарского региона, в частности, на состояние воздуха в городской атмосфере.
Во — вторых, в Самаре огромное влияние на окружающую среду оказывает развитая промышленная инфраструктура, так как город является крупным центром машиностроения и металлообработки, создания химии и добыче всяческих полезных ископаемых ресурсов (нефти, газа, горючих сланцев, строительного сырья). Большое количество предприятий различного назначения ежедневно выбрасывает в атмосферу десятки тонн загрязняющих веществ, что является, пожалуй, основным источником сильнейшего превышения нормы содержания их в воздухе. В Самаре находится 150 мощных и средних промышленных предприятий, ежедневно выбрасывающих в воздух многотонные загрязняющие вещества, причём, многие из них располагаются вблизи жилых помещений. Больше всего в этом плане страдает Кировский район города, в котором сосредоточено большое количество заводов и станций:
- Предприятия машиностроения, металлургии и металлообработки:
- АО РКЦ «Прогресс» – одно из ведущих предприятий российской ракетно-космической промышленности, производитель ракет-носителей семейства «Союз», космических аппаратов различного назначения;
- ОАО «Авиакор» – авиационный завод»;
- Закрытое акционерное общество «Алкоа СМЗ» – металлургический завод;
- ООО «Завод приборных подшипников».
- Предприятия строительных материалов:
- ОАО «Железобетон»;
- ООО «Домостроительный комбинат № 1»;
- ООО «Легкий керамзит»;
- ООО «Керамзит ЛТД»;
- ФГУП «ПП ЖБИ и СМР».
- Предприятия пищевой промышленности:
- ОАО «Самарский хлебозавод № 5»;
- Кондитерское объединение «Россия»;
- ООО «Самарарыбхоз»;
- ООО «Кока-Кола НВС Евразия» филиал в г. Самаре;
- ЗАО «Чистая вода».
- Предприятия мебельной промышленности:
- ОАО «Авиакор-мебель»;
- ООО «Эдем-Самара-1»;
- Предприятия электроэнергетики:
- ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» «Самарская ТЭЦ» [1].
Одним из самых мощных источников загрязнения окружающего воздуха безоговорочно можно назвать Самарскую теплоэлектроцентраль, одну из самых молодых и технически совершенных в Самарской области, расположенную в Кировском районе. Сама станция обеспечивает больше половины города огромным количеством энергии и является центральной системой отопления его помещений, из которых 80% — жилые дома. В качестве основного топлива в течение долгого времени использовался природный газ, а мазут был лишь резервом, однако в течение последних лет количество используемого на предприятии мазута увеличилось в разы, что усложнило и так непростую экологическую ситуацию в городе. Вблизи города развита добывающая промышленность. Более 70 нефтедобывающих компаний работают там, добывая огромные объемы нефти из недр земли и еще сильнее ухудшая городскую экологию [3].
Самара – крупный транспортный, промышленный и всесторонне развитый административный центр, однако огромная, по сравнению с другими городами – миллионниками, концентрация легкового транспорта, отсутствие перспектив внедрения автобусов, работающих засчёт электроэнергии, частые рейсы поездов и авиационные перелеты негативно сказываются на качестве атмосферного воздуха региона, отравляя его более, чем на 50% от общего объема загрязнения. Остальной его процент исходит от промышленной инфраструктуры города, которая является современной, но загрязняет воздух практически на одном уровне с транспортным фактором из-за нерациональной эксплуатации топлива, выделяющего вредные вещества в атмосферу.
В качестве решения могут выступить: строгий контроль со стороны заинтересованных организаций и населения, переход на менее опасный для окружающей среды альтернативный вид топлива, который сократит загрязняющие выбросы в несколько раз, а также попытки внедрить в транспортную систему безопасные электрические автобусы и, по возможности, автомобили, которые являются, безусловно, дорогими и невыгодными в плане запаса топлива транспортными средствами, однако крайне экологичным способом перемещения по городу.
Список литературы:
- «Экология Самары» -[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.dishisvobodno.ru/eco_s.html
- «Самара – лидер по количеству автомобилей на душу населения» — [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://drugoigorod.ru/carleader-13-04-17/
- «Официальная статистика окружающей среды» — [Электронный ресурс]. – Режим доступа :http://samarastat.old.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/ samarastatru/statistics/environment/