ПРОБЛЕМА ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА В АДМИНИСТРАТИВНОМ ЦЕНТРЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ – ГОРОДЕ САМАРЕ

26 марта 9:31

Проблема экологии городских территорий приобретает в настоящее время все большую актуальность. Как утверждают эксперты, уже около половины человечества проживает в городах, а ко второй половине 21 века этот показатель возрастет до 70% и превысит 80% в промышленно развитых странах.
В России численность городского населения составляет 73%, а в Северо-Западных участках страны, где природные условия не позволяют заниматься сельским хозяйством, достигает 94%. Исходя из этого, загрязнение окружающей среды в настоящее время является крайне распространенным явлением: почти в каждом крупном населенном пункте России присутствует повышенное содержание загрязняющих веществ различного типа.

Самара – это город – миллионник Среднего Поволжья России, расположенный напротив Самарской Луки, на левом берегу реки Волги, между устьями рек Самары и Сок. Город имеет неправильную изрезанную на севере форму. Является административным центром Самарской области. Его население составляет 1 156 644 человека на 2019 год. Он является городом, в котором показатель загрязнения атмосферного воздуха взвешенными веществами больше на 43%, чем в среднем по всей России. Но почему же это произошло?

Во-первых, исходя из информации о количестве жителей города можно сделать вывод об одном из основных факторов глобального загрязнения воздуха в атмосфере – обильном автомобильном движении: каждый 3 горожанин по данным «АВТОСТАТ» в Самаре имеет свой личный транспорт, который он эксплуатирует каждый день в течение достаточно большого количества времени, например, в пробках и так далее. Из-за этого легковые автомобили являются одной из ключевых причин загрязнения, ведь количество выхлопных газов, поступающих в атмосферу, напрямую зависит от времени, затраченного на перемещение человека по городу, площадь которого составляет около 541 км2.

Для наглядности приведу в пример исследование, которое провел «АВТОСТАТ» в 2017 году: при парке легковых автомобилей, чуть превышающем 390 тыс. единиц, и населении около 1 200 000 человек в Самаре на тысячу жителей приходится 334 легковых автомобиля. То есть, каждый третий житель города имеет автомобиль. Это самый высокий показатель среди остальных городов [2]. Полное сравнение автомобильного парка представлено в таблице 1.

  

Таблица 1.

Рейтинг парка легковых автомобилей среди городов — миллионников России [2]

Город

Парк

Тыс. шт.

Население тыс. чел.

Обеспеченность на тыс. чел., шт.

1

Самара

390,0

1171,0

334

2

Санкт-Петербург

1565,3

5225,7

319

3

Воронеж

318,4

1032,4

308

4

Москва

3782,8

12330,1

307

5

Казань

368,5

1217,0

303

6

Екатеринбург

446,5

1477,7

302

7

Красноярск

312,5

1067,9

293

8

Ростов-на-Дону

319,2

1119,9

285

9

Уфа

311,6

1121,4

278

10

Нижний Новгород

352,0

1275,5

276

11

Новосибирск

433,1

1584,1

273

12

Омск

321,3

1178,1

273

13

Челябинск

320,4

1192,0

269

14

Волгоград

256,3

1016,1

252

15

Пермь

246,5

1041,9

237

 

Таблица демонстрирует нам серьезность сложившейся ситуации. Но в ней приведен лишь личный транспорт, а ведь в городе есть и железнодорожный вокзал, который, к слову, является крупнейшим в Европе, автовокзал, речной вокзал и аэропорт.

 Если мы постараемся комплексно рассмотреть проблему влияния транспорта на экологическую обстановку, то увидим, что он действительно оказывает огромное воздействие на загрязнение воздуха, ведь помимо легковых автомобилей ежедневно свой вклад в него вносит общественный транспорт: автобусы (461 шт. на начало 2019 г.), трамваи, поезда и, разумеется, самолеты, прилетающие и улетающие с достаточно высокой интенсивностью.

Исходя из этих данных можно сделать вывод, что транспорт– основной источник загрязнения и он также сильно влияет на экологическую обстановку Самарского региона, в частности, на состояние воздуха в городской атмосфере.

Во — вторых, в Самаре огромное влияние на окружающую среду оказывает развитая промышленная инфраструктура, так как город является крупным центром машиностроения и металлообработки, создания химии и добыче всяческих полезных ископаемых ресурсов (нефти, газа, горючих сланцев, строительного сырья). Большое количество предприятий различного назначения ежедневно выбрасывает в атмосферу десятки тонн загрязняющих веществ, что является, пожалуй, основным источником сильнейшего превышения нормы содержания их в воздухе. В Самаре находится 150 мощных и средних промышленных предприятий, ежедневно выбрасывающих в воздух многотонные загрязняющие вещества, причём, многие из них располагаются вблизи жилых помещений. Больше всего в этом плане страдает Кировский район города, в котором сосредоточено большое количество заводов и станций:

  • Предприятия машиностроения, металлургии и металлообработки:
    • АО РКЦ «Прогресс» – одно из ведущих предприятий российской ракетно-космической промышленности, производитель ракет-носителей семейства «Союз», космических аппаратов различного назначения;
    • ОАО «Авиакор» – авиационный завод»;
    • Закрытое акционерное общество «Алкоа СМЗ» – металлургический завод;
    • ООО «Завод приборных подшипников».
  • Предприятия строительных материалов:
  • ОАО «Железобетон»;
  • ООО «Домостроительный комбинат № 1»;
  • ООО «Легкий керамзит»;
  • ООО «Керамзит ЛТД»;
  • ФГУП «ПП ЖБИ и СМР».
  • Предприятия пищевой промышленности:
  • ОАО «Самарский хлебозавод № 5»;
  • Кондитерское объединение «Россия»;
  • ООО «Самарарыбхоз»;
  • ООО «Кока-Кола НВС Евразия» филиал в г. Самаре;
  • ЗАО «Чистая вода».
  • Предприятия мебельной промышленности:
  • ОАО «Авиакор-мебель»;
  • ООО «Эдем-Самара-1»;
  • Предприятия электроэнергетики:
  • ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» «Самарская ТЭЦ» [1].

Одним из самых мощных источников загрязнения окружающего воздуха безоговорочно можно назвать Самарскую теплоэлектроцентраль, одну из самых молодых и технически совершенных в Самарской области, расположенную в Кировском районе. Сама станция обеспечивает больше половины города огромным количеством энергии и является центральной системой отопления его помещений, из которых 80% — жилые дома. В качестве основного топлива в течение долгого времени использовался природный газ, а мазут был лишь резервом, однако в течение последних лет количество используемого на предприятии мазута увеличилось в разы, что усложнило и так непростую экологическую ситуацию в городе. Вблизи города развита добывающая промышленность. Более 70 нефтедобывающих компаний работают там, добывая огромные объемы нефти из недр земли и еще сильнее ухудшая городскую экологию [3].

Самара – крупный транспортный, промышленный и всесторонне развитый административный центр, однако огромная, по сравнению с другими городами – миллионниками, концентрация легкового транспорта, отсутствие перспектив внедрения автобусов, работающих засчёт электроэнергии, частые рейсы поездов и авиационные перелеты негативно сказываются на качестве атмосферного воздуха региона, отравляя его более, чем на 50% от общего объема загрязнения. Остальной его процент исходит от промышленной инфраструктуры города, которая является современной, но загрязняет воздух практически на одном уровне с транспортным фактором из-за нерациональной эксплуатации топлива, выделяющего вредные вещества в атмосферу.

В качестве решения могут выступить: строгий контроль со стороны заинтересованных организаций и населения, переход на менее опасный для окружающей среды альтернативный вид топлива, который сократит загрязняющие выбросы в несколько раз, а также попытки внедрить в транспортную систему безопасные электрические автобусы и, по возможности, автомобили, которые являются, безусловно, дорогими и невыгодными в плане запаса топлива транспортными средствами, однако крайне экологичным способом перемещения по городу.

Список литературы:

  1. «Экология Самары» -[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.dishisvobodno.ru/eco_s.html
  2. «Самара – лидер по количеству автомобилей на душу населения» — [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://drugoigorod.ru/carleader-13-04-17/
  3. «Официальная статистика окружающей среды» — [Электронный ресурс]. – Режим доступа :http://samarastat.old.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/ samarastatru/statistics/environment/