Современная система дополнительного образования рассматривается как одна из важных компонентов образовательного пространства, она отличается многообразием форм и направлений.
Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательной потребности человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (29.12.2012г. № 273 ФЗ «Об образовании»).
Дополнительное образование детей обладает следующими особенностями:
- не является обязательным (исходя из индивидуальных особенностей выбирается направление образовательной программы, добровольное посещение занятий, кружков и т. п.);
- процесс воспитания и образования построен на учете способностей, интересов и потребностей детей, что способствует их самопознанию, самовыражению и самореализации;
- преобладает «диалоговый характер межличностных отношений между педагогом и воспитанником»;
- разнообразие учреждений дополнительного образования детей по содержательной деятельности и организационной структуре: однопрофильные (музыкальные и художественные школы, дворцы, клубы и дома детского творчества, студии и т.п.) и многопрофильные учреждения (Дворец творчества юных, центр дополнительного образования и т.п.) [1, 54].
Дополнительное образование детей – необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации.
Дети дошкольного и школьного возраста занимаются в различных кружках, студиях, музыкальных школах и школах искусств. Когда родители принимают решение отдать ребенка в музыкальную школу, приоритет, как правило, отдается хоровым отделениям и инструментальным направлениям: скрипка, фортепиано, флейта. Занятия вокалом остаются прерогативой эстрадных студий, пришкольных кружков. Вместе с тем в последнее время музыкальные школы отдают предпочтение вокальным урокам. Так, при музыкальных школах открываются классы сольного пения для детей с 7 лет.
Такой класс существует в Чебоксарской детской школе искусств № 2. Эта школа была открыта в 1989 году по эстетическому, художественному и музыкальному отделениям. Класс сольного пения был открыт в 2004 году (по направлению – академический вокал) со сроком обучения 5 и 7 лет. Автор статьи проходила практику в данной школе в 2016-2018 годах. Занятия проводились с детьми 1, 2, 3, 4, 5 классов отделения «Сольное пение (академический вокал)» и с первым классом по предпрофильной восьмилетней программе (хоровое отделение). За это время были приобретены навыки самостоятельного ведения учебно-воспитательной работы в процессе музыкального обучения и воспитания учащихся, совершенствование приемов самостоятельной работы.
Уроки сольного пения открывают учащимся мир вокального искусства посредством исполнительства, развивают слуховые и певческие навыки, воспитывают творческие способности, расширяют музыкальный кругозор, приобретается опыт публичного исполнительства [2,12].
Для начинающих вокалистов первые выступления на публике зачастую сопровождаются трудностью и скованностью. Поэтому, одной из основных педагогических задач воспитания будущего музыканта-исполнителя является психологическая подготовка перед предстоящим выступлением. Как правило, у юных вокалистов выход на сцену связан с вопросами постановки на сцене, звучании голоса, знания наизусть текста, о мнении зрителей. Из-за этого учащиеся часто не показывают и половины того, что казалось хорошо усвоенным. Сам факт пребывания на сцене также вызывает излишнее волнение, нарушая нормальное (привычное) пение. Но в первую очередь сценическое волнение сказывается на качестве интонации.
Интонация – это ритмико-мелодическое свойство речи, которая включает в себя следующие элементы: ритм, мелодику, темп, интенсивность (сила произнесения) и тембр голоса. Иными словами, интонация – это самый маленький выразительный музыкальный оборот, обладающий определенным смыслом. Можно сказать, что мелодия – это цепочка интонаций. Таким образом, интонация – это основа мелодии, именно она определяет настроение произведения. И естественной формой существования языка является интонационная сторона речи.
Чтобы интонация была ровной, мелодия плавной, нужна сосредоточенность на сцене, но в большинстве случаев мешает излишнее волнение.
Рассмотрим основные причины сценического волнения:
- Исполнитель испытывает излишнее чувство ответственности за свое выступление, которое приводит к чрезмерному волнению и иногда принимает болезненные формы.
- Исполнитель ощущает повышенную степень волнения. В данном случае бывает преувеличенное опасение получить критическую оценку со стороны преподавателя и слушателей.
- Исполнитель боится забыть текст, но зачастую это происходит из-за излишнего волнения. Данное явление хорошо изучено физиологией: человек, попадая в непривычную обстановку, свое внимание переключает на саму обстановку, а не на певческий процесс. Таким образом, нарушается ориентировочный рефлекс, и часто исчезают недавно изученные вокально-технические навыки, появляются «провалы» в памяти.
Для решения указанных выше проблем используются следующие приемы:
- Методика создания «опорных точек». В данной методике работа ведется над разбором материала: анализируется форма произведения и разбивается по фразам. Главное – границы разделов нужно сделать опорными пунктами, тогда даже в случае остановки юный вокалист будет знать, с какого момента нужно продолжить произведение.
- Прием «проработка всех элементов музыкальной ткани». Данный прием направлен на проработку всех элементов музыкального произведения, чтобы вокалист мог свободно ориентироваться в музыкальном тексте.
- Прием «проговаривание нотного текста». Этот прием направлен на осознанное запоминание наизусть с помощью проговаривания нотного текста. Внимание учащегося педагог акцентирует на движении мелодии, ее кульминации.
Чтобы влияние тормозных раздражений свелось к минимуму, нужны частые выступления. Поэтому, необходимо сначала рационально подобрать репертуар для учащегося вокалиста, так как при разучивании необходима личная заинтересованность ребенка, его природные возможности и технические навыки. А для успешного усвоения вокальной программы педагогу необходимо сотрудничать с родителями учащегося, чтобы они знали, какое время и над чем нужно работать обучаемому, ведь в основном именно дома «доучивается» произведение.
Таким образом, начинающим вокалистам сложно адаптироваться на сцене из-за волнения, что сразу сказывается на интонации. Поэтому музыкальные педагоги должны рационально подбирать репертуар, использовать подходящие приемы и методики для преодоления сценического волнения.
Список литературы:
- Золотарева, А. В. Дополнительное образование детей: Теория и методика социально-педагогической деятельности / А. В. Золотарева. – Ярославль : Академия развития, 2014. – 304 с.
- Иванова В. Т. Основы сценической речи: учеб. пособие / В. Т. Иванова, С. П. Заломнова. – Чебоксары: ЧГПУ, 2009. – 100 с.
- Школяр, Л. В. Изучение музыкальной культуры младших школьников : теория и методика музыкального образования детей / Л. В. Школяр, М. С. Красильникова и др. – Москва : Музыка, 1998. – 223 с.