Актуальность исследования представлений о будущей семье у юношей и девушек с разной сиблинговой позицией вызвана тем, что в юношеском возрасте возникает потребность в создании собственной семьи, которая является значимой среди всех других потребностей данного возрастного периода. Среди многих аспектов проблемы формирования психологической готовности молодежи к семейной жизни в качестве одного из важнейших можно выделить наличие адекватных представлений о будущей семье, что, в свою очередь, связано с личностными особенностями девушек, зависящие от порядка рождения [1]. Взросление в семье и связанное с ним активное участие родителей в жизни ребенка приводит к постепенному и стойкому формированию определенного типа отношения родителей к ребенку в зависимости от порядка его рождения [2]. Именно данный тип формирует специфику представлений о будущей семье у детей во взрослом периоде.
Исследование порядка рождения, сиблинговой позиции как важного фактора, взаимосвязанного с содержанием представлений девушек о будущей семье, является на сегодняшний день малоизученным [4]. Данный факт обуславливает, что исследование психологического феномена порядка рождения, сиблинговой позиции в контексте представлений о будущей семье у девушек по-прежнему является актуальным и теоретически значимым [3].
Нами было проведено эмпирическое исследование, целью которого явилось изучение специфики содержания представлений о будущей семье у девушек с разной сиблиноговй позицией. Объектом эмпирического исследования выступили девушки в возрасте от 18 до 21 года.
Результаты исследования отражены в следующих выводах:
1) девушки с сиблинговой позицией «старший ребенок» позитивно оценивают семью, в их представлении о семье проявлена выраженная ориентация на надежность и стабильность семьи, при умеренной активности. Отпрошенные готовы проявлять как активную, так и пассивную позицию в семье и апеллируют к четкому распределению обязанностей в связи со своей ролью;
2) девушки с сиблинговой позицией «младший ребенок» представляют семью как позитивный и надежный, умеренно активный феномен. Они видят семью, как источник положительных эмоциональных переживаний совместно с супругом, безопасное, надежное пространство и основу для социальной и духовной самореализации;
3) девушки с сиблинговой позицией «единственный ребенок» представляют семью, как позитивный, умеренно активный и надежный феномен. Девушки готовы занимать активную позицию в плане родительства и самореализации, а пассивную при описании безопасной и поддерживающей среды, перенося ответственность на мужа, который формирует материальные и биологические блага в семье.
Список литературы:
- Бенькова О. А. Исследование отношений сиблингов в семье / О. А. Бенькова // Сборники конференций. – 2012. – № 7. – С. 52–55.
- Бережная А. М. Развитие представлений о брачном партнере у студенток педагогических вузов / А. М. Бережная // Вопросы психологии. – 2011. – № 5. – С. 47–72.
- Доева Л. И. Представления о будущем супруге и семейно-брачные установки современной молодежи: гендерный аспект / Л. И. Доева // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 2. – С. 222–225.
- Карпова В. М. Представления о родительской и будущей семье в подростковом и юношеском возрасте / В. М. Карпова, Е. В. Филиппова // Психологическая наука и образование. 2013. – № 4. – С. 84–96.