ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

7 сентября 12:30

Российское государство уже несколько десятилетий идет по пути демократического развития. В качестве одного из базовых принципов развития экономической системы выступает свободный рынок. Каждый имеет право на занятие предпринимательской деятельностью. Это не случайно. Так как именно бизнес: малый, средний или крупный, безусловно, способен стать той движущей силой, которая поспособствует неуклонному росту отечественной экономики в частности и благополучию всего государства в целом.

Для того, чтобы предпринимательские отношения стабильно развивались и функционировали необходимо наличие эффективного регулирования со стороны государственных институтов. На государство возлагается задача по созданию благоприятных условий для расцвета предпринимательской сферы. Так например, в «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденной распоряжением Правительства РФ, прямо закреплено, что система административно-правового регулирования в отдельных отраслях и сферах остается недружественной по отношению к небольшим предприятиям и не учитывает специфику ведения предпринимательской деятельности в рамках малых форм хозяйствования. [3] Недостатки в административно-правовом регулировании, несбалансированная фискальная нагрузка снижают темпы роста всех форм предпринимательской деятельности, а иногда даже способствуют переходу бизнеса в так называемый теневой сектор экономики. Можно заключить, что важнейшей задачей государства сегодня является формирования приемлемых условий, для реализации предпринимательского потенциала граждан.

Одним из практических инструментов, с помощью которого можно достичь вышеуказанного эффекта является институт уполномоченного по правам предпринимателей. Этот институт был сформирован не так давно. Начало становления его было положено изданием Указа Президента РФ от 22 июня 2012 года № 879, в соответствии с которым учреждалась должность уполномоченного при президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.[2] Спустя год отечественным законодателем принимается Федеральный закон «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» № 78-ФЗ. Указанный нормативно-правовой акт уже более детально и основательно регламентировал статус уполномоченного по правам предпринимателей, его полномочия, объем компетенции. Также данный федеральный закон предусматривает право субъектов РФ вводить у себя аналогичную должность. Особенности деятельности региональных уполномоченных регулируются федеральным законом наряду с местным законодательством.

Необходимо отметить, что идея учреждения подобной должности возникла в некоторых регионах страны раньше, чем на федеральном уровне.[5] В процессе разработки и принятия федерального закона отдельные субъекты успели обзавестись собственными так называемыми бизнес-омбудсменами. Это обстоятельство иллюстрирует возникновение соответствующего запроса в предпринимательском сообществе.

В компетенцию уполномоченного по права предпринимателей входит прием и рассмотрение жалоб. Правом обращения к нему наделены лица, относящиеся к субъектам предпринимательской деятельности. Проанализировав поступившее обращение, бизнес-омбудсмен правомочен отказать в его рассмотрении. Отказ должен быть мотивированным и выносится только при наличии какого-либо основания, закрепленного в статье 4 вышеуказанного федерального закона. В случае, если жалоба все-таки корректна и подана в полном соответствии с установленным порядком, уполномоченный принимает ее к рассмотрению. В ходе проверки принятой к производству жалобы, уполномоченный обязуется выполнить одно или несколько из нижеперечисленных действий, а именно:

  • разъяснить заявителю какими правами он обладает, пределы его прав и законных интересов, а также какие предусмотрены механизмы и способы их защиты;
  • переадресовать жалобу в орган государственной власти, к компетенции которого относится ее рассмотрение;
  • направить в адрес соответствующего органа государственной власти заключение с перечислением мер, которые надлежит принять с целью восстановления нарушенных прав заявителя;
  • обратиться в суд с заявлением о признании недействительными решений государственных органов и должностных лиц, которые нарушили права субъектов предпринимательской деятельности;
  • обратиться в суд с исковым заявлением в защиту интересов иных лиц, в том числе групп лиц, являющихся субъектами предпринимательской деятельности;
  • обжаловать вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов, вынесенные в отношении заявителя;
  • направить в органы государственной власти, обращение о привлечении лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов субъектов предпринимательства, к предусмотренным отечественным законодательством формам ответственности. [1]

Этот перечень действий закреплен в части 5 статьи 4 ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации». Как было отмечено ранее, формулировка этой части обязывает предпринять уполномоченного «одно или несколько из следующих действий». При буквальном толковании смысла данного положения, можно заключить, что уполномоченному, например, будет достаточно для выполнения своих обязанностей просто воспользоваться вторым пунктом данной части и перенаправить жалобу в соответствующий государственный орган. В таких ситуациях, целесообразным представляется возложение на уполномоченного дополнительной обязанности по отслеживанию результатов рассмотрения указанной жалобы в государственном органе, в случае если со стороны должностных лиц такого органа будет наличествовать затягивание сроков рассмотрения или не будет проведена надлежащего качества проверка. Такая мера позволит повысить эффективность государственного аппарата и расширить объем взаимодействия уполномоченных с предпринимателями.

Что касается требований к лицу, замещающему должность уполномоченного по защите прав предпринимателей, то действующим законодательством установлен возрастной и образовательный ценз. На должность уполномоченного может претендовать лицо, имеющее высшее образование, возрастом не моложе тридцати лет. Обязательно наличие российского гражданства. Назначается уполномоченный Президентом РФ с учетом мнения предпринимательского сообщества. [6] Интересной представляется идея введения выборности этого института на местном уровне. Проводить всероссийские выборы уполномоченного все-таки не совсем рационально в плане издержек, связанных с такими процедурами. А вот выборность уполномоченного по правам предпринимателей в субъекте позволит решить сразу несколько важнейших задач. Во-первых, это простимулирует предпринимательское сообщество отдельно взятого региона активнее принимать участие в его общественной жизни. Создаст возможность предпринимателям заручиться поддержкой должностного лица, действительно представляющего их интересы, наделенного государственно-властными полномочиями. Контролировать таких региональных уполномоченных будет более широко уполномоченный при Президенте РФ, а также органы власти субъектов. Во-вторых, такой механизм послужит дополнительным стимулом развития местного самоуправления. Правом голоса на таких выборах могут обладать лица, являющиеся субъектами предпринимательской деятельности и зарегистрированные в налоговом органе соответствующей территориальной единицы. На сегодняшний день уполномоченные в субъектах РФ, как правило, назначаются региональными главами. В качестве примера можно обратиться к Закону Белгородской области от 04.03.2014 № 260 «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Белгородской области», в соответствии с частью 1 статьи 5 которого уполномоченный по правам предпринимателей назначается на должность губернатором Белгородской области. [4]

Необходимо также отметить, что уполномоченным по защите прав предпринимателей при Президенте РФ составляется и публикуется ежегодный отчет о результатах его деятельности. [7] Так в 2018 году всего поступило 55 313 обращений. Из них 10 188 поступило в центральный аппарат уполномоченного при Президенте РФ. 45 125 обращений поступило уполномоченным в регионах. В 2017 году поступило существенно меньшее количество обращений – 36 921. В 2016 году еще меньше – 24 696 обращений. В 2015 году лишь 12 716 обращений. Таким образом, последние четыре года количество заявителей неуклонно растет. Что касается поводов, приведших к подаче обращений, то в 2018 году доля жалоб на незаконное уголовное преследование, поступивших в центральный аппарат уполномоченного, составила 35,8 %. В вышеперечисленные годы львиная доля заявлений также была связана с деятельностью правоохранительных органов в отношении представителей бизнеса. Процентное соотношение варьировалось, но данный вид обращений уверенно занимает лидирующую позицию. Это свидетельствует о растущей роли бизнес-омбудсменов при обеспечении неприкосновенности законных прав и интересов предпринимателей в процессе взаимоотношений с правоохранительной системой. Что в свою очередь порождает необходимость реформирования и усовершенствования уголовно-процессуального законодательства. В частности, уже давно назрел вопрос, связанный с закреплением в УПК РФ специального статуса уполномоченного по правам предпринимателей, дабы у не возникало формальных препятствий при оказании юридической помощи. [8]

Вероятнее всего отмеченные тенденции продолжатся и в последующие годы. Отсюда следует, что в среде предпринимательского сообщества существует потребность в работе такого государственно-правового института. Это в свою очередь создает необходимость в постоянном изучении и реформировании данного механизма с целью повышения результативности и качества его работы, основная цель которой, состоит в защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. 

Использованные источники:

  1. Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации: Федер. закон [принят Гос. думой 07.05.2013] // Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 19. – Ст.2305.
  2. Об уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей: Указ Президента РФ от 22.06.2012 № 879 // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 26. – Ст.3509.
  3. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года: Распоряжение правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р (ред. от 30.03.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2016. – № 24. – Ст.3549.
  4. Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Белгородской области: Закон [принят Белгородской областной Думой 27.02.2014] // Белгородские известия. – 2014. – № 49.
  5. Абакумова Е.Б. Практические аспекты функционирования института уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации // Право и экономика. – 2018. – № 6.
  6. Макаров В.Е. Правовой статус уполномоченных по защите прав предпринимателей в регионах Российской Федерации // Academy. – 2018. – № 1. – С. 88-91.
  7. Синенко В.С., Кистенев В.В. Формы взаимодействия института уполномоченного по защите прав предпринимателей с органами исполнительной власти // Отечественная юриспруденция. – 2016. – № 1. – С. 12-16.
  8. Шерстобитов А.А., Лиликова О.С. Роль уполномоченного по защите прав предпринимателей в ходе уголовного преследования субъектов предпринимательской деятельности // В сборнике: Развитие юридической науки и проблема преодоления пробелов в праве сборник научных статей по итогам работы четвертого международного круглого стола. Шахты. – 2019. – С. 90-92.