ПРОБЛЕМЫ И ПРИЧИНЫ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

8 марта 4:19

Вопрос противоречащего нормам права поведения не достигших совершеннолетия граждан представляет в настоящее время достаточно важную проблему, беспокоящую как сотрудников органов правопорядка, так и общество. Необходимо определиться с понятием «правонарушение», которым выступает противоправное виновное деяние (действие либо бездействие), носящее общественно опасный характер, совершённое дееспособным субъектом права (лицом либо коллективом), влекущее за собой юридическую ответственность[2, с. 237].

Противоправное поведение несовершеннолетних – противообщественный поступок, наносящий вред общественности и государству, воспрещённый действующим законодательством и порождающий соответствующее наказание. За преступные деяния подростки, состоящие в возрасте от 14 до 16 лет, могут быть уголовному преследованию с последующим привлечением к ответственности и осуждением по соответствующим статьям УК РФ.

Происхождение правонарушений изучают научные деятели разнообразных областей знаний: правоведы и психологи, преподаватели и учителя стремятся установить движущие подростками причины и факторы.

Профессор К.Е. Игошев и доктор педагогических наук Н.В. Силкина, сформировавшие в качестве нового научного направления профилактику молодёжной преступности, полагают, что малолетнему преступнику, в большинстве случаев, присущ антиобщественный образ жизни. Такому несовершеннолетнему свойственны сложившиеся в обществе формы асоциального поведения. Фактически, обычно, это ребёнок, педагогическое воспитание которого было запущено.

В качестве резюме из сказанного выше следует вывод, что всякое преступное деяние в максимальном количестве случаев, и результате, вырисовывается из всей ранее происходившей жизни гражданина, сформировавшимися в процессе воспитания личностными характеристиками субъекта.

При этом первостепенную роль в обобществлении детей обязана осуществлять семья, закладывающая основу личности любого индивида. Непосредственно в семейном кругу лицо приобретает первые и основные умения взаимодействия в обществе. В течение последующего какого-то периода исключительно семья выступает единственным местом приобретения таких навыков[3, с. 552].

Во-первых, это происходит в ходе естественного контакта с отцом и матерью, иными близкими родственниками, во вторых – благодаря восприятию своеобразия данного общения между собой всех членов конкретной семьи.

В последующем в жизнь ребёнка вписываются такие общественные институты, как детский садик, школа и другие подростковые учебные заведения, и, разумеется, улица. Вместе с тем, в данное время семья продолжает оставаться максимально важным обстоятельством социализации индивидуума. Приобретённые в детские годы в процессе общения в семье социальные навыки человек сохраняет и использует в период всей последующей жизнедеятельности.

Первостепенное значение семьи в том, что в семейном кругу несовершеннолетний пребывает на протяжении существенного промежутка собственной жизни. По протяжённости воздействия на человека не один из иных институтов социализации не способен выдержать сравнение с семьёй.

В частности, учёный – криминолог А.И. Долгова в роли ключевых детерминантов развития личности малолетнего преступника определяет: пребывание в семье, не умеющей и не желающей заниматься воспитанием несовершеннолетнего ребёнка, провалы в учёбе, конфликтные ситуации с преподавателями и группами ровесников, сплочение с лицами, характеризующимися антиобщественным либо криминальным поведением[5, с. 293].

По аналогии следует отметить, что национальная образовательная система обязана, как минимум, в некоторой степени восполнять упущения и просчёты, допущенные родителями в семейном воспитании.

Решение данной задачи не всегда находит отражение из-за наличия ряда проблем в учебных учреждениях. В частности, из-за слабой материальной базы школы, невысокой заработной платы учителей, недостатка квалифицированных педагогов и воспитателей, а также допускаемых педагогических ошибок и других недочётов.

В итоге возникает расстройство межличностных взаимосвязей между педагогами и подростками, создаётся сематический барьер, выражающийся у ребёнка в склонности к конфликтам, агрессивности и грубом поведении, определённой оппозиции по отношению к взрослым с последующим нежеланием посещать школу и средние учебные заведения.

Такие ученики и учащиеся могут замкнуться в себе или стать участниками неформальных объединений, среди которых компании с антиобщественным характером.

Формирование личности и определении линии поведения обусловлено, в первую очередь, непосредственным воздействием находящейся вокруг микросреды. Группы несовершеннолетних лиц, состоящие из большинства проблемных подростков и нарушителей правопорядка, оказывают негативное влияние на поведение иных её членов. Такое воздействие может проявляться в привлечении лиц, не достигших совершеннолетия, к распитию спиртных напитков, употреблению наркотиков и сильнодействующих веществ, совершению правонарушений и преступлений[6, с. 28-30].

Как отмечалось выше, на развитие и обобществление подростков оказывают влияние семья и учебные заведения, общественные организации и СМИ. По этой причине наша цель в обеспечении наибольшей защиты подростка от потенциального отрицательного воздействия, как в семье, так и в других указанных социальных институтах.

В частности, упреждение нарушений права несовершеннолетними и образования системы этого предупреждения осуществляется за счёт российских и международных норм и правил.

В международном праве существует значительное количество нормативных и юридических актов, взаимных соглашений, которые касаются основных существенных вопросов в области гарантирования прав детей, принятия превентивных мер относительно правонарушений среди подростков, правил обращения с малолетними правонарушителями.

К указанным документам относятся:

  1. Конвенция о принудительном или обязательном труде от 28 июля 1930 г.
  2. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.
  3. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.
  4. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными от 30 августа 1955 г.
  5. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г.
  6. Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г.
  7. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах от  19 декабря 1966 г.
  8. Декларация о правах умственно отсталых лиц от 20 декабря 1971 г., и некоторые иные договорённости.

Первостепенной и главной мыслью упомянутых договоров и соглашений выступает решение задачи по профилактике правонарушений.

В этой связи, в большинстве мировых держав энергично обсуждается задумка создания специализированных судейских инстанций по делам несовершеннолетних граждан. В этих целях проходят обсуждения в рамках парламентских слушаний, рассматриваются соответствующие законопроекты, которые предусматривают организацию системы мер ювенальной юстиции, проводятся соответствующие научные исследования и практические эксперименты по реализации системы правосудия по делам о несовершеннолетних в границах отдельных территориальных образований.

Доктор юридических наук О.Н. Ведерникова выразила ряд концептуальных положений по данной проблематике:

  1. Определение ювенальной юстиции не следует отожествлять исключительно с ювенальными судейскими органами. Это понятие необходимо рассматривать, как целую систему, состоящую из особенного и специфичного круга граждан из числа несовершеннолетних, на которых распространяется её действие.
  2. Особенные меры уголовно-правового воздействия на несовершеннолетних, специальные процедуры, регулирующие процедуры следственных действий и судебных разбирательств уголовных материалов в отношении лиц, не достигших совершеннолетия, специальные судейские инстанции и учреждения для их разбирательств, а также органы и пенитенциарные учреждения для малолетних преступников. При этом неотделимый элемент системы ювенального правосудия – профилактика преступлений среди несовершеннолетних лиц[4, с.52-53].

Отсюда следует, условия и причины правонарушений среди несовершеннолетних лиц в РФ неразрывно взаимосвязаны:

  1. С общественными, психологическими, духовными и иными отличительными чертами не достигших совершеннолетия граждан, оказывающихся в зонах риска.
  2. Ситуациями, подталкивающими к совершению правонарушений, конструкцией преступности, относящимися к разнообразным социальным и нравственно-психологическим сферам общественной жизни.

Использованные источники:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изм. и доп.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
  2. Абдулаев М. И. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Финансовый контроль. – 2004. – 410 с.
  3. Баскакова А. В., Данилова М. В. Характеристика основных причин совершения правонарушений несовершеннолетними // Молодой ученый. – 2014. – №20. – С. 551-554.
  4. Ведерникова О. Н. Ювенальная юстиция: исторический опыт и перспективы // Российская юстиция. – 2000. – № 7. – С. 52-53.
  5. Криминология : кр. учеб. курс / А.И. Долгова. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Норма : ИНФРА-М, 2019. – 368 с.
  6. Шувалова И. А., Юртаева Ю. Н. К вопросу о мерах предупреждения преступности несовершеннолетних // Мир науки и образования. – 2015. – № 4. – С. 27-37.