Каждый гражданин Российской Федерации знает, что он должен подчиняться законным распоряжениям сотрудников полиции, однако часто происходят ситуации, когда гражданин отказывается выполнять требования полицейского, за что его могут привлечь к ответственности.
Согласно статье 19.3 Кодекса об административных правонарушениях невыполнение законного распоряжения и требования работника полиции считается воспрепятствованием исполнению его служебных обязанностей, что влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до 15 суток [2]. Привлечение к ответственности по настоящей статье возможно, если распоряжения или требования были законными, то есть действия должностных лиц производились в точном соответствии с законом, регламентирующим деятельность соответствующих государственных органов. Для того, чтобы разобраться, от чего будет зависеть наказание, сначала выясним, какие права есть у сотрудников полиции и когда их действия являются законными.
В главе 3 федерального закона «О полиции» закреплены основные обязанности и права полиции [3]. Тем самым административное правонарушение будет считаться совершенным только в случае, если сотрудником полиции исполняются соответствующие обязанности и права, предусмотренные действующим законодательством РФ.
Согласно федеральному закону «О полиции» во время исполнения своих обязанностей сотрудник полиции имеет право [3]:
- Требовать предоставить удостоверение личности у граждан, которые проходят по подозрению совершения того или иного правонарушения;
- Настаивать на прекращении нарушителем противоправных действий;
- Просить проехать в полицейский участок граждан, участвующих в уголовном разбирательстве, или же принудительно доставлять их туда;
- Требовать у физических лиц и организаций документы, необходимые следствию;
- Проводить допросы, обыски, досмотры в рамках административного и уголовно-процессуального законодательства;
- Доставлять граждан в алкогольном или наркотическом опьянении в медицинские учреждения;
- В целях самозащиты прибегать к использованию огнестрельного оружия или физической силы;
- А также осуществлять прочие действия, которые предписываются ему по закону.
Соответственно, при попытке помешать полицейскому в осуществлении его прав и обязанностей, лицо, совершившее такую попытку, будет наказано за неповиновение сотруднику полиции. Но чтобы действия сотрудника полиции являлись законными, должны быть соблюдены несколько условий. Сотрудник полиции:
- должен быть одет в соответствующую форму;
- должен представиться и предоставить гражданину удостоверение сотрудника правоохранительных органов;
- должен объяснить цель проверки документов или выполнения гражданином других требований.
Таким образом, если полицейский отказывается давать какие-либо комментарии задержанному гражданину, не предоставляет служебное удостоверение и не объясняет, по какой статье гражданин нарушил закон, он действует незаконно. Следовательно, гражданину, обвиняемому в неповиновении сотруднику полиции, данная мера наказания не может быть назначена, если права и обязанности не были разъяснены, понятые отсутствовали.
Рассмотрим стороны конфликта и состав данного правонарушения. Так как сотрудники полиции являются представителями власти, то лицо, проходящее по статье 19.3 КоАП РФ, может быть обвинено и в преступлениях против власти. Чтобы этого не произошло, важно понимать, что большинство случаев привлечения к ответственности по данной статье происходит в связи с совершением лицом другого правонарушения, проведением сотрудником полиции оперативных мероприятий по выявлению и пресечению административных правонарушений и преступлений, а также профилактических мероприятий и других действий, направленных на поддержание общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.
Таким образом, объектом правонарушения будет являться неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции. Стоит отметить, что полицейским считается лицо, осуществляющее государственную службу в органах внутренних дел и имеющее присвоенное звание, а также к полицейским могут приравниваться:
- Курсанты и научные работники, участвующие в образовательном процессе в рамках учебного учреждения, принадлежащего к системе органов МВД;
- Граждане, которые были прикомандированы к государственным органам и к организациям в установленном Президентом РФ порядке;
- Лица, которые являются сотрудниками федеральной службы, относимой к системе внутренних дел, или к другой организации, также находящимся в ведении МВД (например, сотрудники ГИБДД).
Тогда объективной стороной данного правонарушения будет являться неповиновение вышеуказанным лицам, которое может проявляться в действии или бездействии при наличии незначительных последствий. Стоит обратить внимание на тот факт, что лицо, вступившее в противоречие с полицейским, может понести наказание только в случае, если сотрудник полиции в данный момент находился при исполнении.
Субъектом правонарушения может выступать физическое лицо, достигшее возраста 16 лет. А субъективная сторона характеризуется умыслом в отказе подчинения уполномоченным должностным лицам правоохранительных органов по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности, а также выполнению иных служебных обязанностей.
Под общественным порядком следует понимать совокупность установленных в обществе и государстве правил поведения между людьми, общепризнанных и закрепленных в нормативных правовых актах, а также моральные нормы, традиции, обычаи данного общества. Соответственно, обеспечение общественного порядка подразумевает деятельность уполномоченных должностных лиц по охране прав, свобод и законных интересов граждан, а также общества и государства путем борьбы с преступлениями и административными правонарушениями.
Но какие же действия гражданина могут привести к ответственности? Рассмотрим, в каких формах может быть выражен отказ в выполнении законных распоряжений сотрудника полиции. Это –
- игнорирование просьб и замечаний полицейского;
- прямой отказ выполнить распоряжение сотрудника полиции;
- создание каких-либо условий, мешающих полицейскому исполнять свои должностные обязанности;
- использование оскорблений или применение физической силы в отношении сотрудника правоохранительных органов.
Так как существует прямая взаимосвязь между совершением лицом административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.3 КоАП РФ, и последующих более общественно опасных деяний, квалифицируемых в качестве преступлений против представителей власти (ст. 317 «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа», ст. 318 «Применение насилия в отношении представителя власти», ст. 319 «Оскорбление представителя власти» УК РФ), то стоит четко разграничивать понятия неповиновения и сопротивления.
Неповиновение законному распоряжению заключается в отказе исполнять требования сотрудника полиции, то есть такое действие (бездействие) носит пассивный характер, а сопротивление состоит в применении каких-либо активных действий, направленных на то, чтобы помешать сотруднику МВД нести службу и исполнять свои обязанности, установленные законом (например, использование физической силы или угроз в адрес полицейского).
Теперь рассмотрим обязанности сотрудника полиции при задержании. Сотрудник при обращении должен предоставить документы (служебное удостоверение), назвать должность, звание, ФИО. Обязательно сообщить причину, цель обращения. Сотрудник полиции должен разъяснить права на помощь адвоката, услуги переводчика, уведомление родственников. Также требуется составить протокол задержания. Нарушитель имеет право ознакомиться с протоколом и убедиться, что все поля заполнены. После прочтения необходимо поставить отметку согласия или несогласия.
В случае, если гражданин не согласен с действиями полицейского, который проводит задержание, нельзя вести себя некорректно, допускать оскорбление или применять насилие. Отстаивать свою точку зрения необходимо путем подачи жалоб, ходатайств в прокуратуру или суд.
Учитывая тот факт, что подобные дела чаще всего решаются именно в пользу сотрудника правоохранительных органов, порядочному гражданину стоит избегать возникновения подобных ситуаций, ему необходимо адекватно отвечать на просьбы полицейского и не провоцировать дальнейшее разбирательство, тем более в настоящее время судебная практика по статье 19.3 КоАП РФ противоречива: кому-то назначат штраф, а кому-то арест на несколько суток. Чтобы избежать таких разногласий, я считаю необходимым назначать административную ответственность по данному правонарушению в зависимости от частоты нарушения, то есть если гражданин уже был привлечен к административной ответственности по данной статье, или в течение определенного времени неоднократно привлекался к административной ответственности, то и степень наказания будет строже, чем при первичном нарушении. Таким образом, человек, впервые совершившее данное правонарушение избежит ареста и будет наказан всего лишь штрафом, а административный арест будет назначаться только злостным нарушителям законов.
Использованные источники:
- Правовая система Консультант Плюс [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Федеральный закон «О полиции» [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 02.2011 N 3-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Конджакулян К.М. Административная ответственность в РФ и РА: понятие и сущность // Российская юстиция. 2013. № 4.
- Конджакулян К.М. Исполнительная власть и институт президенства: вопросы соотношения (административно-правовое исследование на примере Российской Федерации и Республики Армения) // М., Юрлитинформ, 2013.
- Конджакулян К.М. Административная ответственность за нарушение избирательных прав в Российской Федерации и Республике Армения // М.: Юрлитинформ, 2014.
- Конджакулян К.М. Исполнительная власть в Республике Армения // Государственная власть и местное самоуправление, 2012, № 1.
- Конджакулян К.М. Некоторые институциональные аспекты государственного управления: проблемы и пути совершенствования (сравнительное исследование) // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 1.
- Конджакулян К.М. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и Защитник в Республике Армения в системе органов государственной власти // Закон и право. № 12. 2015.
- Конджакулян К.М. Президент в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 5.
- Конджакулян К.М. Сущность института президентства в РФ и РА // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 10.
- Конджакулян К.М. Предложения по усовершенствованию функциональных характеристик правительств Армении и России (Сравнительно-правовое исследование) // Право и образование. 2015. № 2.