ПРОБЛЕМЫ КРИМИНАЛИЗАЦИИ НЕЗАКОННОГО ОБОГАЩЕНИЯ В РАМКАХ ТРЕБОВАНИЙ КОНВЕНЦИИ ООН ПРОТИВ КОРРУПЦИИ

28 марта 11:14

Нератификация Российской Федерацией статьи 20 Конвенции ООН против коррупции является распространенным доводом при дискредитации российского антикоррупционного законодательства. Тем не менее, данный факт имеет вполне обоснованные причины и не может являться индикатором изъянов в законодательстве.

Некоторые вопросы данного исследования уже были  затронуты в научной литературе. Например, в статье Конджакуляна К.М. «Некоторые институциональные аспекты государственного управления: проблемы и пути совершенствования (сравнительное исследование)». [1]

Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции была принята резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблии 31 октября 2003 года в городе Нью-Йорке. [2]

В России международные нормативно-правовые акты, как правило, ратифицируется путем принятии отдельного федерального закона, который подписывается Президентом РФ. Так, Россия подписала Конвенцию ООН против коррупции 9 декабря 2003, а 8 марта 2006 года вступил в силу Федеральный закон N 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции». [3] В нем прямо указаны номера статей, в отношении которых Российская Федерация обладает юрисдикцией, и которые, как следствие, являются обязательными для исполнения. В этот список, помимо прочих, не вошла статья 20.

Обратимся непосредственно к содержанию данной статьи: «При условии соблюдения своей Конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, т.е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать.» [4]

Иными словами, на чиновников налагается уголовная ответственность в случае обнаружения необъяснимого превышения стоимости принадлежащих им активов над задекларированным доходом.

В качестве основной причины, по которой данная статья не была принята, называется ее несоответствие законодательству РФ.

Во-первых, в российском праве отсутствует  юридическое определение «незаконного обогащения», вследствие чего при применении данной нормы в судебной практике неизбежно возникнут проблемы  толкования ряда других терминов, применяемых в статье, а именно: «значительное увеличение активов», «законные доходы» и «разумным образом».  Доказательство наличия умысла в действиях должностного лица также будет затруднительным.

Во-вторых, положения Главы 30 Уголовного кодекса РФ дают возможность вести борьбу с коррупцией практически по всем составам незаконного обогащения. В рамках отдельных статей криминализированы такие действия, как нецелевое расходование бюджетных средств, превышение должностных полномочий, дача и получение взятки, служебный подлог, халатность и другие действия, за совершение которых предусмотрена ответственность в виде штрафов, лишения права занимать определенные должности, принудительные работы, а также лишение свободы. [5]

В-третьих, считается, что двадцатая статья Конвенции напрямую противоречит одному из фундаментальных принципов уголовного судопроизводства – презумпции невиновности, закрепленным статьей 49 Конституции РФ. [6] Действительно, требования данной статьи предполагают уголовное преследование для лиц, которые не могут объяснить, откуда у них появилось какое-то имущество. Это подразумевает презумпцию виновности, тогда как, с точки зрения российского права, доказательство наличия незаконного источника возникновения активов у публичного должностного лица – задача стороны обвинения. Само же лицо не обязано доказывать свою невиновность. [7]

Помимо УК РФ в рамках реализации данной Конвенции в России действуют следующие нормативные правовые акты:

  1. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ
  2. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 N 115-ФЗ
  3. Федеральный закон «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» от 03.12.2012 N 230-ФЗ
  4. Указ Президента РФ от 18.05.2009 N 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»

Обратимся к международному опыту. По состоянию на ноябрь 2019 года Конвенцию не ратифицировали только КНДР, Сомали и Суринам. [8] Тем не менее, даже страны, ратифицировавшие статью 20, (США, Нидерланды, Италия, Франция, Испания, Швеция и другие) на практике не реализовали ее требования, поскольку это является нарушением принципа презумпции невиновности.

Таким образом, несмотря на объективную необходимость усовершенствования российского законодательства в области борьбы с коррупцией, ратификация положений статьи 20 Конвенции ООН против коррупции не является необходимой и результативной мерой. Это доказывает сложность применения их на практике международным сообществом, а также наличие состава преступления «незаконное обогащение» в рамках ряда других преступлений, криминализованных в РФ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. К. М. Конджакулян, «Некоторые институциональные аспекты государственного управления: проблемы и пути совершенствования (сравнительное исследование)» Государственная власть и местное самоуправление, № 1, 2015.
  2. «Резолюция 58/4. О принятии Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» [В Интернете]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901922914.
  3. Федеральный закон «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» от 08.03.2006 N 40-ФЗ [В Интернете]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59047/.
  4. «Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции» (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) [В Интернете]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121140/.
  5. УК РФ Глава 30. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ [В Интернете]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/626d65a0e69702601de8926431bf4d60be7c37c4/.
  6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ), Статья 49 [В Интернете]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/780291ec1777fd4e50e27106bea5925f70f298c7/.
  7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 04.11.2019), Статья 14. Презумпция невиновности [В Интернете]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/50cc4ba5b9174a79ff3a7c8fe091aed08316c8f9/.
  8. The United Nations Office on Drugs and Crime (UNODC), Signature and Ratification Status [В Интернете]. Режим доступа: http://www.unodc.org/unodc/en/corruption/ratification-status.html.