О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК, СВЯЗАННЫХ С УПОТРЕБЛЕНИЕМ ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ, В РЕЧИ СТУДЕНТОВ-НЕФИЛОЛОГОВ

6 августа 9:11

Основной целью курса «Русский язык и культура речи», входящего в учебные планы большинства российских вузов, является повышение уровня грамотности студентов – будущих специалистов. В ходе освоения курса студенты приобретают знания в области орфоэпии, грамматики, лексики, стилистики и т.д. Однако отмечается, что существуют темы, которые осваиваются студентами менее успешно, чем остальные темы курса: об этом свидетельствует большое количество ошибок в речи студентов, уже окончивших курс «Русский язык и культура речи» и получивших по его завершении положительные оценки. Одной из таких тем являются нормы употребления имён числительных.

Главной причиной того, что данная тема усваивается обучающимися с трудом, является то обстоятельство, что правильные формы имён числительных носитель языка практически никогда не видит в текстах: известно, что как в школьных и вузовских учебниках, так и в публицистических текстах, с которыми работает школьник и студент, имена числительные передаются цифрами. Таким образом, носитель языка, осваивая тему «Склонение имён числительных», лишён возможности использовать свою зрительную память. В то же время установлено, что зрительная память в значительной степени влияет на результаты обучения и, в частности, на сформированность устной речи (см., например, [1], [2] и др.).

Эти обстоятельства диктуют необходимость прорабатывать названную тему более детально. В настоящей статье представляем систему упражнений, направленных на усвоение студентами темы «Склонение количественных и порядковых числительных».

Обучение данной теме целесообразно разделить на два этапа. На первом этапе по предъявлении теоретического материала студентам предлагаются письменные упражнения, в ходе которых студент записывает имена числительные в тетрадь (полезным представляется также печатать имена числительные на компьютере в любом текстовом редакторе). Записывание числительных словами направлено на формирование у студента зрительного образа слова как объекта запоминания. Ниже приведём примеры заданий.

Упражнение 1. Напишите числительные словами, а слова из скобок – в нужном падеже. 1. Длина окружности  равна 121 (сантиметр). 2. Самолёт  с 376 (пассажир) на борту произвёл аварийную посадку. 3. Высота этого сооружения равна 648 (метр) 53 (сантиметр). 4. Разность между 587 и 358 равняется 229. 5. Этот старинный город с 7854 (житель) можно увидеть из окна городской башни. 6. Картофель, выращенный на 492 (гектар), необходимо распределить по 22 (овощехранилище). 7. Наш бизнес-центр ежегодно посещает более 75800 (турист). 8. Выяснилось, что в библиотеке недостаёт  479 (журнал). 9. Около 380 (килограмм) (мандарин) будет продано в нашем магазине в декабре. 10. Практикум с 426 (чертёж) можно взять в библиотеке.

Упражнение 2. Напишите числительные словами. 1.Крещение Руси относят  к 988 г. 2. Первое упоминание Москвы относится к 1147 г. 3. Монголо-татарское иго началось в 1237 г. и закончилось в 1480 г. 4. Пётр I правил с 1682 – 1725 гг. 5. Санкт-Петербург заложен в 1703 г. 6. Екатерина Великая царствовала с 1762 по 1796 гг. 7. Россия воевала с Наполеоном в 1812 – 13 гг. 8. Отмена крепостного права произошла в 1861 г.

Когда зрительный образ числительного у обучающегося сформирован, можно перейти к устной работе по склонению числительных. Устную работу с числительными целесообразно начинать тогда, когда у студента сформирован определённый автоматизм, который достигается на первом этапе путём прописывания числительных словами. В качестве примеров упражнений, предлагаемых студентам на втором этапе обучения данной теме, можно привести следующие.

Упражнение 3. Прочитайте текст вслух. Следите за правильностью падежных форм имён числительных. На земном шаре 4 океана, самый большой – Тихий океан, площадь которого равна 178,68 млн. км2, его наибольшая глубина – 11022 м; затем –Атлантический океан с 91,66 млн. км2 и 8742 м предельной глубины; Индийский океан – площадью в 76,17 млн. км2 и с 7729 м наибольшей глубины; Северный Ледовитый океан с 14,75 млн. км2 площади и с 5527 м предельной глубины.

Упражнение 4. Прочитайте текст вслух. Следите за правильностью падежных форм имён числительных. Планету Земля составляют 6 частей света: Азия, площадь которой равна 44,4 млн. км2; Америка – площадью в 42,1 млн. км2; Африка – с 29, 9 млн. км2; Антарктида, площадь которой приближается к 13,9 млн. км2; Европа с более чем 10,2 млн. км2; Австралия и Океания – около 8,9 млн. км2.

Упражнение 5. Прочитайте текст вслух. Следите за правильностью падежных форм имён числительных и существительных. Самой крупной рекой на Земле является Нил с 6671 (километр) длины. Ему немного уступает Миссисипи, длина которой равна 6420 (километр). Амазонка лишь на несколько (километр)  короче  Миссисипи  – 6400 (километр). Длина  Янцзы  составляет около 5800 (километр), а Хуанхэ – около 4845 (километр). Далее следует Миссури  с 4740 (километр) длины и Меконг с 4500 (километр). Длина Амура лишь на 60 (метр) короче Меконга, а Лены – на 100 (метр). Иртыш с 4248  (километр) длины превосходит Нигер, длина которого приближается к 4160 (километр). Замыкают список рек-чемпионов по длине  Енисей, Обь и Волга. Длина Енисея – 4102 (километр), Оби – 3650 (километр), Волги – 3530 (километр).

Предложенные в статье и подобные упражнения будут способствовать более успешному освоению такой сложной грамматической темы, как склонение имён числительных.

Использованные источники:

  1. Кубрякова Е.С., Шахнарович А.М., Сахарный Л.В. Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи. — М.: Наука, 1991. — 240 с.
  2. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. — М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 352 с.