ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

21 июня 9:25

Важнейшее условие успешной реализации образовательной программы  в рамках ФГОС ДО – это создание образовательной среды, которая будет гарантировать охрану и укрепление как физического, так и психического здоровья детей; обеспечит эмоциональное благополучие; будет способствовать профессиональному развитию педагогических работников; создаст условия, в которых будет применяться вариативное дошкольное образование; обеспечит открытость дошкольного образования; создаст условия для участия родителей (законных представителей),  либо законных представителей в образовательной деятельности [6].

Образовательная среда — совокупность образовательного процесса, особенностей его  организации, а также его программно-методического, учебно-материального, материально-технического, психолого-педагогического, медико-социального обеспечения [7].

Образовательная среда для ребенка дошкольного возраста – предметно пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещением, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития [7].

Проблема формирования коммуникативных умений у детей, имеющих тяжелые нарушения речи, на сегодняшний день является одной из самых актуальных. Данная тема  достаточно широко освещена в работах отечественных логопедов,  дефектологов, социальных педагогов. Особенности  развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи представлены в трудах О.В. Дзюба, Т. А. Репина, Т.Н. Волоковской и др.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте .

Коммуникация  — важная жизненная компетенция ребенка дошкольного возраста, и именно в этот период детства  развиваются основные умения.

В центре внимания педагогов  – коммутативные умения, так они имеют особую значимость для человека абсолютно во всех сферах его жизни. Коммуникативные умения — это осознанные коммуникативные действия субъектов педагогического общения (на основе знаний структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения.

В этом определении обращают на себя внимание два момента:

1) коммуникативные умения — это именно осознанные коммуникативные действия, которые базируются на системе знаний и усвоенных элементарных умений и навыков;

2)коммуникативные умения —  это способность субъектов педагогического процесса управлять своим поведением, использовать наиболее рациональные приемы и способы действий в решении коммуникативных задач [7].

Коммуникативные умения по структуре являются сложными, высокого уровня; они включают в себя простейшие (элементарные) умения. По своему содержанию коммуникативные умения объединяют в себе информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные и аффективно-коммуникативные группы умений. В современном обществе предъявляются достаточно жёсткие требования к  коммуникативной деятельности. Это обуславливает необходимость воспитания творческой личности, способной в случае необходимости, эффективно разрешить проблемный вопрос в разных жизненных ситуациях. Также задачи педагогов: воспитать человека, умеющего грамотно выражать свои мысли; развивать способность к нестандартному мышлению. 

Логопедические и психологические исследования показывают, что у детей, имеющих тяжелые нарушения речи, с трудом формируются коммуникативные умения (вербальные и невербальные). В дефектной структуре нарушения речи у данной категории детей первичны, что и являются причиной нарушения процесса формирования коммуникативных умений, что в итоге приводит часто к недоразвитию в целом [2].

 Словарь дошкольников, имеющего тяжелые речевые нарушения беден, как правило, он ограничивается обиходными бытовыми словами. При этом можно отметить, что нарушен и грамматический строй, и звуковая сторона речи. Дети  неспособны понять друг друга, и не могут полноценна вести беседу, что порождает конфликтные ситуации, и нежелание сотрудничать с другими.

Помимо этого зачастую используются простейшие средства невербального общения (мимика, взгляды), что характерно для детей  самого раннего возраста. Их сверстники, не имеющие речевых нарушений, уже пользуются в процессе общения преимущественно словами [1]. На фоне вышесказанного развивается общая недостаточность культуры поведения.  Таким образом,  проблема  организации  образовательной среды в ДОО,  способствующей формированию коммуникативных умений неоспорима.

В итоге, правильной организации образовательного пространства дети могут научиться свободному общению со  сверстниками,  сформировать умение непринуждённо вести беседу, научиться и слушать собеседников, и самостоятельно вести диалог с ними. То есть овладеют всем  арсеналом коммуникаций с целью сотрудничества, как с ребятами своего возраста, так и с  взрослыми.

Для того, чтобы  сформировались коммуникативные умения и успешно решались коммуникативные задачи, важно решить ряд коррекционных проблем и устранить речевые дефекты: исправить дефекты звукопроизношения, овладеть основными закономерностями грамматического и лексического стоя, связной речью (монолог, диалог), использовать интонационные средства выразительной и чёткой речи.

Чтобы развить коммуникативные умения у детей с тяжёлыми речевыми нарушениями  должны соблюдаться следующие условия: развитие ребенка исходя из его социальной ситуации, использование совместной  деятельности и обучения.

Все эти условия успешно могут быть реализованы   посредством  игры в дошкольном учреждении. При этом стоит отметить, что согласно требованиям ФГОС ДО, организовать игровую деятельность в дошкольном учреждении педагоги должны обязательно.

Для того чтобы сформировать коммуникативные компетенции, в образовательную среду должны быть включены различные коммуникативные игры; игры с элементами театрализации, драматизации; с использованием, как диалоговой так и монологовой речи и др. Все они направленны на то, чтобы развить общение.

В логопедические занятия также рекомендовано включать  коммуникативные упражнения, благодаря которым дети научатся чувствовать, понимать и принимать партнёров. Рационально включение и групповых  упражнений, направленных на развитие умения взаимодействовать в  коллективе  посредством организации совместной деятельности.

В итоге у детей появляется коммуникативная активность и коммуникативное намерение, они станут инициативными и больше будут стремиться к общению со сверстниками.

На первом этапе работы педагоги  формируют и  развивают ряд мотивационных потребностей и стимулируют невербальные средства общения.

 Основные направления педагогической работы: формирование положительного настроя на занятиях;  привлечение внимания к своим ровесникам; формирование умения осознавать собственные эмоции и ощущения; введение невербальных средств общения, которые будут воздействовать на процессы коммуникации [4] .

Педагоги должны помнить, что коммуникативные умения могут быть сформированны на фоне комфортности общения с определённым собеседником.

Таким обозом, дети учатся сотрудничать, соблюдать определённые правила игры, развивать контроль  над собой, работать по инструкции,  быть внимательным к собеседнику. Так в работу педагога может быть включена игра «Мир чувств», в которой эмоции человека, его стояние дети учатся понимать по выражению лица. Идет знакомство с невербальными методами общение, к которым относят мимику, жесты, позы и т.д.

На втором этапе работы по формированию коммуникативных умений у  детей с ТНР (тяжелое нарушение речи) должны быть сформированы правила и способы эффективного общения. Развитие невербального общения продолжается, обогащаются способы эмоционального реагирования,  развивается умение слушать, воспринимать информацию, формируются представления о правилах общественного поведения. Дети осознают различные типы взаимоотношений. Так на этом этапе развивается и вербальная, и  невербальная коммуникация, при помощи выразительных движений и речи выражаются эмоции и  состояние, развивается память и восприятие информации на слух. Дети обучаются выделять основную идею высказывания собеседника, в дальнейшем ее развивать, они сами могут сделать определённые умозаключения, основой которых будет причинно-следственная связь. Также на данном этапе дошкольники высказывают свою точку зрения, аргументируя ее [5].

На третьем этапе приобретенные умения доводятся до автоматизации, развивается умение  свободно говорить. Эффективно включать метод проблемной ситуации, когда дети самостоятельно организуют  свое поведение, применяя адекватные правила и волевые усилия.  Важна в работе педагога и импровизация общения. Главное создать условия для речевого общения,  взаимодействия.

Таким образом, посредством игровой деятельности,  которая используется не только на занятиях, но в повседневной  жизни дошкольников, имеющих тяжёлые  речевые нарушения, организуется образовательная среда, способствующая развитию коммуникативных  умений. В работе с дошкольниками, имеющими  ТРН, развитие коммуникативных умений  должно быть одним из основах направлений работы педагогов и логопедов.

 

Список использованных источников

 

  1. Дудко Я. О., Осетинская Е. А. Формирование коммуникативной компетенции у детей с тяжелыми нарушениями речи //Специальное образование, 2016 С. 50-55
  2. Красовская Е. В., Данилова А. Н. Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Теория и практика образования в современном мире, 2014. – С. 80–82
  3. Куфтяк Е.В., Одинцова М.С. Изучение коммуникативных способностей дошкольников с тяжелыми нарушениями речи //Клиническая и специальная психология, М:2018 С. 70-82
  4. Попова И.В. Коррекционно-развивающая среда в семье ребенка с тяжелыми нарушениями речи и ее структурные компоненты //Социальное образование, 2016 С. 50-55
  5. Социальная сеть работников образования // nsportal.ru. Развитие коммуникативных умений. URL: https://nsportal.ru/ 9дата обращения (12.11.2019)
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  7. Основы понятия ФГОС: http://www.kirov.spb.ru/DOU/30/images/docs/ponyatiya_FGOS.pdf