ПРОБЛЕМА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

1 апреля 6:03

 «Врачи, которые работают с больными людьми и пытаются выяснить происхождение их болезней, имеют шанс через некоторое время стать педагогом» [2, 36], — пишет В. А. Пегов .   В то же время чрезвычайно важно учитывать, как воспитание, умственное и нравственное воспитание должны влиять на состояние здоровья ребенка.

Конечно, школа должна только положительно влиять на поддержание и укрепление здоровья и улучшение физических и умственных способностей. Вопрос благоприятного климата школы — это вопрос комфорта и доброжелательности школьной среды. Но можно ли назвать современных школьников здоровыми? Статистика четко заявляет: «Нет».

Хотя показатели различных исследований указывают на то, что данные о количестве здоровых детей в российских школах могут значительно различаться и колеблются в очень широком диапазоне от 2% до 80%, это связано, прежде всего, с различными подходами к определению «здоровье». В то же время вызывает беспокойство то, что, по данным Научного центра здоровья детей РАМН, в настоящее время не более 3–10% детей (в зависимости от их возраста) могут считаться полностью здоровыми [6, 204].    

В связи с этим экологию современной школы можно охарактеризовать как проблемную. Поэтому ответственность за обеспечение того, чтобы здоровье детей значительно ухудшалось в течение школьных лет, несмотря на усилия по его сохранению и укреплению, должны нести образовательные и медицинские учреждения. И вполне логично, что указ Президента Российской Федерации «Российская национальная стратегия в отношении детей» упоминает приоритетные национальные проекты «Здоровье» и «Образование» как инструмент для практического решения многих проблем в сфере детства. И все же « проблемы, связанные с созданием комфортной и дружественной обстановки для детей — привлекают внимание В.В. Путина, они остаются острыми и далеки от окончательного решения» [1,49].      

Анализ вариантов поддержания здоровья может помочь внести позитивные изменения в этом направлении во многих отношениях, связанных с организацией здорового образа жизни (ЗОЖ). Здоровый образ жизни обычно включает в себя наличие хороших навыков и отсутствие вредных привычек, правильное питание и хорошую среду обитания, физическую активность и личную гигиену.

Благоприятное психоэмоциональное состояние также оказывает большое влияние. Поэтому аспекты здорового образа жизни, такие как эмоциональное, интеллектуальное и духовное благополучие, еще более подчеркиваются. Однако, такое знание резервов здоровья не является гарантией их поддержания и роста [4, 145].

Пропаганда здорового образа жизни связана с принципом естественной совместимости, который учителя часто забывают, хотя этот принцип не только неоднократно формулировался, но и активно использовался в российской педагогике.

Начало школьной жизни связано с изменением социальной ситуации развития ребенка, перестройкой его привычного образа жизни. Часто положительные стороны домашнего или детского сада не могут быть перенесены в школьную жизнь, поэтому обучающимся приходится обходиться без дневного сна, полных прогулок на свежем воздухе, рациональной смены работы и отдыха. В определенном противоречии с законами охраны здоровья школа должна закладывать сознательные для детей основы здорового образа жизни. Их роль в поддержании и укреплении здоровья ребенка необычайно велика. Однако, это требует знания факторов, которые не только положительно влияют на поддержание и укрепление здоровья обучающихся, но и отрицательно влияют на них.

Анализ профилактической медицинской работы показывает, что на здоровье обучающихся чаще всего влияют следующие факторы [2, 167]: 

 — педагогическая тактика преподавания, которую можно охарактеризовать как стрессовую;

— игнорирование учителем функциональных и возрастных особенностей учащихся;

— недостаточная осведомленность родителей о поддержании здоровья учащегося (отсутствие поддержки ученика, спрос у него больше, чем он может);

— нерациональная организация воспитательной деятельности педагогом;

— монотонность образовательной деятельности (отсутствие разнообразия занятий, преобладание репродуктивных методов);

— наказание домашним заданием;

— несоблюдение гигиенических условий (освещение, свежий воздух, температура и т. д.);

 — отсутствие систематической работы учителей по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Программы по здоровьесбережению, которые принимаются образовательным учреждением должны полностью и систематически проводится. Здоровьесберегающие технологии на уроках и на внеклассных мероприятиях должны включаться по определенным принципам:

  1. обучение детей правилам здорового и безопасного образа жизни;
  2. рациональная организация учебной и внеклассной деятельности;
  3. работа с родителями, их советы по вопросам здоровья;
  4. забота о здоровье учителей [2, 204].

Использование игровой технологии на уроках способствует поддержанию здоровья. Движение, активность, изобретательность и социализация закреплены в самой системе. Дети на этих уроках вовлечены в активную познавательную деятельность не чувствуют усталости и сохраняют энергию на последующие уроки [4, 214].

Современные учителя активно внедряют игровые технологии в свою рабочую практику, чтобы решать не только проблемы мотивации, развития обучающихся, но и проблемы здоровья и социализации. В игре и через игровое общение растущий человек проявляет и развивает мировоззрение, необходимость влиять на мир, чтобы адекватно воспринимать происходящее. Независимо от сознания ребенка в игре работают разные группы мышц, что положительно сказывается на здоровье.

Элементы игры используются в качестве обратной связи и для оценки ответов одноклассников: хлопать в ладоши, топать ногами, поднимать руки или сигнальные карты разных цветов со словами «Да», «Нет» и «Я прошу слова».

При фронтальном опросе у учителя есть возможность включать игру с мячом или воздушным шаром: ученик ловит мяч для правильного ответа, не ловит, если не знает правильного ответа или ловит мяч и дает свой ответ. У этой технологии есть свои варианты.

Помимо игровой технологии, которая активно взаимносвязана с технологией здоровьяесбережения, учителя, в частности учителя начальных классов, обязаны проводить физкультминутку: одна — для глаз, вторая — для разных групп мышц. Удачней всего физкультминутки связывать с темой и видом урока.

Также технология здоровьесбережения может активно использоваться на уроках в виде элементов театрализации с появлением литературных или театральных персонажей, словарного запаса в игровой форме, когда дети по очереди бегают по доске и записывают слова для скорости

Соревновательные задания положительно влияют на здоровье обучающихся.

Один из методов здоровьесбережения при проверке домашних заданий: к доске приходят от трех до шести учеников, которых заменяют следующие ученики. Таким образом, обучающиеся делают движения во время напряженного урока.

 Здоровьесбережение, естественно, зависит от объема и сложности домашней работы. Обычный метод педагогического наказания с обширной или сложной домашней работой вреден для здоровья. В большинстве случаев ребенок теряет интерес к этому процессу, если он не выполняет свою домашнюю работу два или три раза. Следовательно, дозировка домашней работы и уровень сложности должны выполняться со всей ответственностью: измерять объем и сложность с помощью навыков обучающегося. Грамотный и опытный учитель будет побуждать учеников выполнять домашнее задание: предлагать обучающимся задания трех уровней сложности, то есть ребенок сам определяет для себя сложность задания.

Физическое здоровье подкрепляется современных школьников физическим воспитанием, спокойными играми на переменах, чтением игр в перерывах, подвижными играми в малой и большой группах, всей системой физического воспитания.

Список использованной литературы:

  1. Beljakova, L.I. Zdorov’esberegajushhie tehnologii razvitija rechi u detej: formirovanie rechevogo dyhanija / L.I. Beljakova. — M.: Nacional’nyj knizhnyj centr, 2017. — 702 c.
  2. Garaeva, E.A. Zdorov’esberegajushhie tehnologii v professional’no-pedagogicheskom obrazovanii / E.A. Garaeva. — M.: Bibkom, 2013. — 769 c.
  3. Deeva, N.A. Igrovye zdorov’esberegajushhie tehnologii: psihogimnastika, zarjadka dlja glaz, pal’chikovye igry, fizkul’tminutki. FGOS DO / N.A. Deeva. — M.: Uchitel’, 2018. – 870 c.
  4. Morozov, M.A. Zdorovyj chelovek i ego okruzhenie. Zdorov’esberegajushhie tehnologii. Uchebnoe posobie / M.A. Morozov. — M.: Lan’, 2016. — 278 c.
  5. Petr, Anatol’evich Petrjakov Zdorov’esberegajushhie tehnologii v nachal’noj shkole 2-e izd., ispr. i dop. Uchebnoe posobie dlja akademicheskogo bakalavriata / Petr Anatol’evich Petrjakov. — M.: Jurajt, 2017. — 847 c.
  6. Petrjakov, P.A. Zdorov’esberegajushhie tehnologii v nachal’noj shkole. Uchebnoe posobie dlja akademicheskogo bakalavriata / P.A. Petrjakov. — M.: Jurajt, 2017. — 334 c.