ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

12 июня 4:53

Современная педагогика часто упоминает использование активных методов обучения в качестве инновации в технологии педагогики. В настоящее время в образовании пытаются отказаться от обучения, где обучающиеся являются лишь теми, на кого воздействует педагог, переход от так называемого «авторитарного управления» к системе, которая стремится стимулировать и поддерживать познавательную самостоятельность, подтолкнуть к реализации творческого потенциала объекта обучения. Активное обучение как нельзя лучше отражает данную идеологию, в нем простое заучивание материала заменяется анализом и мыслительной деятельностью. Метод активного обучения наилучшим образом справляется с созданием таких условий, данная технология занимает все большую нишу, как составная часть инновационных технологий. Метод активизации обучения помогает раскрыть обучаемого как личность и приобрести ученикам навыки, которые могут помочь ему в дальнейшей профессиональной деятельности, так как будут вовлекать его в решение проблем, с которыми он будет сталкиваться в будущей деятельности. Стоит понимать, что оценивание лишь проявление знаний неправильно, нельзя забывать и про творческую составляющую. Активные методы обучения проявляют себя как одни из важнейших средств для развития творческих и мыслительных процессов обучающихся, они помогают не только воспроизводить действия учителя или отработанные задачи, а творчески использовать знания, полученные на уроке, развивать важные личностные качества.

Обучение – это упорядоченный опыт научения, направленный на развитие способностей до уровня специфических знании, умении, навыков или установок. В категорию «обучение» попадают самые разнообразные виды деятельности, но все они преследуют одну цель – превратить способности, знания и опыт в конкретные навыки, умения и творческие способности, необходимые для работы. Иными словами, цель эта – научиться извлекать пользу из формального образования. [2]

Активные формы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. В качестве основных неоспоримых достоинств выступают высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания и применять их на практике, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. [4]

Активные методы обучения проявляют свои достоинства в решении почти всех видов учебных задач. Доказательством данного высказывания служит пример, скажем, в сфере дидактики — это расширение кругозора, практическое применение своих знаний и умений, стимулирование активизации познавательной деятельности, умение формировать интересующие вопросы.

Примером в области воспитания является развитие активности, воли и самостоятельности; формирование коммуникативных навыков и успешной коллективной работы; формирование нравственных принципов, мировоззренческих установок. Таким образом напрашивается вывод, что использование методов активного обучения, а в частности учебных деловых игр, помогает развить память, речь, мышление, выносит творческие способности в удобную для них среду применения, способствует улучшению внимания, подталкивает к нахождению оптимальных решений, позволяет предсказывать ожидаемый результат и варьировать для лучшего решения задачи. Также они облегчают адаптацию к условиям среды; упрощают обучение общению, умение выражать свои мысли в любой форме, устанавливать и поддерживать контакт; помогают приобщиться к нормам социума; уметь слушать собеседника, считывать его психологическое состояние и мотивы, что может помочь в доказательстве своей позиции и грамотном умении убедить и высказать свое несогласие (согласие).

Новые аспекты в активных методах обучения, в настоящее время, принимают игровые методы и имитационная деятельность. Переходя в игровое обучение, которое принудительно активизирует мышление учащихся, вынуждает быть активным. Активность, при использовании такого метода, происходит принудительно, обучаемый вовлекается в учебный процесс и удерживает данную активность на протяжении всего урока. Также происходит включение творческой деятельности, выработка самостоятельных решений, благодаря чему повышается мотивация к изучению данного предмета. Благодаря прямых и обратных связям происходит постоянное взаимодействие и включается эмоциональный компонент.

В современных реалиях информатизации образования были разработаны механизмы, позволяющие активизировать учащегося в учебном процессе. Одним из них является метод деловой игры. Данный метод обеспечивает положительную эмоциональную составляющую, кроме того метод деловой игры самостоятелен, активен, нацелен на успешный результат обучения. Тяготение к успешному результату делает обучение в процессе игры чрезвычайно эффективным.

Деловые игры является педагогическим средством и активной формой обучения, которая позволяет делать учебную деятельность более интересной для обучающихся, моделируя различные ситуации и дает возможность производить их анализ и находить более оптимальные пути в дальнейшем. Игровое сопровождение изучения материала позволяет вызывать и поддерживать постоянный высокий интерес у обучающихся к содержанию предмета и данному материалу в частности, активизирует их самостоятельную деятельность, формирует и закрепляет практические навыки и связывает их с теоретической, уже имеющейся, базой.

Применять деловые игры в учебном процессе нужно осмысленно, следовательно, для правильного применения деловых игр необходимо выяснить их сущность.

Существует множество определений понятия «деловая игра». В современных условиях обучения деловую игру рассматривают и как область научно-технического знания и деятельности, и как метод обучения, исследования, и как имитацию решения практических задач.

Проанализировав различные определения, под деловой игрой будем понимать имитационную учебную модель, воспроизводящую реальные объекты, процессы и явления, служащую средством эффективного усвоения знаний и способности превратить их в конкретные навыки и умения.

Для полного понимания сущности понятия следует обратить внимание на теоретические основы, их назначения, основные характеристики и структуру.

Основные атрибуты деловых игр:

  • игра подражает различной деятельности;
  • для развития интересов и пробуждения стимула, участникам дают различные роли;
  • правила систематизируют действия игроков;
  • игровые действия заключены в пространственно-временные рамки;
  • игра носит условный характер. [3]

Игра регулируется наличием ряда блоков: концептуального, сценарного, постановочного, сценического, блока критики и рефлексии, судейского и блока обеспечения информацией.

Цели использования деловых игр:

  • образование профессиональных и познавательных интересов и мотивов;
  • формирование системного мышления, которое включает в себя полное понимание себя, своего места в мире, природы и общества;
  • передача представления о деятельности в различных сферах;
  • коллективная мыслительная деятельность в рамках практической работы, которая формирует умение и навыки взаимодействия с окружающими людьми, общения с ними и принятие совместных решений;
  • воспитание понимания ответственности за свою работу и уважение к установкам коллектива. [1]

Деловые игры как один из видов активного обучения прост в усвоении, и объединяет в себе ряд других методов, таких как кейс-метод, мастер-классы и другие, так как деловая игра направлена на практическую деятельность, она дает возможность учащимся сыграть различные роли, тем самым активизирует их интерес к предмету, работе в группе и активному в ней взаимодействию.

Метод деловой игры позволяет найти пути решения сложных проблем за счет выявления специальных правил, мотивации для активизации творческого потенциала обучающихся с помощью специализированных методов работы (например, методом «Мозгового штурма»).

 

Список литературы:

  1. Лузан Е. Н. Кейс как образовательная технология [Текст] / Е.Н. Лузан // Вестник брянского государственного университета. – 2012. — №1. – С.137-140.
  2. Богданова М. В. Инновационный подход в обучении информатике как основа формирования профессиональной информационно-технологической компетентности специалиста [Текст] / М.В. Богданова, М. С. Евдакимов, А.С. Юрченко. // Молодой ученый. — 2014. —  № 7.-  С. 30—32.
  3. Бочарова Т.И. Комплексная деловая игра в процессе обучения специалиста. [Текст] / Т.И. Бочарова //2011. № 6.
  4. Горелова Н.И. Деловая игра «Сборка компьютера». URL: http://festival.1september.ru/articles/550125/(дата обращения: 14.05.2017).