АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПОСТУПЛЕНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАЖДАНСКУЮ СЛУЖБУ

25 апреля 6:37

Государственная гражданская служба — это исполнение полномочий федеральных государственных органов, региональных государственных органов, а также лиц, замещающих государственные должности на федеральном и региональном уровнях.

В настоящее время роль кадровых служб на государственной гражданской службе субъекта Российской Федерации значительно усилилась. Что неудивительно. Кадры – один из главных локомотивов развития любого предприятия. Это утверждение работает и в государственном секторе.

Ниже представлены следующие принципы деятельности кадровой службы в органе государственной власти субъекта Российской Федерации:

1) принцип системности;      

2) принцип целостности;

3) принцип уважения прав и свобод личности;

4) принцип законности;

5) принцип эффективности управления кадровыми процессами.

Прохождение государственной гражданской службы можно теоретически разделить на три крупных последовательных этапа:

  1. Поступление на государственную гражданскую службу.
  2. Период прохождения государственной гражданской службы.
  3. Прекращение государственной гражданской службы.

Одним из наиболее интересных этапов является этап поступления на государственную гражданскую службу. Интерес обусловлен тем, что этот этап характеризуется порядком отбора тех самых кадров, которые являются одним из ключевых элементов работы государственного органа.

На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации:

  • достигшие возраста 18 лет;
  • владеющие государственным языком Российской Федерации;
  • соответствующие квалификационным требованиям.

Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям для замещения должности гражданской службы.

Причины, по которым конкурс не проводится:

  • при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители»и «помощники (советники)»;
  • при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;
  • при заключении срочного служебного контракта и др.

Для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия. В состав конкурсной комиссии входят следующие лица:

  • представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы);
  • представитель соответствующего органа по управлению государственной службой;
  • представители научных и образовательных организаций, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов — специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов.

Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

Служебный контракт — соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

Обязательными элементами служебного контракта являются:

  • фамилия, имя, отчество гражданина или гражданского служащего;
  • наименование государственного органа (фамилия, имя, отчество представителя нанимателя);
  • наименование замещаемой должности гражданской службыс указанием подразделения государственного органа;
  • дата начала исполнения должностных обязанностей;
  • права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;
  • виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;
  • права и обязанности представителя нанимателя;
  • условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;
  • режим служебного времени и времени отдыха (в случае, если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа);
  • условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
  • виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью.

Также в служебном контракте могут быть прописаны ряд условий, среди которых:

  • неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений;
  • обязанность лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования, не менее установленного договором о целевом обучении срока, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета;
  • показатели результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и связанные с ними условия оплаты его труда;
  • иные условия, не ухудшающие положения гражданского служащего по сравнению с положением.

Существует два вида контрактов:

  1. Срочный служебный контракт;
  2. Служебный контракт на неопределенный срок.

Срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет заключается.

Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта предъявляет представителю нанимателя:

1) заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу и замещении должности гражданской службы;

2) собственноручно заполненную и подписанную анкету установленной формы;

3) паспорт;

4) трудовую книжку, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;

5) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;

6) свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации;

7) документы воинского учета — для граждан, пребывающих в запасе, и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

8) документ об образовании и о квалификации;

9) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.


 

Список использованных источников

  1. Федеральный закон от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета. – Федеральный выпуск №3539.

URL: http://base.garant.ru/12136354/  (дата обращения: 10.01.20);

  1. Н.И. Цай, Д. С. Шемончук, (2017). Информационные технологии в кадровом делопроиводстве в муниципалитетах// Материалы Ивановских чтений, стр. 143-148.