«Чтобы побороть коррупцию, начните с того, что посадите трех своих друзей. Вы точно знаете за что, и они знают за что»
Ли Куан Ю
Оценивая уровень коррупции в мире, можно говорить об условной градации всех стран на две большие категории – те, которые успешно справляются с этой проблемой, и те, для которых коррупция представляет собой непреодолимую трудность. В этих условиях международное сотрудничество по борьбе с коррупцией стало острой необходимостью.
На сегодняшний день проблема коррупции в России стала одной из самых серьезных проблем. Принято немало нормативно-правовых актов, регулирующих сферу противодействия коррупции, однако, несмотря на это с каждым годом уровень коррупции растет. Согласно Индексу восприятия коррупции за 2018 год Россия занимает 138-место (28 баллов) из 180 стран по уровню коррупции [8].
По данным Главного Управления правовой статистики и информационных технологий Генеральной прокуратуры РФ за 2018 год были
совершены 25 004 преступления коррупционной направленности, что на 0,6% больше, чем за 9 месяцев 2017 г. (24 856). Увеличилось на 3% количество выявленных фактов взяточничества (ст. 290 – 291.2 УК РФ) (10 179 преступлений, 2017 г. – 9 886). Удельный вес преступлений коррупционной направленности от общего количества зарегистрированных преступлений также увеличился и составил 1,7% (2017 г. – 1,6%) [5].
В связи с этим представляет интерес опыта зарубежных стран, в которых сложилась определенная система мер по борьбе с коррупцией.
В изучении мер по борьбе с коррупцией в азиатских странах, первой в очереди страной, чей опыт стоит рассмотреть, находится Сингапур как одна из лидирующих стран АТР и КНР, отличающаяся применением суровых мер наказания, вплоть до смертной казни.
Для сравнения, приведем показатели Индекса восприятия коррупции, за 2018 год, согласно которому Сингапур находится в группе лидеров и занимает 3 место, разделив его с Финляндией и Швецией, а Китай 87 место.
На сегодняшний день власти Сингапура смогли создать эффективный механизм борьбы с коррупцией, который реально действует и дает результаты.
Анализируя правовую основу антикоррупционного законодательства Сингапура, следует отметить, что по сравнению с Россией оно наиболее развито.
Во-первых, нужно отметить наличие Закона «О предупреждении коррупции», принятого в 1960 году, с изменениями и дополнениями действующего в настоящее время. Настоящий закон определяет уголовно-наказуемым деянием незаконное получение вознаграждения, к которому относятся не только деньги, вещи и предметы, но и любые услуги, оказание благосклонности, предоставление любой защиты от любого наказания или воздержание от исполнения любого властного воздействия.
Тем самым, законодатель Сингапура криминализировал в качестве коррупционного преступления, в том числе незаконное получение выгоды нематериального характера, что в корне отличает указанный закон от определения коррупции, данного в ст. 1 российского Закона «О противодействии коррупции». В качестве субъекта преступления выступают: любой государственный служащий Сингапура, торговый агент, менеджер, управляющий, администратор и иное должностное лицо негосударственной структуры. Это означает, что круг субъектов коррупционного преступления не ограничивается государственными служащими.
Еще один акт – Закон «О Парламенте (привилегии, иммунитет и полномочия)» (Parliament (Privileges, Immunities and Powers) Act) – предусматривает ответственность за правонарушения, совершаемые членами Парламента. Последним запрещено участвовать в работе любых комитетов и обсуждать что-либо, в том числе принимать участие в голосовании, если это прямо касается личных интересов, запрещено получать, требовать или одобрять подарки, подношения или вознаграждения, заем, награду, компенсацию или иное в целях одобрения или неодобрения законопроекта, резолюции или иного решения, если это относится к законодательным процедурам. В случае совершения подобного виновный наказывается лишением свободы до 7 лет и (или) штрафом до 10 тыс. SD.
Обращает внимание, Закон «О политических пожертвованиях» (Political Donations Act), принятый в 2000 г. Положения закона направлены на предупреждение существования «политической коррупции», влияющей, в первую очередь, на формирование высшей законодательной и исполнительной власти Сингапура, включая выборы президента. Как вы знаете, такой закон в российском законодательстве отсутствует.
В Китае, в отличие от Сингапура, отсутствует нормативно-правовой акт, определяющий понятие коррупции и основные направления государственной политики в области противодействия ей.
Приведенные обстоятельства позволяют утверждать, что антикоррупционное законодательство Сингапура наиболее развито по сравнению с Китаем. В Китае основные понятия и правовые положения в области противодействия коррупции закреплены в отдельных многочисленных подзаконных актах, инструкциях, ведомственных приказах. Основная часть документов, регламентирующих сферу коррупции, принимается местными органами власти и управления.
Говоря о субъектах противодействия коррупции, на которых государство возлагает обязанность выявлять, предупреждать, пресекать, а также иными способами бороться с коррупцией, следует обратить внимание на то, что в России борьба с коррупцией «разбросана» по различным ведомствам, таким как органы прокуратуры, Следственный комитет РФ, ФСБ, МВД, и не определена государственная структура, которая является «головной» в деле организации подобного противодействия с применением оперативно-розыскных мер и уголовно-процессуальных средств. В Сингапуре же и Китае противодействием коррупции занимается ведущие независимые органы — Бюро расследования коррупционной деятельности и политическая Коммунистическая партия Китая.
Бюро обладает исключительным правом, в сравнении с другими правоохранительными структурами Сингапура, проводить оперативно-розыскные и следственные мероприятия в области борьбы с коррупцией, отвечая перед Парламентом, государством и обществом за результативность противодействия коррупционным правонарушениям. Руководителем этого органа является директор, непосредственно ответственный перед премьер-министром. Это означает, что никакой министр не может вмешаться, чтобы остановить расследование или как-либо повлиять на него.
К числу ключевых направлений противодействия коррупции в Сингапуре относятся:
- Установлена презумпция виновности государственного служащего в совершении им коррупционного правонарушения в случае передачи ему или получении им вознаграждения от лица, заинтересованного в сотрудничестве с правительством; возлагается обязанность на государственного служащего доказать, что средства им получены не коррупционным путем.
- Образовано независимое Бюро по расследованию случаев коррупции. Бюро уполномочено расследовать случаи коррупции в отношении любого лица вне зависимости от занимаемого им положения. Независимость Бюро обеспечивается тем, что директор бюро прямо подотчетен премьер-министру Сингапура. Имея неограниченные полномочия, БРК в Сингапуре может:
не дожидаясь решения суда задерживать подозреваемых чиновников и проводить обыски;
— осуществлять проверки банковских счетов и долевых активов;
— вызывать на допросы любых свидетелей;
— привлечь к ответственности любого гражданина страны.
- Проводятся систематические проверки доходов и расходов чиновников и членов их семей.
- Государственные служащие обязаны заполнять специальную декларацию на отсутствие долгов, наличие которых подразумевает риск поддаться коррупции.
- Установлены высокие зарплаты для государственных служащих, что способствует переходу на государственную службу служащих из частного сектора. Особенно высоки зарплаты в секторах, в которых беспристрастность и неподкупность стратегически важны. Например, годовая заработная плата судей Верховного Суда Сингапура составляет 234 600 сингапурских долларов (далее – СД), судей Апелляционного Суда – 253 200 СД, а Главного Судьи – 347 400 СД.
К числу ключевых направлений противодействия коррупции в Китае относятся:
- контроль над расходами чиновников всех уровней. Так, например, согласно ст. 395 УК КНР в случаях, когда собственность и расходы должностного лица не соответствуют его законному доходу, и он не может объяснить их возникновение, то эта определенная часть имущества признается результатом незаконного дохода и подлежит изъятию в пользу государства, а для нарушителя предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет либо арест [1];
- строгое применение системы материального обеспечения руководящих кадров. В Китае существует запрет на превышение установленных норм при использовании жилых и деловых помещений, служебных машин, на излишнее количество охраны и секретарей с регулированием вопросов стоимости, вида и количества мебели, необходимой для кабинетов чиновников различных уровней;
- ротация кадров во всех органах власти;
- работа Независимой комиссии по борьбе с коррупцией. Для сотрудников данной комиссии предусмотрена стабильная высокая зарплата, они проводят профилактику коррупционных преступлений, в том числе самих выявленных фактах коррупционных преступлений;
- повышение уровня открытости судопроизводства, усиление общественного контроля над выносимыми народными судами КНР решениями и приговорами по гражданским, уголовным и административным делам. Публичная трансляция через сети Интернет, которая предусмотрена в Китае в любом случае, способствует снижению уровня коррупции в судах, так как из любой точки Китая и мира можно следить в онлайн-режиме за происходящим процессом. Данная мера по борьбе коррупции предотвращает возможность подкупа судебных и правоприменительных органов при вынесении решений, постановлений.
- самая строгая мера наказания — смертная казнь [2, с. 267].
Смертная казнь закреплена в УК КНР еще с 1982 года. Существует два вида смертных приговоров: с немедленным исполнением и отсрочкой до двух лет. Двухлетняя отсрочка исполнения приговора предусматривает возможность замены смертной казни на пожизненное заключение, с условием, что коррумпированный будет вести себя примерно и искренне раскается в содеянном преступлении. К тому же за этим следует дополнительное наказание — конфискация имущества.
Согласно статье 384 УК КНР смертная казнь также назначается за использование в личных целях средств, предназначенных для помощи во время стихийных бедствий, для служб оперативного реагирования, для оказания материальной помощи, поддержки малоимущих, переселенцев, для оказания иной экстренной помощи [1]. Схожей статьи в УК РФ не закреплено.
В 2018 году в Китае свыше 159 тысяч человек получили различные наказания за нарушение партийной дисциплины и коррупции, также возвращены около 1,3 тысяч коррупционеров, включая 347 членов КПК и государственных чиновников [7]. Такой ротации кадров в правящей партии не было со времен культурной революции. Это связывают с большой антикоррупционной компанией, проводимой Генсеком компартии КНР Си Цзиньпином.
В Сингапуре Закон «О предупреждении коррупции» предусматривает лишение свободы сроком до 5 лет и штраф, сумма которого составляет не более 100 тысяч долларов (446360 рублей, курс ЦБ на октябрь 2018) , что соответствует по Российскому законодательству преступлению средней тяжести. В Российском Уголовном кодексе за получение взятки максимальная санкция – лишение свободы сроком до 15 лет.
Как мы видим законодательство КНР в отличие от Сингапурского законодательства, в вопросе наказания за коррупционное преступление значительно строже.
Полагаем, что в целях повышения эффективности борьбы с коррупцией в России, представляется необходимым перенять опыт данных стран в части, касающейся создания независимого органа по противодействию коррупции, которое занимает ведущее место по борьбе с коррупцией в Сингапуре. Кроме того, необходимо ввести в действие норму о конфискации имущества, приобретенного за счет незаконных доходов, которое занимает ведущее место в УК КНР, в качестве мер борьбы с коррупцией.
На наш взгляд, отдельные положения законодательства Сингапура могли бы способствовать повышению эффективности борьбы с коррупцией в Российской Федерации. Например, Закон «О парламенте», который борется с «политической коррупцией». Как мы знаем, большинство преступлений коррупционной направленности совершаются именно в органах власти. Те, кто должен заниматься выявлением преступлений коррупционной направленности, нередко само совершают их.
Кроме того, представляется необходимым повышать уровень правовой культуры и правового воспитания молодого поколения, прививая им нетерпимость коррупции. К примеру, в Сингапуре, ведется эффективная пропаганда идей верховенства закона и «чистых чиновничьих рук», а в Китае, в рамках дошкольной и основной образовательной программы предусмотрена постановка спектаклей, проведение форумов и конференций на тему коррупции. Для студентов разработана видео-игра «Неподкупный боец», снят фильм «Роковое решение» просмотр которого является обязательным. Повысить уровень открытости судопроизводства, сделать его открытом через сети Интернет, данная мера в любом случае понизит взяточничество судей и других должностных лиц. Полагаем, что любая победа с коррупцией возможна в том случае, если будущее поколение будет воспитываться соответствующим образом
Таким образом, изучив основные способы противодействия коррупции в Сингапуре, необходимо обратить внимание на положительный опыт в противодействии коррупции, чтобы определять, какие меры наиболее эффективны. Учет такого опыта позволит нашей стране существенно снизить уровень коррупции во всех сферах.
Литература:
- Уголовный кодекс Китайской Народной Республики [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://asia-business.ru/law/law1/criminalcode/criminal/ (дата обращения: 02.08.2017).
- Кулакова В.А., Чердакова Т.Б. Противодействие коррупции уголовно-правовыми средствами в России и Китае // Россия и Китай: История и перспективы сотрудничества, 2014. –С.265-269
- Луданова В.Г. Опыт противодействия коррупции в азиатских странах // Символ науки. -№10, 2017. –С. 58-59.
- Савин П.Т. Противодействие коррупции в Китае: история и современность // Проблемы современной науки и образования, 2017. –№20 (102). –С. 55-58.
- Севальнев В.В. Законодательство в сфере противодействия коррупции: Россия и Китай (сравнительно-правовой аспект) // Журнал российского права. -№2,2015. –с. 95-100.
- Отчет о результатах рассмотрения уголовных дел по отдельным статьям УК РФ по вступившим в законную силу приговорам и другим судебным постановлениям, в том числе по преступлениям коррупционной направленности [Электронный ресурс]: URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=150 (дата обращения: 18.07.2018).
- Отчет центральной комиссии Коммунистической партии Китая о делах о коррупции и нарушений партийной дисциплины [Электронный ресурс]: URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4859925 (дата обращения: 07.01.2018).
- Трансперенси интернешнл. Индекс восприятия коррупции [Электронный ресурс]: URL https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/ (дата обращения: 08.04.2019).