ЮРИСДИКЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ КОМИССИЙ

27 ноября 2:49

На сегодняшний день результат деятельности современной формы конструкции органов местного самоуправления полностью зависит от формирования на региональном уровне реального, эффективного института публичной власти. Полномочия местного самоуправления были существенно расширены после того, как в 2003 году был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Появление института административных комиссий как субъектов административной юрисдикции было в свое время своеобразным этапом развития отечественной государственности — периодом становления и укрепления советской власти. Административные комиссии при местных органах власти, но только не в современной их интерпретации, так как в тот момент времени эти органы не назывались как административные комиссии, стали образовываться лишь после создания на всей территории СССР государственных органов. Именно в этот промежуток времени и были приняты первые основные нормативно — правовые акты регулирующие деятельность административных комиссий. В настоящее время вектор совершенствования статуса административных комиссий как субъектов административной юрисдикции во многом определен динамикой муниципального управления [1, с. 127].

В свете проведенного анализа соответствующих норм КоАП РСФСР, необходимо отметить, что в перечне органов (должностных лиц), которые наделены полномочиями для рассмотрения дел об административных правонарушениях, административные комиссии при исполнительных комитетах районных, городских, районных в городах, поселковых, сельских Советов народных депутатов были названы в первую очередь. В соответствии с ст. 195 КоАП РСФСР административные комиссии при исполнительных комитетах районных, городских, районных в городах, поселковых, сельских Советов народных депутатов решают все дела об административных правонарушениях, не считая тех, которые отнесены к компетенции других органов (должностных лиц). В ст. 199 КоАП РСФСР была определена подведомственность административным комиссиям дел об административных правонарушениях.

В настоящее время в действующей редакции Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в перечне органов, которые рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные КоАП РФ не включены административные комиссии. Законодательное регулирование деятельности административных комиссий КоАП РФ в полном объеме отнес к компетенции органов законодательной власти субъектов Федерации. Это обстоятельство является причиной того, что административные комиссии, рассматривая дела об административных правонарушениях, иногда не обращают внимания на нормы КоАП РФ и допускают большое количество процессуальных нарушений и ошибок, что в свою очередь влияет на правильности и обоснованности их действий и решений.

Также проблемой является отсутствие в КоАП РФ нормы, которая бы определяла понятие административной комиссии. Этот пробел приводит к нечеткости правового регулирования деятельности административных комиссий на региональном уровне, а также приводит к разнообразию нормативных актов субъектов РФ в этой области и содержанию их правового статуса.

Актуальность данной статьи заключается в том, что на сегодняшний день наблюдается стабильная тенденция увеличения числа совершаемых административных правонарушений. Предметом первостепенного внимания Российской Федерации является охрана правопорядка, а к более эффективному их осуществлению должна приводить передача государственных полномочий на местный уровень.

Важно, что традиционно высокая эффективность деятельности административных комиссий как субъектов административной юрисдикции предопределена действием в процессуальной форме административной ответственности принципа оперативности [4б с. 76-83].

Исходя из правового анализа деятельность административных комиссий, можно сказать о том, что в основу этого органа заложена правоохранительная функция государства, которая в свою очередь функционирует за счет осуществления государственных полномочий. И поэтому, вполне обоснованно можно считать, что административным комиссиям органов местного самоуправления делегированы полномочия по осуществлению соответствующего административного контроля от субъектов РФ, а последним от государства. Несмотря на сложность данной структуры, всё это служит эффективного и правомерного рассмотрения дел об административных правонарушениях на региональном уровне.

Как говорилось выше, деятельность административных комиссий регулируется субъектами российской федерации. Однако, в этом вопросе нет единого, четкого закрепления правового статуса этого коллегиального органа, поэтому в разных субъектах РФ он закрепляется по-разному, это влечет разнообразие нормативно-правовых актов, регулирующих данный орган.

Анализ практики в области законотворчества субъектов РФ позволяет сказать о наличии следующих подходов по регулированию деятельности административных комиссий:

В некоторых субъектах Российской Федерации деятельность административных комиссий регулируется законами субъектов об административных правонарушениях.

Также субъект РФ вправе принять самостоятельные законы субъектов, определяющие статус административных комиссий. Такие законы приняты, например, в Республике Саха (Якутия), а также в ряде других субъектов РФ.

К числу таких субъектов относится и Республике Саха (Якутия), в котором в 2006 году был принят Закон «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по образованию и организации деятельности административных комиссий», тщательно регулирующий деятельность административных комиссий при органах местного самоуправления муниципальных образований [3].

Крайне важным и первостепенным является вопрос о том, необходимо ли органы местного самоуправления наделять государственными полномочиями по образованию административных комиссий. Анализируя действующие законы субъектов об административных комиссиях, можно сказать о том, что большинство органов местного самоуправления не наделены государственными полномочиями по образованию административных комиссий. Лишь в некоторых региональных законах содержится норма о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по формированию административных комиссий. К этой малочисленной категории субъектов РФ относится Республики Саха (Якутия), органы местного самоуправления муниципальных образований которого наделяются лишь отдельными государственными полномочиями по образованию и организации деятельности административных комиссий.

Например, органы местного самоуправления Республики Саха (Якутия) наделены в полном объеме государственными полномочиями в сфере формирования и организации деятельности административных комиссий [4]. Мы полагаем, что необходимо включить в законы субъектов РФ подобную норму, которая бы предусматривала порядок образования административных комиссий органами местного самоуправления.

Детально анализируя работу административных комиссий в Республике Саха (Якутия), выявлены следующие основные проблемы: почти во всех муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия) острейшей проблемой является осуществление реального взыскания административных штрафов. Причина такого печальное положения – недостаток взаимодействия административных комиссий со структурными подразделениями службы судебных приставов, а также отсутствие имущества у должника, на которое можно направить взыскание.

Существует и другая, не менее значимая проблема, которая выражается в недостатке необходимого финансирование деятельности административной комиссии, что приводит в итоге к отсутствию материальной заинтересованности ее членов, и впоследствии, к неэффективной, некачественной, работе сотрудников административных комиссий и этого коллегиального органа в целом. Законодатели, освободив мировых судей от большого объема дел, переложили изъятый объем работы на административные комиссии, не обеспечивши этот процесс достаточным финансированием.

Проблематика этого вопроса состоит в том, что отсутствие единого нормативно-правового регулирования создает определённые преграды на пути деятельности административных комиссий. Это приводит к тому, что органам местного самоуправления субъектов Российской Федерации приходится самостоятельно искать пути решения данной проблемы.

Таким образом, рассмотренная в данной научной работе проблематика функционирования и взаимодействия административной комиссии с иными органами власти по исполнению отдельных государственных полномочий, регламентированных нормами действующего законодательства, существует и подлежит разрешению, в первую очередь, на законодательном уровне. Проблемой служит еще и то, что этот коллегиальный орган довольно длительное время находится в тени заинтересованности государственных деятелей, органов законодательной и исполнительной власти. И при наличии острых вопросов и значительных пробелов в этой сфере не принимаются никакие решительные меры для их устранения. Мы полагаем, следует внести в КоАП РФ положения, которые бы дали определение административных комиссий, а также более четко формулировали их правовой статус.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6 — ФКЗ, от 30.12.2008 N 7 — ФКЗ, от 05.02.2014 N 2 — ФКЗ, от 21.07.2014 N 11 — ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ с изм. и доп. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
  3. Клепиков С.Н. Административно-юрисдикционные полномочия исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления/С.Н. Клепиков//Конституционализм и государствоведение. 2017. № 1 (9). С. 76-83.
  4. Короткова О.И. О статусе административных комиссий и возмещении ущербапри признании незаконными их постановлений/О.И. Короткова//Адвокат. 2016. № 2. С. 69-75.
  5. Хорьков В.Н. Законодательство субъектов Российской Федерации об административных комиссиях: нужны коррективы // Административное право и процесс. 2016. №3. С. 43.