К ВОПРОСУ О БЮДЖЕТЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 декабря 5:17

Российская Федерация – федеративное государство, составленное из субъектов. Они в своей структуре имеют муниципальные образования, наделенные своими органами самоуправления, которые в своей сущности имеют предназначение представлять волю населения, проживающего на территории муниципального образования. Наличие системы этих органов показывает демократическую основу государственности. Эти органы экономически зависимы от муниципального бюджета, из которого финансируется их деятельность.

Муниципальным образованием признается населенная территория, на которой производится самоуправление по тем вопросам, которые переданы федерацией образованию.

Первостепенной правовой базой для регулирования бюджетного процесса является Конституция Российской Федерации, следом — Бюджетный кодекс, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законы субъектов, уставов образований и другие нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

Согласно ст.10 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ (с изм. от 12.11.2019) (далее – БК РФ) в структуру бюджетной системы РФ входят: бюджет Российской Федерации и бюджеты внебюджетных фондов РФ; бюджеты субъектов и местные бюджеты, в том числе, изучаемый нами в данной работе, бюджет муниципального образования[[1]]. Из факта наличия строго определенной системы можно сделать вывод, что все ее элементы взаимосвязаны между собой и конкретно местный бюджет, как и любой другой, закрепляет за собой ряд функций.

Закрепление сути местного бюджета ведется статьей 15 БК [[2]] и основным источником основ местного самоуправления – Федеральным законом от 06.10. 2003 №131-ФЗ (ред.02.08. 2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее – ФЗ). В них указано, что каждое муниципальное образование должно иметь свой бюджет, который направляется на решение вопросов местного значения, переданных и защищаемых государством[[3]].

 Совокупность бюджетов муниципального района в составе субъекта составляет консолидированный бюджет, который используется для прогнозирования и анализа состояния местных бюджетов.

У муниципальных бюджетов есть доходная и расходная части. Например, основную часть дохода сосредотачивают в себе местные налоги и сборы. Конституция частью 1 статьи 132 регулирует возможность органов местного самоуправления на учреждение местных налогов и сборов[[4]].

Часть 5 статьи 3 Налогового кодекса РФ, как и Конституция, регулируется обязанность граждан выплачивать законно установленные налоги и сборы.

Государство обязуется устанавливать налоги и сборы, имеющие экономическое обоснование. Произвольных налогов быть не должно. Так же недопустим налог, ограничивающий конституционные права человека и гражданина[[5]].

К местным налогам относят земельный налог, налог на доходы физических лиц и торговый сбор.

Муниципальное образование получает прибыль от имущества, которое закреплено в качестве собственности муниципалитета — оно получает выплаты за сдачу собственности в аренду, залог или доверительное управление – считается неналоговым доходом. Также им является часть от доходов муниципальных и государственных унитарных предприятий; за пользование бюджетными кредитами.

Образование получает материальную помощь от государства в виде субвенций и дотаций. Они различаются по наличию или отсутствию факта возвращения денежных средств обратно. Далее нами будет раскрыта суть указанных понятий.

Субвенция – вид материальной помощи от государства муниципальному образованию, который предоставляется на конкретные цели на определенный срок. Они передаются в две ступени: средства передаются сначала в региональный фонд, следом – распределяется между муниципальными образованиями.

Дотация – определенное количество денежных средств, выданных из государственного бюджета на возмездной или безвозмездной основе для уплаты муниципальных расходов.

Это главные термины бюджетного выравнивания. В РФ этот процесс необходим ввиду дифференциации муниципальных образований по уровню социального и экономического развития, по потенциалу бюджетов, что всегда приводит к разности обеспеченности различных территорий.

Как у любого бюджета у него есть не только доходная, но  и расходная часть. Расходная часть муниципального бюджета – определенное количество денежных средств, направленных на реализацию полномочий, переданных федеральным центром органам местного самоуправления.

Расходы по своей сущности и направлениям делятся на капитальные и текущие. В текущие расходы входит материальное снабжение органов местного самоуправления, муниципальных организаций и иные некапитальные расходы.

Капитальные – расходы, связанные с инновационной и инвестиционной деятельностью.

В статье 87 БК РФ предусмотрен реестр расходной части бюджета, который ведется в порядке, закрепленном уставом муниципального образования, а сам реестр представляется финансовым органом муниципального образования в финансовый орган субъекта.[[6]]

Ввиду большого количества затрат муниципальный бюджет является дефицитным. Государство передает большое количество вопросов муниципалитетам, что накладывается на уже имеющиеся задачи.

В итоге работы можно сделать вывод, что необходима правильная проработка вопроса рационального финансирования муниципальных образований, что сейчас и происходит в РФ.

 

Список  литературы:

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ)
  2. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 04.11.2019, с изм. от 12.11.2019)
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) 31 июля 1998 года № 146-ФЗ
  4. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019)

 

[1] «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 04.11.2019, с изм. от 12.11.2019)

[2] «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 04.11.2019, с изм. от 12.11.2019)

[3] Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019)

[4] «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ)

 

[5] Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) 31 июля 1998 года № 146-ФЗ

 

[6] «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 04.11.2019, с изм. от 12.11.2019)