Беременность и последующие роды сильно влияют на взаимоотношения в семье. Под «первым послеродовом периодом» мы подразумеваем рождение первого ребенка в жизни обоих супругов. В этот период семья, переходя на следующую стадию своего развития, ощущает второй кризис в отношениях — «рождение первенца». Данное исследование поможет определить сферы конфликтных ситуаций, которые являются наиболее деструктивными в первый послеродовой период, выявить особенности распределения ролей в семье, критерии удовлетворенности браком. Понимание содержания, механизмов, закономерностей и связей характера взаимодействия в конфликтных ситуациях, удовлетворенности браком и особенностей распределения ролей в первый послеродовой период позволит определить пути коррекции взаимодействия участников в конфликте.
В исследовании участвовали 80 семей, у которых срок проживания в браке был не более 5 лет. Половина испытуемых ожидали первого ребенка, находясь на 1-2 месяце беременности, остальные это семьи с грудным ребенком. Возраст их детей варьировался от 32 до 62 дней. Все испытуемые были разделены в две группы: «Семьи, ожидающие ребенка» и «Семьи с грудным ребенком». Были использованы методики: тест «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях», тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ), методика на определение особенностей распределения ролей в семье.
При сравнении полученных результатов, был применен критерий Манна-Уитни. На рисунке 1 представлена диаграмма степени удовлетворенности браком показывающая различие между группами.
Рисунок 1. Сравнительная диаграмма уровня удовлетворенности браком в двух группах.
Уровень удовлетворенность браком в семьях, ожидающих ребенка равен 36 баллам, что говорит о значительной удовлетворенности. Показатель семей с грудным ребенком женщин равен 31, что говорит скорее об удовлетворенности, чем неудовлетворенности. Большую роль в степени удовлетворенности браком играет наличие ребенка. Адаптация к новым обязанностям, заботам, ролям и к новой ответственности может привести к снижению удовлетворенности браком. Показатель удовлетворенности браком семей, ожидающие ребенка, мог бы перейти на следующую последнюю стадию «практически полная удовлетворенность браком», но скорей всего понижают уровень такие факторы, как должность, работа, вид деятельности, распределение домашних обязанностей, сексуальная жизнь и т.д.
На рисунке 2 представлена диаграмма, показывающая различия между группами в разных сферах конфликтных ситуациях между скпругами.
Рисунок 2. Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях в двух группах.
В исследуемых группах различаются способы разрешения конфликтов. В семьях, ожидающих ребенка, преобладает конструктивное разрешение конфликтных ситуаций, а в семьях с грудным ребенком деструктивное. Максимально отрицательное значение, в семьях с грудным ребенком, принимает шкала «нарушение ролевых ожиданий» и «рассогласование норм поведения», т.е. конфликты в данной сфере носят активно-деструктивный характер. В группе семей, ожидающих ребенка, конфликты в сфере «нарушение ролевых ожиданий» носят пассивно-конструктивный характер. Супруги не конфликтуют активно, совместно преодолевают трудности во благо семьи. Значимость различий между группами в данных сферах является существенной. Мы наблюдаем значимые различия в сфере «стремление к автономии». В семьях, ожидающих ребенка, конфликты носят пассивно-конструктивный характер, а в семьях с грудным ребенком пассивно-деструктивный. Значимые различия в способах разрешения конфликтов в изучаемых типах семей также проявляются в сфере отношений с родственниками и друзьями. Конфликты в данной сфере носят конструктивный характер.
Незначимые различия обнаруживаются в способах разрешения конфликтов по поводу денег и воспитания детей. Конфликты в сфере «доминирования одним из супругов» в обеих группах активно-деструктивные. Шкала «ревность» в обеих группах имеет пассивный характер.
На рисунке 3 представлены сферы распределения ролей в исследуемых группах.
Рисунок 3. Особенности распределения ролей в разных сферах семей с грудным ребенком и семей, ожидающих ребенка.
Существенные различия особенностей распределения ролей мы наблюдаем в сферах: «воспитание детей», «материальное обеспечение семьи», «роль хозяина/хозяйки». Остальные сферы: «сексуальный партнер», «организация развлечений», «эмоциональный климат», «организация семейной субкультуры» — имеют незначимые различия.
В исследование был применен коэффициент ранговой корреляции Ч. Спирмена для того, чтобы выявить достоверные взаимосвязи отрицательных и положительных взаимосвязей между всеми параметрами в семьях с грудным ребенком.
Выявлены существенные связи между показателями в данной группе. Шкала «отношение с родственниками и друзьями» имеет прямую значимую связь со шкалами «вопросы, связанные с воспитанием детей», «стремление к автономии» и организация развлечений». То есть, чем активнее и конструктивнее решаются конфликты в сфере «отношения с родственниками и друзьями», тем конструктивнее характер взаимодействия супругов в сфере «воспитания детей» и «стремление к автономии».
Шкала «рассогласование норм поведения» напрямую зависит от конфликтов в сферах «стремление к автономии», «нарушение ролевых ожиданий», «доминирование одним из супругов. Причем, между последними двумя сферами также наблюдается значимая взаимосвязь. Конфликты по поводу проявлений ревности обнаружили единственную значимую связь – с конфликтами по поводу автономии. Здесь речь идет о балансе близости – отдаленности, который также необходимо установить молодым супругам на первом этапе брака. Естественно, что при отсутствии такого баланса, один из супругов чувствует себя обделенным вниманием, брошенным, и это создает почву для ревности. Также интересно, что конфликты в этих сферах на первых этапах жизни еще не связаны с конфликтами в других сферах.
Общий уровень конструктивности имеет прямую значимую связь практически со всеми сферами супружеских конфликтов за исключением шкалы «отношение к деньгам», где прямая связь не достигла уровня значимости. Эти связи закономерны, так как шкалы, фактически отражают уровень конструктивности разрешения конфликтов в каждой из сфер.
Удовлетворенность браком имеет обратную значимую связь с ролью материального обеспечения. Чем ниже балл по шкале «материальное обеспечение», тем в большей степени, данная роль реализуется мужчиной, соответственно тем выше будет степень удовлетворенности браком. Если же роль «материальное обеспечение» будет иметь высокий балл, то реализовываться она будет женой, что приведет к снижению уровня удовлетворенности браком.
Роль «материальное обеспечение» имеет прямые значимые связи с ролями «организация субкультуры» и «организация развлечений». Это говорит о том, что если муж финансово обеспечивает семью, то он инициатор в сфере досуга, а также формирует у членов семьи определенные культурные ценности. Если же материальным обеспечение занимается жена, то ей выпадает роль организации субкультуры и развлечений для семьи.
Таким образом, с рождением ребенка изменяется структурно-функциональное строение семьи. Семья переживает кризис первенца. Возникают конфликтные ситуации, носящие как конструктивный, так и деструктивный характер, который может подрывать устойчивость брака. Конфликтная ситуация являются спутником в структурирование следующих сфер семьи: распределение ролей и обязанностей; доминирование, взаимоотношения с родителями; взгляды на семейную жизнь, на воспитание детей; семейные ценности; сексуальная жизнь; дефицит тепла, близости, общения; болезнь одного из супругов. Факторами, которые могут привести к конфликтным ситуациям: отсутствие собственного жилья; чрезмерная занятость одного из супругов на работе, либо отсутствие удовлетворяющего трудоустройства; удовлетворение значимости своего «Я»; уменьшение материального достатка.
Согласно нашим эмпирическим данным, в молодых семьях можно выделить две относительно независимые группы конфликтных сфер: первая — конфликты, связанные с внешними и внутренними границами семьи, ролями и нормами, вторая — конфликты, связанные с нарушением баланса близости – отдаленности. Большинство конфликтов в семьях с грудным ребенком носят более деструктивный характер, чем в семьях, ожидающих ребенка.
Литература:
- Алешина Ю.Е Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. —— Изд. 2-е. — М.: Независимая фирма «Класс», 1999
- Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология семейных конфликтов: учеб. пособие. для педагогических вузов / Б.С. Вол-ков, Н.В. Волкова. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2017