СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: СУЩНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

10 мая 10:37

Социальный интеллект является важной темой современных психологических исследований (Д.В. Ушаков, С.С. Белова, Е.А. Петрова и др.). Закономерно, что умение правильно выстраивать свои отношения с друзьями, коллегами, близкими (и даже малознакомыми) людьми обеспечивает успешную адаптацию человека в обществе. Однако, признание необходимости изучения какой-либо психологической проблемы может столкнуться с трудностями практического характера. Особенно справедливо данное утверждение в отношении понятия «социальный интеллект». При том, что история изучения проблемы насчитывает уже почти целый век (с момента первого упоминания термина Л.Э. Торндайком в 1924 г.) до сих пор не прекращаются споры о том, что представляет собой социальный интеллект и правомерно ли вообще считать его собственно интеллектом, а не каким-либо другим психологическим образованием.

Д.В. Ушаков выделил три основных подхода к пониманию сущности социального интеллекта, соответствующие наиболее значимым тенденциям исследования проблемы в современной психологии.

  1. Социальный интеллект как вид интеллекта. Согласно данному подходу, социальный интеллект следует рассматривать, как особую познавательную способность человека, родственную другим выделенным ранее видам интеллекта (вербальному, математическому, пространственному и др.), но отличающаяся от них спецификой своего объекта. Слабой стороной такой позиции является невозможность объяснить причину отсутствия видимых связей с общим уровнем интеллекта и отчетливую корреляцию с личностными чертами.
  2. Социальный интеллект – это просто сумма знаний, навыков и умений социального взаимодействия. Основой для таких выводов служит тот факт, что для измерения уровня развития социального интеллекта, как правило, применяются методики, основанные на измерении конкретных знаний относительно специфики той или иной ситуации социального взаимодействия. При всей привлекательности данного подхода, остается разумное сомнение в его справедливости и правомерности, т.к. умение оперировать определенными знаниями, умениями и навыками опирается на некоторую способность ими оперировать.
  3. Социальный интеллект как личностная черта. Выделение данного подхода стало следствием большого числа исследований, установивших факт корреляции уровня развития социального интеллекта с уровнем выраженности отдельных черт личности.

Взгляд на природу психологического феномена «социальный интеллект» в отечественной психологии опирается на прочный фундамент исследований видных советских ученых, занимавшихся изучением данной проблемы в русле деятельностного подхода. К их числу относятся М.И. Бобнева, Ю.Н. Емельянов, Л.А. Южанинова.

Центральной темой исследований М.И. Бобневой было изучений механизмов развития личности. Социальный интеллект относится ею к системе социального развития личности и определяется как одна из специфических способностей, благоприятствующая адаптации человека к социальной среде.

Из сказанного видно, что Бобнева считала социальный интеллект особой когнитивной способностью, развивающейся в процессе социализации.

Ю.Н. Емельянов понимал социальный интеллект как коммуникативную компетентность человека, т.е. как способность адекватно и объективно оценивать информацию, получаемую в ходе процесса социального взаимодействия.

Социальный интеллект (как и всякая другая познавательная способность) развивается в процессе онтогенеза. Первоначально, за счет действия механизма эмпатии, затем, посредством процессов абстрактно-логического мышления. Источниками развития социального интеллекта служат жизненный опыт индивида, объекты искусства, общая эрудиция и научные методы познания.

Социальный интеллект (как подчеркивает Емельянов) подразумевает свободное владение вербальными и невербальными компонентами общения.

Л.А. Южанинова считает социальный интеллект одной из трех характеристик структуры общего интеллекта и признает его в качестве когнитивной способности.

В свою очередь, в структуре самого социального интеллекта ею выделяются: социально-перцептивная способность, социальное воображение и социальная техника общения.

На основе вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в отечественной психологии всегда доминировала тенденция рассмотрения социального интеллекта в качестве особого вида интеллектуальной деятельности (когнитивной способности).

На современном этапе изучения проблемы ведется уточнение отдельных аспектов указанного феномена исследования Д.В. Ушакова, С.С. Беловой, А.С. Герасимова, Е.А. Сергиенко, Е.А. Петровой, А.А. Родионовой, В.А. Барабанщикова и др.) на базе методологических обоснований, выдвинутых по результатам приводимых выше исследований.

Использованные источники.

  1. Бобнева М. И. Воциальные нормы и регуляция поведения. / М. И. Бобнева. – М.: Наука, 1978. – 312 с.
  2. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. / Ю. Н. Емельянов. Л.; Изд-во ЛГУ, 1985. – 167 с.
  3. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», — 2004. — 176 с. ISBN 5–9270–0058–445.
  4. Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. – 351 с. ISBN 978-5-9270-0153-8
  5. 5. Южанинова А. Н. К проблеме диагностики социального интеллекта личности. / А. Н. Южанинова. // Проблемы оценивания в психологии. – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1984. – С. 95-111

Used sources.

  1. Bobneva M. I. Vocial’nye normy i reguljacija povedenija. / M. I. Bobneva. – M.: Nauka, 1978. – 312 s.
  2. Emel’janov Ju. N. Aktivnoe social’no-psihologicheskoe obuchenie. / Ju. N. Emel’janov. L.; Izd-vo LGU, 1985. – 167 s.
  3. Social’nyj intellekt: Teorija, izmerenie, issledovanija / Pod red. D. V. Ljusina, D. V. Ushakova. — M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», — 2004. — 176 s. ISBN 5–9270–0058–445.
  4. Social’nyj i jemocional’nyj intellekt: ot processov k izmerenijam / Pod red. D. V. Ljusina, D. V. Ushakova. – M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2009. – 351 s. ISBN 978-5-9270-0153-8
  5. Juzhaninova A. N. K probleme diagnostiki social’nogo intellekta lichnosti. / A. N. Juzhaninova. // Problemy ocenivanija v psihologii. – Saratov: Izd-vo Saratovskogo universiteta, 1984. – S. 95-111