ДАТЧИК АВТОМАТИЗИРОВАННОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК МОТОРНОГО МАСЛА И СПОСОБЫ ЕГО МОДЕРНИЗАЦИИ

21 мая 10:33

Датчик автоматизированного контроля состояния масла – это многофункциональный датчик для регистрации состояния масла в режиме онлайн. На основании измеряемых величин (температуры, влажности и диэлектрической проницаемости) можно распознать «старение» масла, которое может привести в т.ч. к значительному сокращению срока службы фильтров, а также к закупорке форсунок и смазочных каналов с вытекающими отсюда катастрофическими повреждениями системы. 

Датчик предназначен для мониторинга его качественных характеристик (вязкости, механических примесей, температуры, диэлектрической проницаемости), подачи сигнала на приборную панель с целью оперативного прекращения водителем эксплуатацию в момент прекращения свойств моторного масла выполнять свои функции.

Датчик контроля масла состоит из двух цилиндрических конденсаторов. В качестве электродов конденсатора используются две вставленные друг в друга металлические трубки. Между электродами в качестве непроводника (диэлектрика) находится масло. Электрические свойства масла изменяются в процессе его работы и по мере выгорания топливных добавок. В результате изменения электрических свойств масла изменяется емкость конденсатора. Данное значение емкости преобразуется встроенным электронным блоком обработки в цифровой сигнал. Цифровой сигнал датчика как результат оценки качества масла передается в цифровую электронную систему управления двигателем. Данное фактическое значение обрабатывается электронной системой управления двигателем для расчета, следующего ТО.

Основным конкурирующим аналогом является маслотестер анализатор нефтепродуктов, являющимся переносным и универсальным, который способен находясь, непосредственно, около капота определить состояние моторного масла. Стратегическая канва представлена ниже:

Рисунок 1 – Стратегическая канва датчика автоматизированного контроля и маслотестера анализатора нефтепродуктов

 

Одним из факторов, который отрасль принимает как само собой разумеющиеся, следует упразднить – это стоимость. Снизив себестоимость датчика сможем снизить рыночную стоимость. Уменьшить себестоимость датчика возможно благодаря использованию пластмассового корпуса и пластмассовых конденсаторов, которые некоим образом не повлияют на надежность конструкции и не снизят работоспособность датчика. Использование пластмассового корпуса снизят стойкость датчика к механическим воздействиям, но при эксплуатации механические воздействия на датчик не предусмотрены.

По сравнению с существующими в отрасли стандартами можно предположить, что будет уместно снизить функционал датчика. Зная диэлектрическую проницаемость масла и количественное содержание механических примесей можно с уверенностью ответить на вопрос «старения» масла. Лишним функционалом в данном случае является капиллярное отверстие для определения текучести масла и температурный датчик, встроенный в корпус блока обработки.

По сравнению с существующими в отрасли стандартами в разрабатываемом датчике следует повысить точность измерения. Точность измерения параметров моторного масла будет возможно повысить разработкой более дорогостоящего и современного программного обеспечения.

Из никогда ранее не предлагавшихся отраслью следует создать такой фактор как определение щелочного числа моторного масла. Мониторинг данного показателя в разы улучшит функциональную возможность датчика, поскольку, зная щелочное число моторного масла можно с уверенностью сказать о его состояние. Данный показатель получится мониторить использую небольшую выемку для наполнения эксплуатируемого моторного масла, дозированной подачи кислоты и специального электрода, замеряющего кислотность масла.

Таким образом, согласно стратегической канвой, датчик автоматизированного контроля качественных характеристик моторного масла по основным показателям имеет ряд преимуществ по сравнению с принятым аналогом.  Однако датчик востребован в корректировке показателей и его доработке. На сегодняшний день существует только аналог и опытный образец данного датчика, над его разработкой трудится команда специалистов и в ближайший год планируется разработка датчика и проведение первых эксплуатационных испытаний.

Список литературы:

  1. http://winbd.ru/pl/teach/control/lesson/view?id=44244972&editMode=0
  2. http://old.himmotolog.ru/%D0%D0%82%D0%B5%D1%81B5%D1%80
  3. Аметов В.А.Разработка путей повышения надежности агрегатов трансмиссии автомобилей по параметрам работающего масла [Рукопись] : дис. … канд. техн. наук : 05.22.10 — Томск, 1986. — 193 с.