ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ДОМКРАТА-ЛЫЖИ

22 мая 10:44

Грузоподъёмные машины и механизмы предназначены для перемещения грузов и людей по вертикали и передачи их из одной точки площади, обслуживаемой машиной, в другую. Конструкции этих машин чрезвычайно разнообразны. Их можно классифицировать по конструктивным признакам, назначению, характеру выполняемой ими работы.

Для подъёма груза на небольшую высоту (до 1 м.) служат простейшие механизмы – домкраты, обычно применяемые при ремонтных и монтажных работах. Привод домкратов может быть ручным и механическим. [1, с. 12]

Сегодня на рынке автомобильных аксессуаров очень часто можно встретить большое количество подъемных устройств — домкратов. Все модели домкратов по типу привода в действие можно разделить на механические, гидравлические и пневматические. Домкраты механического действия являются одними из самых простых и недорогих подъемных устройств. Именно механическими домкратами комплектуются практически все легковые автомобили. Принцип их действия основан на приложении механических усилий по перемещению винтовой шпильки или специального механизма с фиксатором обратного хода. Все механические домкраты по способу действия подразделяются на ромбические (пантографные), винтовые и реечные домкраты. У каждого из них имеются свои характерные преимущества и недостатки, позволяющие применять их в тех или иных ситуациях. Самые простые — домкраты винтового типа. С помощью такого домкрата можно приподнять автомобиль массой до 2-х тонн. Конструктивно, он представляет собой подвижную шпильку с резьбовой насечкой, которая перемещается относительно упора. За счет ее выкручивания по резьбе происходит подъем автомобиля. Такая конструкция является самой простой, но не лишенной определенных недостатков. Высота подъема таким домкратом не превышает 200–300 мм. Это вполне достаточно лишь для замены колеса. Однако, даже для подъема кузова автомобиля на небольшую высоту, владельцу придется затратить значительные усилия. Это и является главным недостатком винтовых домкратов. [2, с. 442-443]

Технической задачей, на решение которой направлено устройство, является поддомкрачивание автомобиля без физической силы человека.

Одним из подходов решения проблемы по шиномонтажу или ремонту автомобиля, когда необходимо снять колёса или просто приподнять автомобиль, человеку приходится тратить достаточно много времени и собственных физических сил, как раз и является использование домкрата-лыжи (рисунок 1), который приподнимает автомобиль за максимально короткий промежуток времени без человеческих усилий. Это позволяет поддомкрачивать автомобиль за считанные секунды, выдерживать более высокие нагрузки, при этом на протяжении длительного времени, сохранять уровень высоты подъёма, не теряя своих геометрических свойств и не погружаясь в грунт, а также поднимать сразу целую ось автомобиля, вместо одного колеса, и при этом, что самое главное, для его установки не потребуется физическая сила человека.

Рисунок 1. Домкрат-лыжа.

Домкрат-лыжа состоит из основания, так называемой лыжи, которая представляет собой пластину с середины загибающимся концом вверх под 55 градусов, с наружной стороны через отверстия закреплённая болтовым соединением с резиновой подкладкой, так называемой подошвой и стоящей на ней с внутренней стороны по центру трубе с отверстиями и крепящимися к пластине (лыже) рёбрами жёсткости, в которую входит труба меньшего диаметра с упором, так называемый шток, который так же имеет несколько отверстий для стопора, который фиксирует положение штока относительно основной трубы.    

Принцип работы такого домкрата прост. К примеру, для подъёма целого моста достаточно подставить опоры штока под сам мост так, чтобы лыжа домкрата опиралась на грунт. И далее достаточно будет только дать небольшой ход автомобилю в сторону домкрата-лыжи, чтобы мост автомобиль полностью встал на лыжу домкрата. Тем самым, расстояние между мостом и грунтом увеличится, и колёса автомобиля окажутся в воздухе. После чего можно будет спокойно провести шиномонтаж, либо ремонт автомобиля, не беспокоясь о том, что домкрат сдуется, сползёт, либо опустится. Иными словами, домкрат-лыжа представляет собой автокозелок.   

Данная конструкция разработана под минимальный клиренс грузового автомобиля КамАЗ-43118, чей дорожный просвет составляет 385 мм. [3] В целях унифицирования домкрата найдено решение по штоку, который будет входить в основную трубу домкрата-лыжи и при необходимости подниматься или опускаться на нужный уровень, чтобы поднимать любые автомобили с разным клиренсом. Положение штока фиксируется специальным стопором, способным выдерживать огромные нагрузки. В качестве подошвы используется резиновая подкладка. Это способствует трению между домкратом-лыжей и грунтом, что не дают съезжать домкрату во время наезда на него автомобиля.

Стоит отметить, что, домкраты очень востребованы не только для шиномонтажа, но и для ремонта автомобилей. Преимущество домкрата-лыжи от обычного гидравлического домкрата в том, что автомобиль может оставаться поддомкраченный на протяжении многих суток. Иными словами, домкрат-лыжа может использоваться не только как обычной домкрат, но и как козелок, и при этом держать мост автомобиля во время продолжительного ремонта.

 

Список литературы

  1. Александров М.П. Грузоподъёмные машины: Учебник для вузов. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана – Высшая школа, 2000. – 552 с.. -С.12.
  2. Старостин К. В. Виды домкратов и их назначение // Молодой ученый. — 2016. — №30. — С. 442-445. –С 442-443.
  3. GRUZOVO.COM. [https://gruzovo.com/kamaz-43118.html], дата обращения 09.01.2020.