МОЗАИКИ ФРОЛОВЫХ: СОВМЕСТНЫЙ ТРУД ХУДОЖНИКОВ И МОЗАИЧИСТОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

1 июня 2:25

В 40-х гг. XIX века в России начался новый этап в развитии мозаики. Благодаря царскому заказу на создание мозаичных работ для Исаакиевского собора в России выросло поколение известных мозаичистов. Среди них – один из руководителей Мозаичного отделения Императорской Академии художеств Александр Никитич Фролов (1830–1909), основатель династии знаменитых художников-мозаичистов. Его сын, архитектор и техник мозаичного отделения Императорской Академии художеств — Александр Александрович Фролов, ‒ основатель и руководитель первой частной мозаичной мастерской в Санкт-Петербурге. Младший сын, Владимир, продолжил дело отца и брата и также внес значительный вклад в развитие мозаичного искусства в России.

Исходя из списка в книге Н.С. Кутейниковой [1, c, 50-57], можно насчитать 44 мозаичные работы, созданные мастерской Фроловых в России и за рубежом.

Мало кто знает, что мозаичные панно, фризы и надгробные памятники, выполненные Фроловыми по эскизам выдающихся русских художников, расположены не только в городах и селах нашей страны, но и в Эстонии Финляндии, Польше, Германии, Украине и Аргентине.

В Дармштадте (Германия) в 1897 году на личные деньги императора Николая II и императрицы Александры была построена православная церковь Святой Марии Магдалины, которая становилась домовой церковью царской семьи во время их пребывания в Германии. Для этой церкви по эскизам В. М. Васнецова В.А.Фролов создал одну мозаику с изображением Богоматери, восседающей с младенцем Христом на Небесном престоле в окружении ангелов для апсиды храма и текст хвалебной песни: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Бозе, Спасе Моем» для алтарного свода. В. М. Васнецов также является автором эскизов внешних мозаик, орнаментов на стенах и сводах, и двух хоругвей.

В 1912 году в г. Лейпциге (Германия) в честь юбилея «Битвы народов», когда объединенные армии России, Пруссии, Австрии, Англии и Швеции разгромили в 4-7 октября 1813 под Лейпцигом войска Наполеона, был построен  Храм-памятник во имя Св. Алексия, митрополита Московского. В мастерской В. Фролова создали мозаичный образ Спаса Нерукотворного, который находится над коваными дверями храма. Другая мозаика Господа Вседержителя находится в апсиде храма-памятника: «По бокам этих низких врат находятся образа Нерукотворного Спаса и Смоленской Божией Матери в серебряных окладах. Они скопированы с тех, которые сопровождали русскую армию в войне с Наполеоном» [17, c. 198].

Помимо церкви в Дармштадте в мастерской В.А.Фролова созданы 12 панно для собора Александра Невского в Варшаве по эскизам В.Васнецова и А.Рябушкина. Собор стал воплощением красоты благодаря внутренней отделке. Особенностью интерьера собора были огромные мозаичные композиции, не имеющие аналогов в современном искусстве.  В них В. Васнецов обратился к иконописи с её строгими формами.

В 1900 г. в ходе работы над украшением собора Воскресения Христова, мозаичисты выполнили шесть мозаичных икон для храма св. Александра Невского в Таллине (Эстония). Мозаики расположены на трёх фасадах собора. Икона Богородицы «Знамение» находится над вратами западной стороны. Именно ее образ помещен над главным входом в собор. Выбор образа обусловлен тем фактом, что Божья Матерь возводит нас от земли на небо, вводит в храм ‒ Небесный Иерусалим на земле. Образ Нерукотворного Спаса, поддерживаемый Ангелам, виден на фронтоне собора, что напоминает каждому входящему о жертве Христа.

В мастерской В.А. Фролова была создана цветная мозаика по мотивам картины А. Бёклина «Остров мертвых», 1880 года. Сюжет взят из античного мифа о том, что герои и любимцы богов после смерти находят последний приют на уединенном острове. Такое же панно украшало могилу Густава Баумайстера на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге (мозаика утрачена), а также остров-усыпальницу Людвигштайн в Выборге (ранее Финляндия).

В 1903-1907 годах церковь Покрова Св. Богородицы в селе Пархомовка, Киевской губернии [18, c. 58] была построена по заказу инженера, крупного промышленника, благотворителя В. Ф. Голубева. Для этого храма, который не соответствовал по стилю православным канонам, первая в России частная мозаичная мастерская В.А.Фролова создала мозаичные панно по эскизам мистика, художника и путешественника Н.К.Рериха. Из всех его эскизов для оформления храма были сделаны только две мозаики на внешних стенах храма – «Покров Богородицы» и «Спас Нерукотворный с избранными святыми». Для интерьера был изготовлен алтарный образ «Царицы Небесной над рекой жизни». Следующим совместным проектом стал Троицкий собор Почаевской лавры на Украине. Это программное произведение неорусского стиля создано в соответствии с указом архиепископа Антония Храповицкого в 1906 году по проекту архитектора А.В. Щусева. Об эпохе, в которую строился новый собор, рассказывают порталы: в южном портале Троицкого собора Почаевской лавры ‒ «Спас Нерукотворный и Князья Святые» (1910) по эскизу Н.К. Рериха, на западном фасаде –«Почаевская икона Божией Матери» художника П.Н.Нерадовский по эскизу А.В.Щусева.

В храме Св. Троицы в Буэнос-Айресе (Аргентина), построенном в 1898 году М.Т. Преображенским, В.А. Фроловым был украшен фасад церкви мозаикой с изображением «Троицы» по эскизу А. П. Рябушкина. Такое изображение Троицы носит название «Сопрестолие», или «Новозаветная Троица». Эту мозаику В.А.Фролов пожертвовал М.Т. Преображенскому для украшения православного здания за рубежом.

В России В.А.Фролов продолжил сотрудничать с Н.К.Рерихом и В.М.Васнецовым. С М.В.Васнецовым В.А.Фролов работал во Владимирской области, Санкт-Петербурге и Москве. Его работы украшают церковные сооружения как царской семьи (Храм иконы Феодоровской Божьей Матери в память 300-летия Дома Романовых), так и частные постройки (церковь Св. Георгия на Гусевских стекольных заводах Ю.С. Нечаева-Мальцева и часовня-усыпальница фабриканта Левченко). По эскизам Н.К.Рериха был создан надгробный памятник учителя и наставника художника и мозаичиста А.И.Куинджи в Санкт-Петербурге Фроловы как профессиональные мозаичисты могли сами создавать эскизы для своих работ, но предпочитали эскизы знаменитых художников, поскольку многие работы были заказом государства и были весьма масштабными. Однако, по словам Евгения Раильтянина, художника-мозаичиста, «рисунок – это картинка, а его превращение в мозаику – это преображение в новую форму, перевод на новый язык, и то, каковы будут результаты этого преображения, зависит от мозаичиста-наборщика. То есть наборщики – прежде всего художники. Наборщик может либо «поднять», либо «принизить» любой эскиз. Тут можно провести аналогию с актерской игрой» [19]. Другими словами, великолепие мозаичных работ в большей степени заслуга мастеров Фроловых, как писал Н.Рерих брату о мозаике «Спас Нерукотворный» в Церкви Святого духа в селе Талашкино над входом: «Работа, очень выдающаяся по своему будущему значению» [20, c. 56].

Мозаичное искусство данной семьи стало не только новаторским в России благодаря венецианскому или обратному способу набору мозаики, но и знаменитым на весь мир, и при этом до сегодняшнего дня незаслуженно остается недостаточно изученным. Мозаики Фроловых в России и за рубежом являются уникальными объектами изучения как в контексте исследования творчества семьи мозаичистов, так и художников, по чьим эскизам были созданы мозаики.

Список литературы:

  1. Кутейникова Н.С. Из истории русского мозаичного дела (вторая половина XIX века) / Н.С. Кутейникова //Проблемы развития русского искусства. – Вып. XII. – Ленинград, 1980. — С. 50–57.;
  2. Фролов В.А. Мозаичная мастерская Фроловых, 1890-1917/ В.А. Фролов // Храм и культура. ‒ Вып. 12. -С. 91-103.;
  3. Фролов В.А. Петербургская мозаика. Город–Династии–Культура. Избранные статьи/ В.А. Фролов. – Санкт-Петербург, 2006. – С.120–135.;
  4. Фролов В.А. Язык мозаики / В.А. Фролов. //Художник и город. – Москва, 1988. – С. 336 -347.;
  5. ФроловВ. А. Из истории русской и советской мозаики/ В. А. Фролов// Советский Художник. — 1988. — № 9. — С. 283–315.;
  6. Бутиков Г.П., Хвостова, Г.А. Исаакиевский собор / Г.П Бутиков, Г.А. Хвостова. ‒ Ленинград: Лениздат, 1974. — 167 с.;
  7. Кириков Б.М., Фролов В.А. Первые советские мозаики / Б.М. Кириков, В.А. Фролов //Строительство и архитектура Москвы. – 1980. – № 6. – С. 24–26.;
  8. Кириков Б. М.Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома./ Б.М. Кириков. ‒ Санкт-Петербург: Коло, 2012. –С.576.
  9. Ротач А. Л. Исаакиевский собор — выдающийся памятник русской архитектуры / А. Л. Ротач. — Санкт-Петербург, 1868. –56 с.
  10. Яблонский А. М. Исаакиевский кафедральный собор / А. М. Яблонский. — Пг., 1917. — 16 с.
  11. Курляндский В. А., Пятинин В. Ф. Спас на Крови, послание на стенах // История Петербурга. 2006. № 1. С. 25-27;
  12. Иванов Г. В. «Чурлянис и проблема синтеза искусств» // Аполлон. 1914. № 3. С. 5-21.
  13. Артамонов, М. Д. Введенские горы / М. Д. Артамонов. – Москва: Московский рабочий, 1993 . -203 с.
  14. Кобак А. В., Пирютко Ю. М. Исторические кладбища Санкт-Петербурга. 2-е изд. // ‒ Санкт-Петербург: Центрполиграф, 2011. — 797 с.
  15. Тизик К., священник. Ревельский Александро-Невский собор на Вышгороде / К. Тизик. – Ревель., 1900. — 86 с.
  16. Гершельман М. 100-летие закладки Свято-Троицкого собора в Буэнос-Айресе // Наша Страна. Буэнос-Айрес. 1998. № 2499-2500.
  • Мальцев А. П. Берлинский Братский ежегодник. Православные церкви и русские учреждения за границей/А.П. Мальцев. — Берли , 1906
  • Киркевич В. Г.«Церковь Покрова Пресвятой Богородицы / В.Г. Киркевич». — Киев: «Техника». 1999 г.
  • Дизайн и прикладное искусство: Мозаичист (художник-мозаичист). – Электрон. журн. – 2007–2019 «ПРОФГИД». – режим доступа к журн.: http://www.uralstudent.ru/professii/dizajn-i-prikladnoe-iskusstvo/mozaichist-hudozhnik-mozaichist-1849416/
  • Маточкин Е.П. Образ Иисуса Христа/ Е.П. Маточкин. — Самара: Издательский дом «Агни», 2007.