ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ ТЕРРИТОРИИ

23 марта 3:33

Экологически неблагополучная территория являет собой участок территории, состояние окружающей среды которого соответствует установленным в законодательстве критериям, наличие которых свидетельствует о необходимости выделения таких зон для их восстановления, достижения благоприятного состояния окружающей среды. подразделяется на зоны: чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия.Однако в теории достаточно дискуссионным остается вопрос о том, на каком уровне такой участок следует объявить неблагополучной территорией.

Рассмотрим особенности признания территории зоной экологического бедствия или зоной чрезвычайной экологической ситуации. Стоит отметить, что сегодня правомочны осуществлять действия по признанию лишь федеральные органы. Попытка объяснить это коренится, в том числе, и в финансировании мероприятий, нацеленных на восстановление благоприятного природного состояния в таких местностях.

Однако, в соответствии с положениями статьи 72 Конституции Российской Федерации, субъекты России также правомочны проявлять активность в соответствующем направлении [1].

Не смотря на это, вышеуказанное суждение находит свое подтверждение при анализе нормативно-правовых актов регионального уровня. Так, касаемо зоны экологического бедствия, в соответствии с Экологическим кодексом Республики Башкортостан, объявление и установление режима зон экологического бедствия устанавливаются законодательством о зонах экологического бедствия (ч. 1 ст. 55 Экологического кодекса РБ).

Тем не менее, при анализе региональных актов Республики Башкортостан было выявлено отсутствие таковых законов [3]. Это подтверждается и ч. 1 ст. 57 Федерального закона «Об охране окружающей среды» [2]. При этом, данная статья отсылает к положениям ПриказаМинприроды РФ от 06.02.1995 N 45 «Об утверждении «Временного порядка объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации»» [4].

Приказ, в свою очередь, отражает факт того, что субъекты Российской Федерации могут быть лишь инициаторами объявления территории такими видами зоной. Последующие же процесс происходит так: за инициативой следует обращение в Правительство Российской Федерации, которое поручает Минприроды Российской Федерациипровести экспертизу о состоянии окружающей среды; далее министерство вносит в Правительство РФ соответствующий проект Указа Президента Российской Федерации, то есть об объявлении территории зоной чрезвычайной экологической ситуации [4].

Из изложенного следует, что все действия, связанные с установлением таких территорий, относятся, в итоге, к компетенции федеральных органов.

В теории также выдвигается иная позиция, суть корой заключается в невыгодности для бюджетной (экономической) политики государства не только расширения круга субъектов, правомочных признавать территории экологически неблагополучными, но и самого факта признания [5, c. 57]. Данный аспект обуславливается тем, что, как было отмечено ранее, мероприятия по оздоровлению, а равно и по ликвидации негативных последствий, так или иначе,требуют финансирования из федерального бюджета.

Подтверждение позиции обосновывается и практикой. Так, на территории страны на федеральном уровне не было принято ни одного решения об объявлении экологически неблагополучной территории.

Причиной такой тенденции может выступать и наличие дефекта правовой нормы, заключающаяся в нечеткости, размытости критериев отнесения исследуемых территорий к зонам экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации.

Тем не менее, на уровне субъектов России предпринимались попытки разработать соответствующие проекты.

Примером тому может выступать  проект по установлению единых задач и методик исследования экологической ситуации в г. Братск. Данный проект был рассмотрен на совещании, проходившем на базе местной администрации Братска в 2017 г. однако проект не был принят во внимание, и дальнейшая его разработка прекратилась, а полномочия по защите и охране экологии города было решено передать исключительнопод контроль Правительства Иркутской области. Признание территории экологически неблагополучной не состоялось [6].

Таким образом, подводя итог вышеизложенного, следует еще раз отметить тот факт, что для разрешения ряда проблемных аспектов в области установления правового режима неблагополучной территории, видится необходимым расширить полномочия именно региональных органов власти в рассматриваемой области, что, по мнению автора, поспособствует не только более быстрому, но и качественному разрешению проблем экологического характера на определенных территориях.

 

Список литературы 

  1. Конституция Российской Федерации (Принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Российская газета. – 2014. – № 163.
  2. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017)«Об охране окружающей среды» // Российская газета. – 2002. – N
  3. Экологический Кодекс Республики Башкортостан  от 28 октября 1992 года N ВС-13/28 // [Электронный ресурс] / URL: http://docs.cntd.ru/document/935106450 (дата обращения: 29.10.2018 г.).
  4. Приказ Минприроды РФ от 06.02.1995 N 45 «Об утверждении «Временного порядка объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации»» // [Электронный ресурс] / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8612/ (дата обращения: 29.10.2018 г.).
  5. Мысникова Э.А. Экологически неблагоприятные территории: теоретико-правовые аспекты // Юрист и право. – 2017. – № 3. – С. 54 – 58.
  6. Экология Братска должна быть передана под контроль Правительства Иркутской области // [Электронный ресурс] / URL: http://www.bratsk-city.ru/news/55343/ (дата обращения: 30.10.2018 г.).