ПРОВЕДЕНИЕ SWOT – АНАЛИЗА АУТСОРСИНГОВОЙ КОМПАНИИ ООО «КОМПАНИЯ «ВАШ БУХГАЛТЕР»

21 мая 11:52

Постановка проблемы. Для определения направления развития организации и распределения ресурсов необходимо определить сильные и слабые стороны, а также потенциальные возможности и угрозы компании, которые она не может контролировать. Начальным этапом для подобного обзора служит SWOT-анализ, один из самых распространенных видов стратегического анализа. SWOT-анализ представляет собой заполненную матрицу, в которой отражаются сильные и слабые стороны предприятия, а также возможности и угрозы рынка.

Анализ последних исследований и публикаций. Методику проведения SWOT-анализа рассматривали в своих исследованиях Э. В. Плучевская, А. А. Кондратьева [4], С. И. Васютинская, И. А. Фельдман [2], В. В. Подгорнов [5]. SWOT-анализ как инструмент стратегического анализа, позволяющий разработать стратегию для будущего развития компании изучали А. Х. Арсанукаев [1], Б.М.Гринчель [3] и другие. Б.М. Гринчель считает, что для оценки составляющих SWOT-анализа необходимо привлекать экспертов и учитывать их мнение по каждому структурному элементу. Аутсортинговые компании в сфере бухгалтерского учета в республике Крым и г. Севастополь развиваются и предоставляют различные консультационные услуги. Проведение SWOT-анализа таких компаний позволит комплексно оценить стратегические характеристики самих компаний и внешней среды для выработки стратегических альтернатив развития.

Постановка задачи. Целью данного исследования является проведение SWOT-анализа аутсорсинговой организации, занимающейся оказанием бухгалтерских услуг, на примере ООО «Компания «Ваш бухгалтер».

Изложение основного материала. Объектом SWOT-анализа является фирма ООО «Компания «Ваш бухгалтер» в г. Севастополе.

Предприятие было создано 2сентября 2014 года, не имеет филиалов в городе Севастополе или в других городах. Обществу с ограниченной ответственностью «Компания «Ваш бухгалтер» присвоен ИНН 9204008364, КПП 920401001. Директор — Богатырева Виолетта Юрьевна.

Организация осуществляет свою деятельность по различным направлениям, основным из которых является деятельность по оказанию услуг в области бухгалтерского учета, по проведению финансового аудита, по налоговому консультированию.

Также среди направлений деятельности компании можно выделить услуги по разработке компьютерного программного обеспечения и деятельность по работе с компьютерными технологиями. Компания может оказывать консультационные услуги по проведению аудита деятельности компаний, а также осуществлять правовое консультирование. Компания также консультирует по вопросам коммерческой деятельности, подбирает персонал и оказывает рекламные услуги.

ООО «Компания «Ваш бухгалтер» – это предприятие, располагающее материально-технической базой и квалифицированными кадрами для оказания комплекса услуг в области бухгалтерского учета, анализа и аудита. Предприятие функционирует с 2014г. в правовом поле Российской Федерации, всего ООО «Компания «Ваш бухгалтер» функционирует уже более десяти лет. Основными принципами работы компании является индивидуальный подход к каждому клиенту, гибкая система образования цены, различные условия формирования скидок, принимается во внимание сезонный характер работы клиента, высокая организованность и профессионализм.

Для удобства рассмотрения информации о положении компании во внешней среде  и определения ситуации внутри нее была составлена матрица SWOT-анализа (таблица 1).

Сильные и слабые стороны компании характеризуют ее внутреннее положение. Так как сильные стороны компании определяют характеристики, которые обеспечивают преимущество компании перед ее конкурентами, то руководству необходимо постоянно укреплять и улучшать указанные характеристики, а также использовать их в общении с потребителями. Слабые стороны компании, как правило, затрудняют работу и мешают росту бизнеса, руководству необходимо улучшать области, в которых компания слабее конкурентов и разрабатывать направления их совершенствования.

Возможности и угрозы компании определяют факторы внешней среды компании. Возможности способны предоставить направления развития компании для роста бизнеса в будущем. Угрозы же являются негативными факторами, которые могут ослабить положение компании на рынке. Каждая угроза должна оцениваться на вероятности возникновения, а также должны быть предложены решения для минимизации риска их влияния на компанию.

Использование количественных методик повышает информативность и простоту работы с результатами SWOT-анализа. Так, Г. Ассель предлагает ввести балльную оценку в четырехпольный формат анализа. В таблице 2 представлена количественная оценка факторов внутренней среды ООО «Компания «Ваш бухгалтер».

Таблица 1

Матрица SWOT-анализа ООО «Компания «Ваш бухгалтер»

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

Рейтинг

Параметр

Рейтинг

Параметр

1

Передача бухгалтерии в любой момент времени и в любом состоянии

1

Отсутствие быстрых результатов

2

Гарантия постоянной работы

2

На руководителя падает ответственность за все составляющие деятельности (за сбор документов, за не соблюдение законодательства и т.д.)

3

Детальное знание особенностей деятельности клиента

3

Недостаточная мотивация сотрудников

4

Объективность  в ведении учета

4

Большая текучесть персонала

5

Отсутствие проблемы ухода ключевых сотрудников

5

Слабая контролируемость учета в организации ее владельцами

6

Профессиональное ведение бухгалтерского учета с соблюдением законодательства РФ

6

Недостаточная оперативность реагирования на возникающие проблемы

7

 

7

Утечка сведений клиента  конфиденциального характера

ВОЗМОЖНОСТИ

УГРОЗЫ

Рейтинг

Параметр

Рейтинг

Параметр

1

Появление новых технологий обмена информацией

1

Налоговое давление со стороны государства

2

Улучшение качества услуг

2

Влияние экономической ситуации в стране

3

Рост профессионализма и компетенции сотрудников

3

Низкая платежеспособность клиента

4

Укрепление позиций среди конкурентов

4

Увеличение доли теневой экономики

5

Увеличение числа продаж услуг

5

Утечка информации о клиентахи поставщиках

 

Сильным и слабым сторонам присваивается оценка Ai от нуля до пяти, где пятью баллами можно охарактеризовать значимое проявление фактора.

Таблица 2

Оценка факторов внутренней среды ООО «Компания «Ваш бухгалтер»

 

Факторы

Аi

Сильные стороны

Передача бухгалтерии в любой момент времени и в любом состоянии

5

Гарантия постоянной работы

5

Детальное знание особенностей деятельности клиента

4

Объективность  в ведении учета

3

Отсутствие проблемы ухода ключевых сотрудников

3

Профессиональное ведение бухгалтерского учета с соблюдением законодательства РФ

4

Слабые стороны

Отсутствие быстрых результатов

4

На руководителя падает ответственность за все составляющие деятельности (за сбор документов, за не соблюдение законодательства и т.д.)

3

Недостаточная мотивация сотрудников

2

Большая текучесть персонала

2

Слабая контролируемость учета в организации ее владельцами

3

Недостаточная оперативность реагирования на возникающие проблемы

4

Утечка сведений клиента  конфиденциального характера

3

 

В таблице 3 представлена количественная оценка факторов внешней среды ООО «Компания «Ваш бухгалтер». Возможностям и угрозам присваивается оценка Кj, которая также характеризует степень влияния фактора на деятельность компании, по шкале от нуля до пяти (максимальному баллу соответствует высокая степень влияния), а также  рj, характеризующая вероятность достижения события, по шкале от нуля до единицы (максимальному баллу соответствует высокая вероятность появления события).

Таблица 3

Оценка факторов внешней среды ООО «Компания «Ваш бухгалтер»

 

Факторы

Кj

рj

Возможности

Появление новых технологий обмена информацией

3

0,5

Улучшение качества услуг

2

0,7

Рост профессионализма и компетенции сотрудников

5

0,9

Укрепление позиций среди конкурентов

4

0,6

Увеличение числа продаж услуг

5

0,7

Угрозы

Налоговое давление со стороны государства

4

0,8

Влияние экономической ситуации в стране

4

0,6

Низкая платежеспособность клиента

5

0,9

Увеличение доли теневой экономики

3

0,7

Утечка информации о клиентах

2

0,4

 

Далее формируется матрица парных оценок описанных выше факторов. Каждый элемент матрицы рассчитывается по формуле 1 (таблица 4):

 

Аi= рj* Кj                                                           (1)

 

где: Ai – бальная оценка сильной и слабой сторон компании;

Kj – степень влияния угрозы или возможности;

pj – вероятность проявления угрозы или возможности;

 

Для каждой пары факторов вводится балльная оценка их взаимодействия aij  (от -1 до 1): при прямой (обратной) зависимости оценка положительная (отрицательная) и чем сильнее зависимость, тем выше оценка по модулю (таблица 5).

Матрицы, представленные в таблицах 4 и 5, составляются по итогам индивидуальной экспертной количественной оценке на основе изученной информации о сильных и слабых сторонах ООО «Компания «Ваш бухгалтер», его возможностях и угрозах [1]. Оценки взаимодействия факторов SWOT-анализа формируют комплексные параметры Aij (2):где Ai – бальная оценка сильной (слабой) стороны компании;

      Kj – степень влияния возможности или угрозы;

      p– вероятность проявления фактора внешней среды;

      aij – степень взаимодействия факторов парного анализа.

Таблица 4

Матрица  парных оценок SWOT-анализа

Факторы внешней и внутренней среды

№ п/п

 

Возможности

Угрозы

№ п/п

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Кj

3

2

5

4

5

4

4

5

3

2

рj

Аi

0,5

0,7

0,9

0,6

0,7

0,8

0,6

0,9

0,7

0,4

Сильные

1

5

7,5

7

22,5

12

17,5

16

12

22,5

10,5

4

2

5

7,5

7

22,5

12

17,5

16

12

22,5

10,5

4

3

4

6

5,6

18

9,6

14

12,8

9,6

18

8,4

3,2

4

3

4,5

4,2

13,5

7,2

10,5

9,6

7,2

13,5

6,3

2,4

5

3

4,5

4,2

13,5

7,2

10,5

9,6

7,2

13,5

6,3

2,4

6

4

6

5,6

18

9,6

14

12,8

9,6

18

8,4

3,2

Слабые

1

4

6

5,6

18

9,6

14

12,8

9,6

18

8,4

3,2

2

3

4,5

4,2

13,5

7,2

10,5

9,6

7,2

13,5

6,3

2,4

3

2

3

2,8

9

4,8

7

6,4

4,8

9

4,2

1,6

4

2

3

2,8

9

4,8

7

6,4

4,8

9

4,2

1,6

5

3

4,5

4,2

13,5

7,2

10,5

9,6

7,2

13,5

6,3

2,4

6

4

6

5,6

18

9,6

14

12,8

9,6

18

8,4

3,2

7

3

4,5

4,2

13,5

7,2

10,5

9,6

7,2

13,5

6,3

2,4

Таблица 5

Матрица оценок взаимодействия факторов SWOT-анализа

Факторы внешней и внутренней среды

№ п/п

 

Возможности

Угрозы

№ п/п

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Кj

3

2

5

4

5

4

4

5

3

2

рj

Аi

0,5

0,7

0,9

0,6

0,7

0,8

0,6

0,9

0,7

0,4

Сильные

1

5

0,7

0

1

1

0,9

1

0,9

0,8

-0,8

-0,7

2

5

0,6

0

1

0,9

1

0

0

-0,7

-0,8

0

3

4

1

0

1

0,9

1

0

0

-0,6

-0,8

0,9

4

3

0

0

0,9

1

1

-0,3

-0,3

-0,3

-0,3

0,7

5

3

0,7

1

0,9

1

1

-0,4

-0,4

-0,8

-0,8

-0,7

6

4

1

1

0,8

0,8

0,8

0

-0,1

0

-0,1

0,7

Слабые

1

4

-0,8

0,7

0,6

0,6

-0,7

0,9

0,7

0

0,6

0,1

2

3

0,9

0

0,8

0,7

0,7

0

0

0

0

0

3

2

-0,5

-0,2

0,3

-0,6

0,4

0,3

0

0,6

0,5

0,3

4

2

0,9

-0,6

0,8

1

0,6

0,2

0,6

0,9

0,4

0,8

5

3

-1

0,7

-0,6

0

-0,3

0,5

0,3

-0,2

0,4

0,6

6

4

-1

0,9

-0,2

0

-0,6

-0,2

0,1

-0,1

0,7

0,9

7

3

0,6

0,4

0,1

0

0,7

0,1

0

0

0,5

0,4

В таблице 6 приведены итоговые данные сложения полученных комплексных параметров по каждому сектору SWOT-анализа.

Таблица 6

Итоговая матрица оценок SWOT-анализа

Факторы внешней и внутренней среды

Возможности

Угрозы

Сильные стороны

269,37

-38,29

Слабые стороны

38,21

67,37

 

По данным итоговой матрицы, представленной в таблице 6 можно сделать вывод, что между показателями сильных сторон и угрозами наблюдается обратная зависимость. Следовательно, при проявлении сильных сторон компании наблюдается меньшая опасность угроз, и наоборот.

Также стоит отметить, что существует прямая зависимость между элементами сильных сторон и возможностей, между слабыми сторонами и угрозами, между слабыми сторонами и возможностями развития компании.

Выводы. Таким образом, для определения стратегии развития организации можно использовать SWOT-анализ. Данный анализ можно делать относительно организации в целом, или какого-то проекта,  или вида деятельности компании.

На основе проведенного SWOT-анализа можно дать ряд рекомендаций относительно каждого сектора.

1) Анализ сильных сторон компании. Аутсорсинговой фирме ООО «Компания «Ваш бухгалтер» следует обратить внимание и укреплять элементы, имеющие наибольшее значение для компании, к таким элементам относится передача бухгалтерии в любой момент времени и в любом состоянии, а также гарантия постоянной работы. Именно эти два преимущества значительно отличают ООО «Компания «Ваш бухгалтер» от конкурентов.

Компания предоставляет не только стандартные бухгалтерские услуги, но оказывает также консультационные услуги, проверку правильности ведения учета, представление интересов в различных контролирующих органах.

Организация владеет обширным штатом квалифицированных сотрудников, которые являются взаимозаменяемыми и способны в любой момент продолжить работу коллег для оперативных действий необходимых клиентам.

2) Анализ возможностей. Чтобы реализовать существующие у организации возможности руководители компании регулярно направляют сотрудников  компании на различные курсы, вебинары и семинары, тесно сотрудничают с аудиторами и представителями государственной службы города Севастополя.

Клиенты взаимодействуют со своими бухгалтерами (сотрудниками компании) через различные средства, к которым относится телефонная связь, обмен информацией через электронную почту и с помощью различных приложений для онлайн общения, что повышает оперативность ответа специалиста и является удобным средством взаимодействия. Новые клиенты привлекаются в компанию через рекомендации имеющихся клиентов, что позволяет держать низкий уровень цен, все это укрепляет позиции ООО «Компания «Ваш бухгалтер» среди конкурентов.

3) Анализ слабых сторон. Слабые стороны «Отсутствие быстрых результатов» и «Недостаточная оперативность реагирования на возникающие проблемы» минимизируем с помощью увеличения штата сотрудников.

4) Анализ угроз. Угрозу «Низкая платежеспособность клиента» можно нейтрализовать с помощью предусмотрения больших штрафных санкций при нарушении сроков оплаты, а также через запросы предыдущим бухгалтерам в налоговые органы о наличии задолженности у возможного клиента. Угрозу «Налоговое давление со стороны государства» можно ослабить, выбирая наиболее выгодную для компании систему налогообложения, изучения возможных льгот и их применения.

Литература

  1. Арсанукаев А.Х. Исследование эволюции стратегического аудита / А. Х. Арсанукаев // Учет и статистика. 2015. №2 (38).
  2. Васютинская С. И. Количественные оценки в Свот-анализе / С. И. Васютинская, И. А. Фельдман // Московский государственный областной университет. 2010. № 1.
  3. Гринчель Б.М. Механизмы реализации политики повышения конкурентного потенциала регионов / Б.М. Гринчель // Журнал правовых и экономических исследований. – 2012. – № 2. – С.181–186.
  4. Плучевская Э.В. Применение методики своТ SWOT-анализа в отношении отраслевых рынков / Э. В. Плучевская, А. А. Кондратьевна // Российское предпринимательство. 2011. №12-2.
  5. Подгорнов В. В. SWOT-анализ как инструмент управления интегрированной экономической системой / В. В. Подгорнов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2012. №4 (111).