ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА БОЛИВАРИАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ВЕНЕСУЭЛА (2013-2019 гг.)

9 апреля 7:59

Политический процесс, который протекает в Боливарианской Республике Венесуэла, с того момента, когда в 2013 году к власти в стране пришёл Николас Мадуро, вобрал в себя наследие режима Уго Чавеса в политическом, экономическом и социальном аспектах. Внешняя политика Венесуэлы менялась в соответствии с природой своего правительства. В годы правления Николаса Мадуро страна переживает период внутренней турбуленции (политический, экономический и социальные кризисы), поскольку политический курс страны основан на продолжении политического курса, заданного Уго Чавесом «Социалистический план экономического и социального развития нации 2013-2019гг. »

Венесуэла, как и все независимые страны, является членом различных международных организаций. Среди них: Альянс АЛБА (ALBA-TCP), Организация Объединённых Наций (ООН), Организация стран-экспортёров нефти (ОПЕК) и другие.

Одной из отличительных характеристик правительства Уго Чавеса являлось использование нефти в качестве инструмента внешней политики. Это нашло своё выражение в двух фундаментальных шагах: были предприняты грандиозные усилия по укреплению влияния Организации стран – экспортёров нефти (ОПЕК); были подписаны многочисленные договоры о сотрудничестве в сферах энергетики и нефтедобычи, и были обновлены старые соглашения.

Внешняя политика Венесуэлы регулируется статьями 152-155 венесуэльской конституции 1999 года, которые соответствуют целям государства, заключающимся в защите суверенитета и интересов граждан, в поддержании принципов независимости и равенства между странами, а также: в защите права на свободу самоопределения без внешнего вмешательства; в стремлении к мирному урегулированию конфликтов и сотрудничеству; в уважении к правам человека; в солидарности между гражданами и органами власти в принятии решений в различных международных организациях. В соответствии со своей конституцией, Венесуэла также должна способствовать взаимной интеграции стран Латинской Америки и Карибского бассейна, процессу ядерного разоружения и поддержанию экологического равновесия [2].      

Говоря об идеологической составляющей внешней политики, необходимо подчеркнуть, что во время принятия «Плана развития нации» 2001-2007 гг. во время президентства Уго Чавеса, чьи политические цели были определены в разделе «Национальное равновесие», не было замечено серьёзных изменений по сравнению с принципами и ценностями, которые Венесуэла декларировала с момента установления в стране демократической системы правления в 1958 году. Однако в течение этих 6 лет (2001-2007 гг.), когда правительство стало реализовывать принятый ранее план, во внешней политике произошёл серьёзный перелом, и её направление и методы ведения стали отличаться от резолюций, принятых в упомянутом плане. 

Внешняя политика страны развивается в рамках концепции «Социализм XXI века», которая по мнению своего создателя, основана на идеях генерала Симона Боливара, и подразумевает не только изменение  тех принципов, которым следовала венесуэльская внешняя политика до начала 2000 года, но и преследует цель распространить ценности «Боливарианской революции». Уго Чавес сформировал и начал осуществлять международный политический проект, который был призван объединить леворадикальные политические силы всего мира, противостоящие Соединённым Штатам Америки. Этот проект имел целью создать «новые полюсы власти», дестабилизируя гегемонию североамериканского  империализма, используя в качестве оружия, главным образом энергетику. В конечном итоге, Чавес сформулировал «Второй социалистический план экономического и социального развития нации 2013-2019» или просто «План родины», который стал  своего рода его политическим завещанием, и был представлен Ассамблее (парламенту Венесуэлы) президентом Николасом Мадуро.

«План родины» 2013-2019 гг., представляет собой новую фазу Боливарианской революции. Команданте Уго Чавес во время регистрации своей кандидатуры на пост президента 11 июня 2012 года, находясь перед Национальным избирательным советом, представил данный план, и опубликовал одно серьёзное изменение, которое было выражено в следующих  целях:

  1. i. Защищать, распространять и укреплять главную ценность, которую мы повторно завоевали впервые за последние 200 лет — национальную независимость.
  2. ii. Продолжить строительство боливарианского социализма XXI века в Венесуэле, как альтернативы губительной и дикой капиталистической системе, и таким образом гарантировать нашему народу наивысший уровень социальной защищённости, счастья и политической стабильности.

iii.     Превратить Венесуэлу в социально, политически и экономически развитую державу внутри мощного союза латиноамериканских держав и держав Карибского бассейна, которые сформируют зону, свободную от конфликтов, на территории нашей Америки.

  1. iv. Способствовать развитию новой геополитики, которая формируется многополярным миром, что позволит достичь равновесия во вселенной и мира во всём мире.
  2. v. Оберегать жизнь на планете и спасти человеческий род [1].

Мадуро поддержал эти взгляды на глобальные проблемы, и добавил к ним своё видение, что в свою очередь, укрепило структуралистский  подход к международным отношениям. Тем не менее, изменения в экономических и политических аспектах внешней политики мирового и регионального уровней, привело к радикализации основных идей, и таким образом, произошло отдаление от замыслов Чавеса в отношении международной политики.

Николас Мадуро поддержал основные направления внешней политики, заданные предыдущими правительствами и его главным наставником Уго Чавесом. Эти направления, в своей основе, опирались на идеи поиска международного равновесия сил и идеи региональной интеграции. Однако социальный и экономический кризисы, а также политическая нестабильность в Венесуэле, привели к тому, что в 2018 году эти направления были пересмотрены и были сформулированы 4 главных задачи [4].   

  1. i. Консолидация и новое объединение сил в Латинской Америке и странах Карибского бассейна.
  2. ii. Инициирование плана по возвращению венесуэльских граждан в свою страну, под названием «План возвращения на родину».

iii.     Поиск геополитических и финансовых решений для предотвращения экономической блокады.

  1. iv. Поощрение военных союзов для защиты суверенитета страны, находящегося под угрозой в последние годы.

Внешняя политика Венесуэлы определяется созданием стратегических альянсов, как средства избежания экономической блокады со стороны Соединённых Штатов. Экономическое и политическое сотрудничество с другими странами, осуществляется с целью укрепления экономики страны в период  экономического, политического и социального кризисов.

Отношения Боливарианской республики Венесуэла с самыми важными для неё мировыми партнёрами

— Отношения между Венесуэлой и Кубой

Двусторонние отношения между Венесуэлой и Кубой начали развиваться с 1959 года, однако В 1999 году отношения значительно улучшились, поскольку  к власти в Венесуэле пришёл Уго Чавес. Двусторонние отношения включают в себя помощь в развитии, создание совместных компаний, проведение огромных финансовых транзакций, обмен информацией в энергетической  и  технологической отраслях, и сотрудничество военных и служб разведки. Обе страны ратифицировали договор о сотрудничестве и взаимной поддержке в борьбе с империалистической агрессией. Также в настоящий момент действуют следующие соглашения: «План сотрудничества 2019», в социальной и экономической областях, Конвенция о международном сотрудничестве в здравоохранении (биогенез и физиотерапия), и различные договоры в сфере образовательной политики [6].   

— Отношения между Венесуэлой и Китайской Народной Республикой 

Китай и Венесуэла установили дипломатические отношения 28 июня 1974 года. Пекин является главным кредитором Венесуэлы. По данным исследовательского центра «Межамериканский диалог» и университета Бостона, на протяжении последнего десятилетия Китай выделил Венесуэле около 62 миллиардов долларов. Эта сумма составляет приблизительно 40% от суммы финансовых вливаний Китая в экономику всей Латинской Америки, и основная её часть состоит из кредитов, которые погашаются за счёт нефти [5].   

В политическом отношении, Венесуэла представляет для Китая большую важность, поскольку через неё Китай может распространять своё влияние на всю Латинскую Америку, регион, над которым, за малым исключением традиционно доминируют Соединённые Штаты.

Пекин также ценит лояльность и долгие годы интенсивного сотрудничества, однако это не мешает китайскому руководству в течение последних лет также поддерживать контакты с венесуэльской оппозицией, с целью убедиться в том, что в случае свержения действующего правительства, долг Венесуэлы перед Китаем будет выплачен. 

Фундаментальной причиной союза Китая и Венесуэлы являлась нефть. В 2015 году были подписаны новые договоры о развитии аграрной, технологической и нефтяной промышленностей.  в 2017 году Китай купил 437.000 баррелей венесуэльской нефти, что составило 5,2% от общего объёма импорта сырой нефти.

— Отношения между Венесуэлой и Российской Федерацией

Дипломатические отношения между странами были установлены 14 марта 1945 года. В 2001 году правительствами обеих стран была подписана совместная декларация, в которой говорилось о необходимости «укреплять развитие сбалансированной и многосторонней системы международных отношений в XXI веке». Помимо этого было подписано соглашение о военно-техническом сотрудничестве, путём поставки вооружения и товаров военного назначения.

В денежном выражении, торговые и экономические отношения между Россией и Венесуэлой в 2018 году были оценены в 85,3 миллиона долларов [3].    

Сотрудничество в сфере инвестиций имеет своей целью освоение энергетических ресурсов Венесуэлы. В процесс сотрудничества включены такие компании, как «Национальный нефтяной консорциум» (в него входят такие компании, как «Роснефть» и «Газпром нефть»), НК «Роснефть», «Газпром» и «Интер РАО».

Использованные источники

  1. Боливарианской Республики Венесуэла. Второй Социалистический План Экономического и Социального Развития Нации 2013-2019 гг. 2013. c 4-30
  2. Конституция Боливарианской Республики Венесуэла: офиц. текст. N° 36.860. 1999
  3. Министерство иностранных дел Российской Федерации. Российско-Bенесуэльскиеотношения. URL: https://www.mid.ru/ru/maps/ve/?currentpage=ma in-country (дата обращения 24.10.2019).
  4. Venezuela. URL: https://www.infobae.com/america/venezuela /2019/03/24/volvieron-los-misteriosos-vuelos-de-moscu-a-caracas-llegaron-dosaviones-de-la-fuerza-aerea-con-personal-ruso/ (дата обращения 24.03.2019).
  5. R. Cuatro ejes de la política exterior venezolana en 2018. URL: http://mppre.gob.ve/2018/12/21/cuatro-ejes-politica-exterior-venezuela-2018/ (дата обращения 21.12.2018).
  6. Relaciones entre China y Venezuela. URL: http://ve.china-embassy.org/esp/zwgx/thtm (дата обращения 04.11.2016).
  7. Ultimas noticias. Cuba y Venezuela reafirman compromisos bilaterales.URL:http://www.ultimasnoticias.com.ve/noticias/politica/cuba-y-venezuela-reafirman-compromisos-bilaterales/ (дата обращения 02.10.2019).