К ВОПРОСУ О РАССЛЕДОВАНИИ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

24 сентября 2:28

Исследования, посвященные определению уровня коррупции, на постоянной основе стали проводиться в конце прошлого века[1].

Для того, чтобы расследовать коррупционные правонарушения, необходимо сначала дать определение, что такое «коррупция».

Коррупция – это в первую очередь злоупотребление должностным лицом своим служебным положением в интересах третьих лиц с целью получения выгоды. Исходя из данного определения можно выявить основные признаки, которые характеризуют коррупцию, как преступное деяние.

Признаки коррупции заключаются в том, что:

Во-первых, это действия преступного характера, которые совершаются должностным лицом, имеющим государственно-властные полномочия для осуществления своей деятельности;

Во-вторых, это действия должностного лица, которые совершаются им не в законных интересах государства и общества, а в интересах третьих лиц;

В-третьих, это цель, она заключается в получении материальной выгоды имущественного характера вследствие исполнения противоправных действий должностным лицом.

Субъектами коррупционных правонарушений являются два субъекта взяткодатель и взяткополучатель.

Взяткодателем – является вменяемое физическое лицо, которое из корыстных целей привлекает должностное лицо к совершению противоправных действий путём дачи взятки.

В результате взяткодатель за интересован в том, чтобы должностное лицо приняло его предложение за вознаграждение и помогло в обход закону противоправным путём разрешить сложившуюся ситуацию.

Взяточник – это должностное лицо, которое обладая государственно-властными полномочиями в интересах третьих лиц, за вознаграждение путём совершения противоправных действий выполняет поставленное перед ним задание.

Далее стоит дать определение термину «взятка» для того, чтобы можно было определить, главную особенность коррупционных правонарушений.

Взятка – это материальные блага, а также иные ценности, которые передаёт взяткодатель и принимает взяточник для совершения действий или бездействий в интересах взяткодателя.

В настоящее время рассматривая коррупционные правонарушения необходимо подчеркнуть то, что данным видам преступления посвящена целая глава Уголовного кодекса Российской Федерации[2]. Так как в преступлениях, которым главным элементом является коррупция потерпевшим всегда выступает государство, потому что вред, причиненный противоправными действиями должностного лица приносит законным интересам государства и общества.

К видам коррупционных правонарушений относится:

1) злоупотребление должностными полномочиями;

2) незаконное участие в предпринимательской деятельности, означает что государственный или муниципальный служащий не имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность;

3) получение взятки, означает принятие должностным лицом денежных средств или иных ценностей от взяткодателя за оказанную ему помощь;

4) дача взятки, означает передача денежных средств или иных материальных средств должностному лицу;

5) служебный подлог, занесение должностным лицом заведомо ложных сведений;

6) провокация взятки либо коммерческого подкупа, противоправные действия в сфере товаров и услуг;

7) подкуп свидетеля, потерпевшего, эксперта или переводчика, означает дачу ими ложных показаний или сведений, то есть целенаправленное введение следствия в заблуждение.

Поэтому первая проблема заключается в том, как исключить возникновение коррупционных факторов, которые создают прецедент для возникновения коррупции. Для разрешения данной проблемы стоит обратиться к Федеральному закону от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»[3].

На основании данного Федерального закона можно выявить определённые методы для борьбы с коррупцией:

1) создание государственной политики, а также механизмов по выявление коррупционных факторов;

2) обеспечить проведение тесного взаимодействия правоохранительных органов с гражданами страны;

3) принятие мер, которые будут создавать в обществе негативное отношение к проявлению коррупции;

4) создание усовершенствованной структуры и системы органов государственной власти, для реализации механизма общественного контроля за их деятельностью;

5) введение определённых государственных стандартов для каждого государственного органа;

6) создание открытого доступа к роду деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

7) обеспечение независимости средств массовой информации;

8) соблюдение принципа независимости судей;

9) принятие необходимых мер по повышению моральных качеств сотрудников правоохранительных органов;

10) материальное стимулирование сотрудников государственной и муниципальной службы;

11) обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

В связи при реализации данных мер будут достигнуты высокие результаты по борьбе с коррупцией, а также повысится уверенность общества в деятельности государственного аппарата, что органы государственной власти заинтересованы в борьбе с коррупцией и с фактами её проявления, а также предпринимают все необходимые меры для её исчезновения.

Следующей проблемой является то, как оперативно и своевременно выявить факт совершения противоправных действий должностным лицом и привлечь его к уголовной ответственности в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации. Для решения этой проблемы существует Федеральный закон от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»[4].

 В котором прописан механизм поиска и розыска преступника. Органы осуществляющие оперативно-розыскную деятельность должны обладать высокими моральными и физическими качествами для того, чтобы профессионально и своевременно бороться с коррупционными фактами, а также стремительно выявлять их ради безопасности общества и государства, потому что бороться со злом можно только на основании закона. И не каким образом не поддаваться на обманные уловки преступника. Только путём поимки преступника в обществе будет достигнут правопорядок, справедливость и законность.

Богатство, нажитое коррупционным путем, и власть, полученная нечестным методом, идут рука об руку: коррумпированный человек, однажды получив власть, начинает использовать ее в своих эгоистичных целях для увеличения собственного состояния[5].

Коррупция совершается из-за того, что каждый человек стремиться к материальному богатству и для достижения этой цели он готов пойти на преступление, поэтому чтобы предостеречь появление коррупции в первую очередь необходимо повышать уровень жизни граждан, а также заработную плату сотрудников государственной и муниципальной службы, потому что если у них будет достаток, то к взятке попросту будет отсутствовать интерес.

Таким образом расследованием коррупционных правонарушений могут заниматься только уполномоченные на это государственные органы, которые действуют на основании федеральных законов, а также граждане Российской Федерации не должны быть безразличны к коррупции и если станут свидетелями происходящего необходимо сразу сообщить в компетентные государственные органы, а также проявлять бдительность для помощи выявления факта противоправного деяния.

 

Библиографический список

  1. Шуманов И.В. Анализ подходов к исследованию феномена коррупции и современные исследовательские практики коррупции // Вестник Калининградского юридического института МВД России. 2011. № 4 (26). С. 26-31.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 13.06.1996. – № 25. – ст. 2954.
  3. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. – 25.12.2008. — № 52. – ст. 6228.
  4. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ. – 12.08.1995. — № 33. – ст. 3349.
  5. Кожушко А.С. Коррупция общества, коррупция индивида // Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 6. С. 109-115.
  6. Shumanov I.V. Analiz podhodov k issledovaniju fenomena korrupcii i sovremennye issledovatel’skie praktiki korrupcii // Vestnik Kaliningradskogo juridicheskogo instituta MVD Rossii. 2011. № 4 (26). S. 26-31.
  7. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 № 63-FZ // Sobranie zakonodatel’stva RF. – 13.06.1996. – № 25. – st. 2954.
  8. Federal’nyj zakon ot 25.12.2008 № 273-FZ «O protivodejstvii korrupcii» // Sobranie zakonodatel’stva RF. – 25.12.2008. — № 52. – st. 6228.
  9. Federal’nyj zakon ot 12.08.1995 № 144-FZ «Ob operativno-rozysknoj dejatel’nosti» // Sobranie zakonodatel’stva RF. – 12.08.1995. — № 33. – st. 3349.
  10. Kozhushko A.S. Korrupcija obshhestva, korrupcija individa // Gumanitarnye i social’nye nauki. 2012. № 6. S. 109-115.

 

[1] Шуманов И.В. Анализ подходов к исследованию феномена коррупции и современные исследовательские практики коррупции // Вестник Калининградского юридического института МВД России. 2011. № 4 (26). 27 с.

[2] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 13.06.1996. – № 25. – ст. 2954.

[3] Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. – 25.12.2008. — № 52. – ст. 6228.

[4] Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ. – 12.08.1995. — № 33. – ст. 3349.

[5] Кожушко А.С. Коррупция общества, коррупция индивида // Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 6. 114 с.