Период, начинающийся сразу после рождения ребенка, и продолжающийся примерно в течение 6-8 недель, пока организм женщины не восстановится после родов и беременности, называется послеродовым.
Этот период относится к началу второй стадии развития семьи, а именно к этапу молодой семьи с маленькими детьми. На этой стадии происходит распределение ролей, обеспечение материального положения семьи, адаптация к психологическим и физическим нагрузкам [Андреева, 2004].
С появлением ребенка, семья переходит на новую стадию, независимо от сроков совместной жизни супругов. Поэтому необходимо различать отношения в семье до и после рождения ребенка. Картер и Мак Голдринг второй и третьей стадией жизненного цикла семьи называют семью молодоженов и семью с маленькими детьми.
В семейной системе образуется кризис рождения первого ребенка и формируется неустойчивость и уязвимость перед различными воздействиями, такими как ухудшение профессионального роста, отсутствие возможности реализовывать свою личную деятельность и др. К. Витакер [Карабанова, 2001] считал, что семья, сталкиваясь с проблемами ожидания ребенка, беременностью, родами и уходом за ребенком, откладывает на второй план все трудности семейной жизни. С. Минухин [Карабанова, 2001] утверждал, что рождение ребенка подразумевает сложное преобразование семейной системы, что способствует угрозе существования самой семьи.
С одной стороны, в этот период семейная структура укрепляется, но с другой, члены этой системы больше отдаляются друг от друга.
Большой интерес вызывают психические расстройства женщин в послеродовой период. Так как помимо физиологических изменений на протяжении всей беременности, родов и послеродового периода, происходят еще и психические. Женщина может испытывать радость, хорошее настроение и в тоже время усталость, упадок сил, а порой и тревожно-депрессивные эмоции. В связи с выраженными колебаниями эмоциональных состояний беременной женщины происходит актуализация личностных конфликтов и страха родов. Рождение ребенка является этапом пересмотра и переоценки жизненных приоритетов и перспектив. В течение первого года жизни ребенка, большинство матерей не способны выработать адекватного отношения к своему ребенку из-за негативных эмоциональных состояний [А.И. Голубых, С.С. Савенышева, 2014]. Беременность и послеродовой период (пуэрперий) провоцируют психические заболевания. Поэтому многие зарубежные авторы указывают на необходимость скринингового выявления психических расстройств. Согласно M. Oates (1990), от 15 до 20% беременных женщин нуждаются в психическом обследовании. Определенные состояния, такие, как тревога и депрессия, могут быть связаны с риском преждевременных родов.
Депрессию, однополярные расстройства, биполярные и маниакально-депрессивные состояния относят к категории выраженных расстройств психики. Среди послеродовых расстройств отмечается послеродовой блюс – нарушение настроения, которое встречается примерно у 50% женщин в течение 3-6 дней после родов. Симптомами такого расстройства считаются бессонница, плаксивость, депрессия, страх, снижение внимания, раздражительность, аффективная лабильность.
По мнению многих исследователей психофизиологическое состояние зависит от типа родоразрешения. Имеются различные мнения и данные о негативном влияние родов, посредством кесарева сечения на эмоциональное состояние женщины в послеродовом периоде. Большинство научных исследователей выявили связь между данным видом родоразрешения и развитием послеродовой депрессии [Гаринизов, Д. Хаджиделева, 2015]. Другие исследователи доказали, что наличие самостоятельного и осознанного выбора плановой операции беременной женщиной влияет на дальнейшее эмоциональное состояние. Также проводились исследования, результаты которых опровергали связь между развитием аффективных расстройств и типом родоразрешения [G. Anderson, 2013].
Таким образом, послеродовой период необходимо изучать не только с физиологической точки зрения, но и с психологической. При полном физиологическом восстановление организма женщины после родов, необходимо учитывать эмоциональное состояние самой женщины и психологическую адаптацию других членов семьи.
Список литературы:
- Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004. — с. 155-172
- Гарнизов, Т. Послеродовая депрессия/ Т. Гарнизов, Д. Хаджиделева // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. — 2015. №3. — С.58-69.
- Голубых, А.И. Эмоциональные особенности беременных женщин и отношение к будущему ребенку и супругу/ А.И. Голубых, С.С. Савенышева // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. – СПб.: — 2014. №2, — С. 72-78.
- Карабанова О. А. Психология семейных отношений: Учебное пособие. — Самара: Издательство СИОКПП, 2001. — 75-80 с.
- Anderson, G. Postpartum depression: psychoneuroimmunological underpinnings and treatment/ G. Anderson, M. Maes // Neuropsychiatry Disorders Treatment. — 2013. — Vol.9. — P. 277-287.