Компетентность и грамотность в общении на сегодняшний день считаются одним из условий преуспевания в любой сфере жизнедеятельности. Недостаток элементарных умений и навыков общения приводит к большому количеству конфликтов как в семье, так и в коллективе при совместной деятельности. В связи с этим становится необходимым формирование у детей дошкольного возраста коммуникативных умения, выражающихся в приобретении ребенком навыков общения со взрослыми и сверстниками.
Для того, чтобы выявить уровень сформированности коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста, нами было проведено исследование. Данное исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 2 «Сказка» общеразвивающего вида Менделеевского муниципального района. В исследовании приняло участие 28 детей, посещающих старшую группу детского сада, возраст которых составлял 5-6 лет. В составе данной исследовательской группы находились 16 девочка и 12 мальчиков.
Выявить уровень развития коммуникативных способностей позволили методики: «Рукавички» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, методика контекстного общения со взрослым Е.Е. Кравцовой [2].
Рассмотрим содержание исследования.
Методика «Рукавички проводилось в отдельной комнате. Приглашались два ребёнка, которым давалась пара рукавичек. Детям предлагалось украсить рукавички так, чтобы они составили пару, то есть были одинаковыми. Детям пояснялось, что сначала они договариваются, какой узор будут рисовать и только потом могут приступать к раскрашиванию. Дети получали по одинаковому набору карандашей.
В ходе наблюдения за работой детей было отмечено, что не все дети могут с первого раза договориться о том, что и как будут рисовать. Однако, все дети старались сделать свои рукавички красивыми. У кого-то получалось договориться и раскрасить одинаково, некоторые дети только частично сделали похожими свои рукавички, а кто-то вовсе сделал их разными. Ни у кого из детей не было конфликта, никто не ругался и не дрался.
В ходе проведения данной методики были выявлены дети, которые имели:
Высокий уровень сформированности коммуникативных умений – 8 детей (28,6%).
Средний уровень – 10 детей (35,7%).
Низкий уровень – 10 детей (35,7%).
Графически данные можно представить следующим образом:
Рис.1 Распределение детей исследуемой группы по уровням сформированности коммуникативных способностей
Анализируя полученные результаты по данной методике, можно сделать вывод о том, что меньшее количество детей (4 пары – 28,6%) приступали к выполнению задания после совместного согласования предстоящих действий, осуществляли взаимный контроль и взаимопомощь, работали друг с другом с интересом.
У других детей (5 пар – 35,7%) выявлялся лидер, который брал на себя инициативу придумывать замысел рисунка. Иногда в таких парах возникали разногласия по поводу использованных цветов, узора. По окончании проведения методики рисунки у детей имели некоторые различия.
Попытки договориться, также, отмечались и у других 5 пар (35,7%), но они не принесли желаемого результата. Дети никак не могли определиться с узором и цветами, так как каждый игнорировал мнение и пожелание сверстника. Наиболее характерными средствами речевого взаимодействия в такой паре были спор и требование.
Методика контекстного общения со взрослым Е.Е. Кравцовой проводилась индивидуально с каждым ребёнком. Дошкольнику предлагались три картинки с тремя разными ситуациями, на которых были изображены дети и взрослые. Ребёнку нужно было внимательно выслушать то, что ему говорили, и выбрать одну из двух картинок, соответствующую описанию. Каждый ребёнок работал самостоятельно.
В ходе проведения методики контекстного общения со взрослым Е.Е. Кравцовой были выявлены дети, которые набрали:
3 балла (17 детей – 60,8%) – ребенок правильно выполнил все 3 задания;
2 балла (8 детей – 28,5%) – ребенок правильно выполнил 2 задания;
1 балл (3 детей – 107%) – ребенок правильно выполнил только 1 задание.
Графически данные можно представить следующим образом:
Рис.2 Распределение детей исследуемой группы по уровню развития коммуникативных способностей
Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что высокий уровень развития коммуникативных способностей наблюдается у 17 детей. Эти дети смогли правильно определить картинку с названной ситуацией в трех предложенных заданиях и обосновать свой выбор.
У 8 дошкольников был выявлен средний уровень развития способности к пониманию задач, предъявляемых взрослым в ситуациях взаимодействия. Эти дети правильно выполнили два задания из трех.
Низкий уровень продемонстрировали 3 ребенка. Это говорит о том, что дети не распознают ситуации взаимодействия и не различают задачи, предъявляемые взрослыми в этих ситуациях.
Полученные нами результаты опытно-экспериментального исследования свидетельствуют о недостаточно высоком уровне развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Для формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста нами были подобраны специальные игровые упражнения и задания:
- Сиамские близнецы.
Материал: перевязочный бинт или платок, большой лист бумаги, восковые мелки.
Описание: дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг к другу, затем связывают правую руку одного ребенка и левую — другого от локтя до кисти. Каждому в руку дают мелок. Мелки должны быть разного цвета. До начала рисования дети могут договориться между собой, что они будут рисовать. Время на рисование — 5-6 минут [1].
- Ладонь в ладонь.
Материал: стол, стулья.
Описание: дети становятся парами, приставляя правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони другого ребенка. Таким образом, они соединены и должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия.
- «Комплименты»
Материал: мяч.
Описание: Дети по очереди перебрасывают друг другу мяч. Тот, кто кидает мяч, должен сказать тому, кто его ловит что-нибудь приятное – то есть комплимент[1].
4.Превращения.
Описание: Нужно устно закончить друг за другом следующие предложения:
— Если бы я был книгой, то я был бы …
— Если бы я был животным, то я был бы.
- Тропинка
Описание: Дети берутся за руки. По команде «гуляем» — идут по кругу.
«Тропинка» — дети кладут руки на плечи впереди стоящему и наклоняют головы вниз;
«Копна» — дети поднимают руки над головой;
«Кочки!» — все приседают.
Нами было проведено исследование по выявлению уровня развития коммуникативных способностей старших дошкольников. В процессе наших исследований, мы пришли к выводу, что развитию у дошкольника коммуникативных способностей может содействовать использование специально подобранных игровых упражнений и заданий.
Использованные источники:
- Деркунская В.А. Игровые приемы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие / В.А. Деркунская, А. Г. Рындина. – М.: Центр педагогического образования, 2015. – 110 с.
- Хузеева Г.Р. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности дошкольника: психолого-педагогическая служба сопровождения ребенка. Г.Р. Хузеева. – СПб.: ВЛАДОС, 2014. – 80 с.