СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТА В АРКТИКЕ

20 сентября 7:39

В Стратегии развития Арктической зоны РФ (АЗРФ) в качестве первоочередного национального интереса определено «использование Арктической зоны как стратегической ресурсной базы, обеспечивающей решение задач социально-экономического развития страны». Очевидно, что задачи широкомасштабного освоения арктических ресурсов неразрывно связаны с необходимостью создания единой арктической транспортной системы.

В 2018 г. был утвержден Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (распоряжение Правительства РФ от 30.09.2018 г. №2101), включивший девять федеральных проектов, направленных на развитие транспортных коридоров Запад-Восток и Север-Юг, а также повышение уровня территориальной связанности страны. Так, в рамках реализации проекта «Северный морской путь», непосредственно относящегося к АЗРФ, до 2024 г. предусмотрено:

1) в целях обеспечения безопасности судоходства по Северному морскому пути (СМП) строительство объектов Глобальной морской системы связи при бедствии и развитие системы навигационно-гидрографического обеспечения [5, c. 27-32];

2) в целях увеличения грузопотока по СМП: строительство терминала СПГ и стабильного газового конденсата «Утренний» в морском порту Сабетта на Ямале (общий объем финансирования проекта составляет 152,7 млрд. руб.).

В 2019 г. был также утвержден план реализации нового проекта, не рассматриваемого ранее в Комплексном плане – строительство морского перегрузочного комплекса СПГ в Мурманской области (распоряжение Правительства РФ от 26.04.2019 г. №834), включающего два плавучих хранилища газа, вспомогательный причал и необходимую береговую инфраструктуру (предварительная оценка стоимости реализации проекта – 70,1 млрд. руб.).

В целях увеличения мощностей морских портов (федеральный проект «Морские порты России») в Комплексном плане предусмотрены мероприятия по обновлению ледокольного флота. Так, уже спущены на воду самые мощные в мире атомные ледоколы «Арктика», «Сибирь» и «Урал», которые смогут работать в восточном секторе Арктики, где ледовые условия более тяжелые, чем в западном [2, с. 68-73]. Также планом предусматривается развитие портовой инфраструктуры России, в том числе в Арктическом бассейне (до 2024 г. планируется увеличить мощности морских портов бассейна на 64,7 млн. тонн). Особое значение в решении этой задачи отводится комплексному развитию Мурманского транспортного узла (МТУ), включающего создание на базе порта Мурманск глубоководного морского хаба, интегрированного в международные транспортные коридоры Запад-Восток и Север-Юг, что позволит максимально реализовать транзитные возможности России, расширив доступ к новым мировым рынкам сбыта (инвестиции в проект составляют 139021,7 млн.руб., в т.ч. 59598,6 млн.руб. за счет средств федерального бюджета). Реализация проекта началась в 2014 г., а на сегодняшний день уже завершены реконструкция участка федеральной трассы Р-21 «Кола» и морского пассажирского вокзала, ведется строительство энергетической и железнодорожной инфраструктуры [3]. Помимо развития МТУ за счёт внебюджетных источников планируется строительство угольного терминала «Чайка» в порту Диксон (объём инвестиций — 18,6 млрд. руб.) и нефтяного терминала «Таналау» в порту Дудинка (объём инвестиций – 9 млрд. руб.).

Комплексным планом предусмотрено также два крупных проекта развития железнодорожных подходов к морским портам Арктического бассейна (федеральный проект «Железнодорожный транспорт и транзит»). Первый – развитие железнодорожных подходов к Мурманскому порту (объём инвестиций – 63 млрд. руб.); второй – проект «Северный широтный ход» (СШХ), включающий строительство ж/д линии Обская – Салехард – Надым (совокупный объем инвестиций оценивается в 236 млрд. рублей»), что позволит объединить железнодорожные транспортные системы европейской части России, Урала и Западной Сибири [4]. В перспективе планируется строительство подъездной железной дороги от западного участка СШХ к порту Сабетта (ж/д линия Бованенково — Саббета) и продолжение СШХ на восток к арктическим территориям Красноярского края (ж/д линия Коротчаево — Дудинка) [1, с. 6-20].

В рамках федерального проекта «Развитие региональных аэропортов и маршрутов» Комплексного плана в АЗРФ до 2024 г. будет реконструировано 15 аэродромов. Наибольшие объемы реконструкции запланированы на 2019 г.: в аэропортах Амдерма (Ненецкий АО), Певек, Марково, Лаврентия и Провидения (Чукотский АО) реконструируют взлетно-посадочные полосы; в аэропорту Соловки (Архангельска область) будут построены новый пассажирский терминал, склад для стоянки самолетов и техники, а также контрольно-пропускной пункт; в аэропорту Норильск заменят покрытия перрона и возведут ограждения; в аэропорту Мурманск начнется строительство нового терминала. В 2020 г. в аэропорту Нарьян-Мар (Ненецкий АО) построят грузовое здание аэровокзального комплекса, отремонтируют места стоянок воздушных судов и построят ограждение, а в аэропорту Архангельск будет обновлена взлетно-посадочная полоса. В 2021 г. в двух аэропортах Республики Саха (Якутия) — Депутатский и Черский, реконструируют взлетно-посадочные полосы и перроны, заменят светосигнальное оборудование. В 2022 г. приступят к реконструкции трех аэродромов на Чукотке: в аэропорту Беринговский планируется строительство нового здания аэровокзала, совмещенного с командно-диспетчерским пунктом, а также отапливаемый гараж для спецтранспорта; в аэропортах Залив Креста и Капервеем будут отремонтированы взлетно-посадочные полосы.

Подводя итоги, отметим, что эти масштабные инфраструктурные преобразования будут не только способствовать формированию единой арктической транспортной системы, но освоению природных ресурсов, повышению мобильности местного населения и улучшению условий его проживания.

Список литературы:

  1. Грузинов В.М., Зворыкина Ю.В., Иванов Г.В., Сычев Ю.Ф., Тарасова О.В., Филин Б.Н. Арктические транспортные магистрали на суше, акваториях и в воздушном пространстве // Арктика: экология и экономика. — 2019. № 1 (33).- С. 6-20. Doi: 10.25283/2223-4594-2019-1-6-20.
  2. Загородников М.А. Развитие транспортной инфраструктуры Северного морского пути (СМП) // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера. — 2017. — № 2. — С. 68-73.
  3. Серова Н.А., Серова В.А. Основные тенденции развития транспортной инфраструктуры российской Арктики // Арктика и Север. 2019. №36. С.42-56. Doi: 10.17238/issn2221-2698.2019.36.42
  4. Социально-экономическое развитие Северо-Арктических территорий России / Под науч. ред. Т.П. Скуфьиной, Е.Е. Емельяновой. 2019. – 118 с.
  5. Чижков Ю.В. Северный морской путь в структуре арктической транспортной системы // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. — 2017. — № 1 (68). — С. 27-32.