Невозможно переоценить роль средств массовой информации в обществе развивающихся новых технологий. Развитие СМК выявило ряд новых тенденций: в первую очередь, предоставление информации о важных событиях в сфере государственных вопросов и власти, далее – формирование общественного мнения. Для реализации второй функции зачастую используются методы пропаганды, агитации.
С развитием специфики предоставляемой информации, появлением новых технологий, СМИ вышли на международный уровень. «Первостепенная функция массмедиа – обеспечение информацией – зависит от возможности единовременного охвата обширной аудитории» [1, С. 29]. В настоящее время отмечается высокий рост информации при освещении международных конфликтов в разных странах. Также мы можем заметить, что «войны» возникают на геополитическом уровне, так как наряду с классическим оружием используется информационное, что подразумевает работу с разными средствами информации.
Информационный фактор был и остается частью политического и общественного социума. Именно СМИ, прибегающие к подчинению ведущим мировым «игрокам», служат задаче не отражать реальность, а формировать ее.
Рассматривая все современные международные конфликты, можно выделить «информационную войну», которая иногда предваряет физические конфликты, создает повод для военного вторжения в то или иное государство.
Каждое СМИ прибегает к использованию «своей» специфики в отражении международной тематики. Рассмотрим, как позиционировался конфликт в Сирии разными информационными агентствами.
События в Сирии освещались каждой страной так, как их воспринимали представители СМИ из той или иной страны или же, как хотели представить информацию аудитории. Именно так возникает пропаганда. Выделяются несколько аспектов пропагандирования сирийского конфликта:
- Властями ведется борьба с международными террористическими группировками.
- Оппозиция требует изменения в Конституции и свержения партии «БАСС» с президентом Башаром Асадом.
Средства массовой информации во время войны всегда являются связующим звеном между политикой и обществом. Исследования западноевропейских и американских центров выявили, что десятки информационных агентств были соучастниками в кровопролитии сирийского народа.
Многообразие СМИ с разных сторон формировали общественное мнение, показывали искаженную информацию, как сирийский народ выходит на демонстрации и требует смещения режима, а власть реагирует, применяя силу.
На мировой площадке происходит столкновение не только правительства и граждан, а также информационная война в освещении разными странами международной тематики.
На протяжении всего Сирийского конфликта американские и российские электронные СМИ освещали все события, непосредственно связанные с ним.
Для любого СМИ, независимо от страны, в приоритете всегда: новизна, актуальность для общества и неординарность в подаче информации. Важно изучить как формируется общественное мнение и с помощью каких факторов возможно достичь успеха. Познание специфики общественного восприятия позволяет правильно настроить массы и впоследствии вести информационную войну.
Но представители СМИ прибегали к использованию особенностей, характерных для каждой страны. Существуют две позиции информационной борьбы: 1) поддержка Башара Асада исходит из Китая, Ирана, России, 2) оппозиционная – от стран НАТО.
Российские средства массовой информации пытались показать картину всего происходящего с разных сторон, но по итогу придерживались просирийской позиции. Издания «РИА-Новости», «Московский Комсомолец» и другие пытались направить общественное мнение на поддержку действий Башара Асада. В качестве аргумента приводили подавление террористических действий. Об этом говорят такие материалы как: «Обама обратился к Путину с просьбой оказать давление на власти Сирии» [3], статья К. Богданова «200 слов про химоружие в Сирии» [2].
Что касается американской информационной платформы, то поддержка исходила в сторону оппозиции. Их специфика подачи информации заключалась в том, чтобы убедить аудиторию в виновности и неправомерности российского правительства по отношению к судьбе Сирийского государства. На протяжении всего конфликта американские СМИ обвиняют правительство России в защите режима, который выдвигает Башар Асад. Например, «Россия пытается создать базу в Сирии» [4], «Путин побуждает Запад сотрудничать в Сирии» [4] и другие.
Проанализировав материалы, выпускаемые зарубежными СМИ, можно выделить несколько целей пропаганды:
- убеждение американцев в правильности тех приоритетов, которые диктует их власть;
- внушение неприязни к врагу, дабы ослабить уверенность в правильности своих решений;
- развитие нейтральных отношений и переманивание на свою сторону тех, кто поддерживает убеждения врага.
При этом используются такие методы воздействия на массовое сознание как внушение, а именно создание положительных/отрицательных образов, использование символов, пропаганда и агитация.
Исходя их этого, можно судить, что каждая сторона формирует свои образы, приоритеты и мнения. Россия выступает против военного вмешательства и прибегает к защите режима, установленного Башаром Асадом. Чего не скажешь про США – в этом случае видна четкая оппозиция российским СМИ.
События, происходящие в Сирии, уже много лет являются темой для обсуждений на разных информационных площадках. Каждая страна формирует определенный образ и мнение своей целевой аудитории относительно арабского мира. Но представители любых СМИ прибегают к определенной специфике освещения информации, тем самым формируя разрозненное общественное мнение.
Список литературы:
- Дементьева К. В. Роль региональной прессы в трансформирующемся социуме // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2015. № 4. С. 28–33.
- РИА «Новости» [Электронный ресурс]. URL: / https://ria.ru/.
- ТАСС [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru.
- The New York Time [Электронный ресурс]. URL: https://www.nytimes.com.