Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается отношение между государством в лице органов государственной власти в области охраны окружающей среды. Сущность же самой юридической ответственности состоит в обязанности лица, совершившего правонарушение подвергаться мерам государственного принуждения.
Актуальность рассмотрения данного вопроса обусловлена бурными дискуссиями, как учеными-теоретиками, так и на законодательном уровне в области развития нашего государства по вопросами экологии, что неразрывно связано с пресечением экологических правонарушений. Обязанность каждого человека и гражданина сохранять благоприятную природную среду закреплена в Конституции РФ, а именно регламентируется ст. 58.
Ученый-теоретик М.М.Бринчук видит ответственность за экологическое правонарушение как отношение между государством, а именно управомоченными субъектами и лицом, совершившим данное правонарушение (физическое или юридическое)[1 с.3].
Впервые законодательно закреплено было понятие экологического правонарушения в Законе РСФСР от 19.12.1991 года «Об охране окружающей природной среды». Хотя, профессор Петров В.В. начал свои дискуссии относительно данного вопроса еще в 70-х, 80-х годах, но только с данного момента, юридически были зафиксированы нормы, защищающие объекты окружающей среды, а также юридическая ответственность за их нарушение.
Как установлено, что юридическая ответственность наступает только за то деяние, которое признается правонарушением либо преступлением, а соответственно, обладает всеми признаками состава правонарушения, или преступления. С учетом степени общественной опасности экологические правонарушения подразделяются на проступки и преступления. Первые — менее общественно опасные деяния по сравнению со вторыми и являются дисциплинарными, административными и гражданскими правонарушениями. За экологические правонарушения наступает дисциплинарная, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность. Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» предусматривалась также материальная ответственность за экологические правонарушения. Однако новым Федеральным законом «Об охране окружающей среды» она была обоснованно исключена.
Однако, проблема нынешнего законодательства состоит в том, что если в Уголовном Кодексе РФ глава 26 посвящена экологическим преступлениям и определить их объекты и субъекты правоохранительным органам не вызывает особых проблем, то в административном законодательстве, экологическим правонарушениям посвящена глава 8 Кодекса об административных правонарушениях, где большинство норм вызывают затруднения в вопросе определения состава правонарушения. Так, например, норма статьи 8.3 КОАП РФ регламентирует правонарушение в виде использования, хранения и т.д. агрохимии и пестицидов, которое может причинить вред окружающей среде [2c.36]. Однако, установить факт превышения использования агрохимии, которое может повлечь вред для окружающей среды, практически невозможно, поскольку не существует средств измерения, которые могли бы определить уровень загрязнения, именно в момент применения данных агрохимических веществ. А также, не регламентировано, какие органы государственной власти уполномочены проводить проверку в момент применения пестицидов при осуществлении сельскохозяйственной деятельности, на выявление уровня причинения вреда почве. Соответственно, вопрос о юридической ответственности за данное правонарушение остается открытым, поскольку доказать реальную вину, а также установить причинно-следственную связь практически невозможно [3 c.244].
Главной проблемой юридической ответственности за экологические правонарушения, по моему мнению является неусовершенствованность нынешнего законодательства, определяющего состав экологического правонарушения, а соответственно и привлечения виновных лиц к ответственности [4 c.13].
Также, считается не справедливым, что юридическое лицо в Российской Федерации не может быть привлечено к уголовной ответственности за экологические преступления, а только может выступать в качестве субъекта правонарушения и нести материальную ответственность (штраф) или быть подвергнутым ограничениям своей деятельности. Даже Европейский комитет по проблемам преступности Совета Европы неоднократно призывал страны Европы установить на законодательном уровне уголовную ответственность для юридических лиц за экологические преступления.
Таким образом, вопрос о юридической ответственности должен решаться при помощи совершенствования законодательства и правоприменительной практики. В качестве положительной тенденции можно отметить, то что в последние годы принимается большое количество нормативно-правовых актов регулирующих вопросы ответственности за экологические правонарушения, в частности, вносятся изменения в КоАП РФ.
Список использованной литературы:
- Волков А.М. Экологическое право: учебник / Волков А.М. – Москва: КноРус, 2018.
- Гогин А.А. О проблемах юридической ответственности за нарушение экологического законодательства // Вестник ВУиТ. 2015. №2
- Иванов А.А. Проблема экологической ответственности в современных юридических исследованиях// Вестник ВУиТ. 2015. №4
- Солдатова Л.В. Экологическое право: учебник/ Солдатова Л.В., Зозуля В.В., Кичин Н.В., Куделькин Н.С. – Москва: Юстиция, 2018.
- Джикия М.Д. Научная статья “Правовое регулирование обращение с отходами производства и потребления: опыт регионов” . Наука Красноярья. 2017. Т. 6. № 2-2. С. 13-16.