ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРИЗНАКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ

22 октября 1:21

В современном обществе к профессии педагога предъявляются жесткие требования. Высокая эмоциональная вовлеченность в деятельность, ограниченные временные рамки (урок, четверть, год), большая ответственность перед администрацией, родителями и обществом в целом за результат своего труда провоцируют возникновение невротических расстройств и психосоматических заболеваний. К таковым относятся: хроническая усталость, апатия, возникновение чувства бесполезности своей деятельности, пессимистический настрой и безразличие к результатам своей работы, выполнение своей работы формально, безразлично, понижение работоспособности, частая раздражительность, ухудшение самочувствия. В подобных случаях можно смело говорить об эмоциональном профессиональном выгорании (ЭПВ), к тому же профессия педагога относится к профессиям «группы риска».

С точки зрения концепции стресса Г. Селье, профессиональное выгорание-это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома-стадия истощения [3,с.25]. В.В. Бойко определяет профессиональное  выгорание как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия[1,с.147]. По мнению многих отечественных и зарубежных психологов синдром эмоционального выгорания, это поведение человека, связанное с профессией. Анализ современных научных источников позволил нам выделить основные причины профессионального выгорания: а) высокая загруженность на работе; б) нехватка либо отсутствие качественного отдыха, невозможность отдыха во время работы; в) появление напряженной неразрешимой ситуации дома или на работе; г) снижение внутренних ресурсов организма; д) неэффективный, либо не дающий эффекта результат работы педагога;
е) недостаток или длительное отсутствие стимулирующих факторов к работе; ж) принятие неудачи учебной деятельности, и возвращение к началу курса. У каждого работника, демонстрирующего признаки ЭПВ, есть на то своя значимая причина. Как правило, появление синдрома профессионального выгорания является результатом личностных, статусно-ролевых, профессионально-организационных факторов. Сам по себе ни один из факторов не может вызвать выгорания. Его возникновение-это результат действия совокупности многих факторов, как на профессиональном, так и на личностном уровне. Б.А. Гунзунова считает, что важнейшими причинами профессионального выгорания педагогов является высокое и постоянно усиливающиеся напряжение, которое  становится непосильным для них. Это вызвано не только собственно нагрузками, но и их многообразием, информационным коллапсом, возросшими психологическими нагрузками, что, в конечном счете, приводит к проявлению и накоплению разнообразных, но чрезвычайно вредных усталостей,  оказывает негативное влияние на здоровье [3,с.47] .   В настоящее время нет единых подходов к выделению этапов эмоционального выгорания. Динамическая модель Б. Перлман и
Е.А. Хартман представляет четыре стадии эмоционального выгорания. Согласно модели М. Буриша, развитие синдрома эмоционального выгорания проходит две стадии. Сначала возникают значительные энергетические затраты как следствие экстремально высокой установки на выполнение профессиональной деятельности [2, с.303].
Дж. Гринберг предлагает рассматривать эмоциональное выгорание как пятиступенчатый прогрессирующий процесс [2, с.315].

К. Маслач выделила три основные составляющие ЭПВ: предельное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений [2, с.327]. Под эмоциональным истощением понимается чувство усталости, перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, не проходящее после ночного сна. Деперсонализация проявляется как отстраненность, безразличие к профессиональной деятельности и к объектам своего труда. Третьим признаком синдрома  выгорания является ощущение утраты собственной эффективности или падение самооценки в рамках выгорания. Люди не видят перспектив для своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности. После периода отдыха (выходные, отпуск) данные проявления уменьшаются, однако по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию возобновляются.

По мнению В.В. Бойко, при систематической работе по актуализации личностных ресурсов и оптимизации организационных условий труда процесс «выгорания» может быть не только остановлен, но и преобразован в «продуктивное горение», а возможно и  предотвращен, или хотя бы сведены к минимуму его последствия [1, с. 9]. Риск педагогического выгорания могут смягчать стабильные и привлекательные условия труда, возможности для творчества, профессионального и личностного роста, удовлетворённость качеством жизни в различных её аспектах, наличие разнообразных интересов личности, перспективные жизненные планы. Реже подвержены выгоранию оптимистичные и жизнерадостные люди, использующие творческий подход в своей работе, умеющие адекватно относиться к жизненным трудностям и правильно преодолевать возрастные кризисы, использующие навыки психической саморегуляции, а также те, которые удовлетворены выбором профессии и считают себя «на своём месте».

В целях выявления особенностей проявления признаков синдрома ЭПВ была проведена  была проведена диагностика с использованием опросника К. Маслач и С. Джексон (адаптированный Н. Е. Водопьяновой) и опросника удовлетворённости трудом (УТ) в МБОУ «Гимназия №14»
г. Йошкар-Олы. Учительский состав активно принял участие в эксперименте. В исследовании было задействовано 49 человек, среди которых учителя разных возрастов. Результаты показали, что у 4,08 % присутствуют высокие показатели по трём направлениям ЭПВ: эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция личностных достижений. У 4, 08% выявились высокие показатели по двум направлениям – эмоциональное истощение и деперсонализация. У 16,3% – высокие показатели по направлениям эмоциональное истощение и редукция личностных достижений. У 10,2 % были средние показатели по эмоциональному истощению и деперсонализации, у 22,4% – средние по эмоциональному истощению и редукции личностных достижений. У 46,9% не выявилось повышенных показателей ни по одному пункту. Общая удовлетворённость трудом педагогического состава высокая; 93,8% имеют результаты высокой удовлетворенностью трудом, 2,04% – средней, 4,08% – низкой. Причём 4,08% с низкой удовлетворенностью трудом имеют высокие показатели по всем направлениям ЭПВ, что выглядит логично в данном контексте.

Подводя итог результатов исследования, мы можем сказать, что 6,12% тяготились своей работой вследствие того, что потеряли к ней интерес, и накопленная усталость увеличивалась с каждым днём, так как не было энтузиазма, а работа представлялась им «наказанием». Те, чьи показатели были выше среднего, признавались, что страдают от некоторых признаков выгорания: постоянной усталости, депрессивного настроя, невозможности сконцентрироваться, недосыпания, боязни нового рабочего дня и низкую профессиональную самооценку. Те же, чьи показатели были в норме, выглядели доброжелательными, спокойными, улыбчивыми, имели успехи в работе и были полны энтузиазма. Психологом школы был проведён ряд тренингов по профилактике ЭПВ, в которые входили следующие направления: «классный» час для учителей, который раскрывал суть проблемы ЭПВ, способы борьбы с ЭПВ, упражнения на сплочение коллектива и личностный рост.

Впечатления от тренингов были положительными, преподаватели ощущали себя отдохнувшими, расслабленными, большинство признавались, что не зря посетили данный тренинг.  Многие преподаватели, выходящие с тренингов, отмечали повышение настроения и ослабление психического напряжения. После тренингов многие заметили, что у них улучшилось самочувствие, появилось вдохновение для работы, улучшились взаимоотношения с учениками, коллегами, родителями детей, появилось желание развиваться и совершенствоваться. Хорошие результаты дает профилактическая работа в отношении педагогического состава образовательного учреждения, которая включает в себя психологическую диагностику на предмет ЭПВ для получения полной картины психического состояния педагогов. В случае выявления тревожных результатов разумно проводить коррекционные и профилактические мероприятия, направленные на эмоциональную разгрузку, релаксацию и обучение рациональной трате ресурсов и саморегуляции.

Таким образом, проблема преодоления синдрома ЭПВ является злободневной и вызывает большой исследовательский и практический интерес, создает необходимость работы с людьми социальных профессий, в частности, профессии педагога.

 

Литература

  1. Бойко В.В. Синдром эмоционального «выгорания» в профессиональном общении [Текст] / В.В. Бойко. — СПб.: Питер, 2011. — 474 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002704528 ( дата обращения: 05.12.2019).
  2. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика. СПб.: Питер: Питерпринт, 2005. 336 с. URL: http://kingmed.info/knigi/Psihiatria/book_2930/Sindrom_vigoraniya_diagnostika_i_profilaktika-Vodopyanova_NE_Starchenkova_ES-2008-pdf
    (дата обращения: 05.12.2019).
  3. Гунзунова Б. А. Практикум по психодиагностике. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2007. 100 с. URL: https://www.litres.ru/d-a-doncov/psihodiagnostika-praktikum-po-psihodiagnostike/chitat-onlayn/ (дата обращения: 05.12.2019).